Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Ж.Азизбаев. Некоторые вопросы сертификации продуктов питания халяль. [ислам]


В своем сообщении я затрону тему, одинаково трепетную для иудеев и мусульман: соблюдай дозволенное и избегай запретное.

Само понятие дозволенного мусульманам (халяль) и запретного (харам) распространяется на поступки человека, на его пищу, одежду, отдых, развлечения, украшения, личную гигиену, посуду из драгоценных металлов, отношение к людям и среде обитания, порядок поклонения Всевышнему, выполняемую работу, распоряжение своим имуществом и т. д.

В данном случае мы рассмотрим понятие дозволенного и запретного применительно к пище человека. Дозволенность или запретность тех или иных продуктов питания появилась со времени сотворения первого человека на Земле - нашего праотца Адама.

О Адам! С супругою своей живи в саду Эдема.
И где б вы там ни находились,
Вкушайте изобильные плоды себе в усладу,
Но к дереву сему не приближайтесь,
Иначе во зло и беззаконие впадете, —
говорит Господь (2:35).

Обратите внимание: Всевышний не назвал конкретное дерево, плоды которого есть нельзя. Тюркоязычные народы называют его алма, что означает "яблоня, яблоко", а в буквальном переводе - "не бери" "не дотрагивайся".

Господь, создавая человека, определил, что пригодно и непригодно для еды. В Библии Бог говорит Ною: "Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте" (Бытие 9:3-4). Строго запрещается есть свинину и мертвечину (Второзаконие 14:8,21).

Ветхий завет содержит многочисленные упоминания о подобных запретах.

"Только сих не ешьте [...] и свиньи [...] нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь" (Второзаконие 14:7-8).

"Не ешьте никакой мертвечины..." (Второзаконие 14:21) Пророку Нуху (Ною), мир ему, было заповедано: "Только плоти с душою ее, с кровью не ешьте" (Бытие 9:4). "Только строго наблюдай, чтобы не есть крови [... ] не ешь ее; выливай ее на землю, как воду. Не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя..." (Второзаконие 12:23).

Эти же запреты подтверждены и в Новом завете: собор в Иерусалиме, в котором участвовали апостолы, обсудив этот вопрос, рекомендовал христианам "воздерживаться от идоложертвенного и крови; и удавленины [...] Соблюдая сие, хорошо сделаете". Под "удавлениной" понимается мясо животного, забитого не по установленному Господом обряду.

В последнем из Божественных откровений, Коране, деление на пищу разрешенную и запрещенную более конкретизировано:

О вы, кто верует!
Берите в пищу ту благую снедь,
Которой вас Мы наделили (2:172)

Коранический текст неоднократно ясно и недвусмысленно оговаривает запрет на употребление в пищу крови, мертвечины и свинины: "Воистину, запретил вам (Господь) мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Всевышнего" (Св. Коран, 16:115).

- К запретной в Исламе мертвечине относятся все животные, которые умерли своей природной (естественной) смертью или те, что были забиты не по мусульманской, христианской или иудейской традициям либо умерщвлены электрическим током или механическим воздействием;

- Канонически для мусульман запретна та кровь, что изливается самопроизвольно при перерезании основных шейных артерий животного (незначительное количество крови, которое естественным образом остается в теле животного, зарезанного в соответствии с исламской традицией, не является запретным).

Таким образом, в Священном Коране Господь наш только подтвердил ниспосланные ранее Своим Пророкам заповеди о дозволенном и разрешенном в пище.

Последние десятилетия XX века характеризовались урбанизацией и миграцией населения нашей страны, в частности, мусульманского. Если раньше мусульмане жили преимущественно в сельской местности и пользовались продуктами питания, происхождение и способ приготовление которых были известны, то, переселившись в города, столкнулись с проблемами. Стремясь удовлетворить спрос мусульманского населения, предприимчивые люди стали предлагать продукты, в основном, мясо животных, забитых в деревнях, из которых они недавно уехали в город и где остались их родственники, выращивающие скот. Торговые точки открывались при мечетях, что как бы удостоверяло дозволенность продукта. Этот рынок был невелик и позволял руководству религиозных организаций контролировать процесс. Однако с годами стали появляться недобросовестные производители и продавцы, которые стали пользоваться растущим спросом и предлагать сомнительные продукты питания.

В 2003 году Совет муфтиев России проделал большую подготовительную работу для наведения порядка в производстве разрешенных продуктов питания. В марте того же года СМР обратился к администрации Президента Российской Федерации с просьбой оказать поддержку в решении вопросов производства в нашей стране продуктов питания халяль. В августе состоялось совещание с участием представителей администрации Президента Российской Федерации и СМР, а также министерств антимонопольной политики, экономического развития и торговли, печати, юстиции, сельского хозяйства, НИИ мясной и молочной промышленности, НИИ птицеперерабатывающей промышленности, академии сельскохозяйственных наук. В результате совещания Совету муфтиев России было поручено разработать документ, определяющий основные требования к производству и торговле продуктами для мусульман, а министерствам и ведомствам - откорректировать в соответствии с этими требованиями свою нормативно-техническую документацию.

27 ноября СМР ввел в действие "Положение о порядке организации производства, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами, разрешенными к употреблению мусульманам (халяль)", в котором определил требования к сырью, используемому для производства продуктов халяль, к производственным помещениям, транспортным средствам, инструменту, персоналу, спецодежде, упаковке и маркировке, а также к порядку свидетельствования (сертификации). Причем все технологические процессы согласно "Положению..." должны происходить только в присутствии уполномоченного представителя СМР, который контролирует соблюдение норм шариата при производстве.

Первыми предприятиями, отработавшими технологию промышленного производства продуктов халялъ на, в целом, не "халяльном" производстве, были известный в нашей стране и за рубежом старейший производитель мясной продукции высшего качества ЗАО "Микояновский мясокомбинат", ООО "П и К" ассоциации производителей сельскохозяйственной продукции "Тополис" (г. Коломна Московской области). Поставщиком мяса халяль были определены две бойни, входящие в ЗАО "Крестьянский двор" ассоциации "Тополис": одна бойня в г. Каменка Пензенской области, вторая - в пос. Радужном Коломенского района Московской обл.

В настоящее время сертифицированную продукцию производят также несколько птицефабрик (куриных и индюшачьих), чаеразвесочные, кондитерские и даже предприятие по выпуску косметических средств.

Спрос на продукты халяль повсеместно растет. Это общая для постсоветского пространства тенденция: мусульмане становятся более разборчивыми и требовательными. Центры торговли смещаются из магазинов при мечетях в крупные сетевые магазины. И эти крупные магазины в основном торгуют продуктами для мусульман, имеющими сертификат религиозной организации.

Мировой опыт производства и торговли аналогичными продуктами доказал целесообразность государственного контроля за безопасностью и достоверностью производства и продажи продуктов с маркировкой халяль. Установлены международные стандарты и правила, создана комиссия Codex Alimentarius пo стандартам на пищевые продукты (ISO-22000, CAC/GL 1-1979, CAC/GL 24-1997).

В стандарте CAC/GL 1-1979 (п. 5.1-4) однозначно сказано: "О приготовлении пищевого продукта в соответствии с религиозными обычаями и ритуалами (например, "разрешенный по исламским законам", "кошерный") можно заявлять при условии, что данный пищевой продукт удовлетворяет требованиям соответствующих религиозных органов или авторитетов в области ритуала".

Стандарт CAC/GL 24-2997 рекомендует меры, которые следует принимать при маркировке продуктов арабского термина халяль ("разрешено")

Таким образом, государство, внедрив эти стандарты, обеспечивает возможность верующим людям соблюдать религиозные каноны.

Однако до настоящего времени государственные органы России (Ростест, Госстандарт, Роспотребнадзор) находятся в стороне от сертификации и стандартизации продуктов, изготовленных с учетом религиозных требований. Исключение составляет Республика Татарстан, где в 2005 году принят республиканский стандарт халяль.

Я думаю, что у нас есть возможность сотрудничества и совместной деятельности в борьбе за принятие федеральных законов о маркировке и сертификации продуктов пита-нияхаляльикошер.Отакогородавзаимодействии сообщило недавно Бюро международных информационныхпрограмм Госдепартамента США. Мусульманские и еврей-ские общины штата Вирджиния успешно сотрудничали приразработке закона о кошерной и халяльной пище. И этот закон был принят Генеральной ассамблеей штата: 96 голосов "за" и только 2 - "против".

Принятие нашей страной аналогичных законов позволило бы государственным органам на основании заключений (свидетельств) экспертов религиозных организаций выдавать сертификаты соответствия продуктов питания религиозным требованиям.

Материалы форума "Ислам - иудаизм: перспективы диалога и сотрудничества"

Москва, 15 июня 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования