Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Михаил Горелик. Нельзя быть старым! В старости тела становится меньше - души больше. Из "Разговоров с раввином Адином Штейнзальцем". [беллетристика]


В старости меняется пропорция
между душой и телом:
тела становится меньше - души больше

- У Эрика Берна есть довольно неожиданное замечание, что старость - это когда из ушей начинают расти волосы.

- Для психоаналитика действительно неожиданно. Я думаю, начало старости - это рубеж, когда прекращается рост и начинается деградация, когда теряется способность к творчеству и обновлению. Именно поэтому я время от времени говорю своим ученикам, чтобы их малость расшевелить: хотя у вас не видно лысины и живота, они уже у вас внутри. Есть такая хасидская история. Хозяин принимал гостя и предложил ему выпить. Тот говорит: "С удовольствием, пошли мальчика, пусть принесет". Но хозяин принес сам. "Почему ты не послал мальчика?" - "Знаешь, я стараюсь сохранять мальчика в себе и поэтому время от времени посылаю его что-нибудь сделать".

- Значит, и при видимых животе и лысине человек может быть в полном порядке.

- И с волосами в ушах - тоже. Молод тот, кого интересует жизнь, кто способен находить в ней что-то новое. Рабби Нахман говорил: "Нельзя быть старым!". Еще он говорил: "Почему человек в девяносто лет не может быть, как три человека в тридцать?!".

— Но не смог продемонстрировать это на собственном примере: сам-то он не дожил и до сорока.

- Я вам расскажу еще одну хасидскую байку. Сидят двое в очереди в ожидании суда после смерти. Вызывают одного из них. "А почему не меня? Я же впереди!" - "Сначала те, кто старше". - "Но я же намного старше! Я его на руках носил". - "Э, у нас другой возраст: он жил полной жизнью, а у тебя, даже если хорошо поскрести, больше двух годочков не наберется".

- Очень в духе "Премудрого пескаря" Салтыкова-Щедрина.

- Премудрый пескарь - это старость, от которой предостерегал рабби Нахман. Сам-то он по "другому возрасту" прожил большую жизнь и не состарился.

— Я слышал об одном американском эксперименте. Ученые получили согласие католических монахинь преклонного возраста ряда монастырей в США на регулярные медицинские и психологические обследования и посмертное вскрытие. Результаты были в некоторых отношениях удивительны. Среди монахинь были такие, у кого вскрытие показало очень далеко зашедшую болезнь Алъцгеймера, - между тем при жизни они были вполне личностно сохранны, ничего не говорило об их болезни. Это, как правило, были люди высокой жизни.

— Рассказанная вами история меня ничуть не удивляет. Моя дочь - социальный работник, она постоянно имеет дело с пожилыми людьми. И она обратила внимание, что если человек живет богатой духовной жизнью...

— Вы имеете в виду религиозную жизнь?

— Вовсе не обязательно. Так вот, если пожилой и нездоровый человек живет богатой духовной жизнью, то качество его жизни существенно выше, нежели у людей с такими же недугами. Все зависит от ценностных установок, от того, с каким внутренним багажом подходят к преклонному возрасту. Если у человека были духовные ценности, и он всю жизнь прилагал усилия, чтобы жить в соответствии с ними, если он боролся со страстями, то в том возрасте, когда они слабеют, он становится более прозрачен и гармоничен.

Один мой добрый знакомый, человек глубокий, но совершенно нерелигиозный, говорил: "Умереть в расцвете сил — непереносимо. Старость — совсем другое дело: тело постепенно слабеет, меняется пропорция между душой и телом: тела становится все меньше — души все больше".

- Но это когда с душой все более-менее в порядке. А если нет ?

— Если человек всю жизнь жил на поводу у страстей, то, когда возможностей удовлетворить свои желания становится все меньше и меньше, он просто сходит с ума.

- Вам, наверное, знаком тип ненавидящего жизнь бескомпромиссного моралиста, который, хорошо погуляв в юности, состарившись, предъявляет всему миру требования, которые сам никогда не выполнял. Такое впечатление, что он смертельно завидует молодым и хочет отнять у них то, что сам безвозвратно утратил.

- Ну конечно. Когда такой человек говорит мне: "Я покончил с желаниями и страстями", - я отвечаю ему: "Ты ошибаешься: это они с тобой покончили!". Когда мне было лет двадцать, я один раз разговаривал с Бубером. Ему тогда было, кажется, восемьдесят с хвостиком. О чем мы говорили, в памяти не сохранилось, но одна его реплика запомнилась. Он сказал: "Казалось бы, молодой человек должен быть полон терпения, а старик нетерпелив: ведь у молодого - времени хоть отбавляй, а у старика - не так уж и много. Но, вопреки этой логике, полны терпения именно старики - молодые хотят все сразу, причем немедленно".

Есть три книги, которые, по преданию, написал царь Соломон. Это Песнь Песней, Притчи и Экклезиаст. Песнь Песней, как вы знаете, - песнь любви, Притчи - практическая мудрость, а Экклезиаст полон скептического отношения к миру. Соответственно, считается, что Соломон написал Песнь Песней в юности, Притчи - в зрелые годы, а Экклезиаста - в старости. Но есть вполне авторитетное мнение, которое инвертирует эту последовательность: согласно ему. Экклезиаст был написан в юности, а "Песнь песней", напротив, в старости. Я думаю, так оно и было. Многие молодые люди решительно все знают о жизни и поэтому преисполнены вселенской скорби, они просто неспособны говорить, о любви.

- Гете написал "Фауста" в преклонных летах. Кажется, ему было за восемьдесят.

Да, в старости порой появляется поразительная свежесть и новизна восприятия жизни. Смотрите,  Томас Манн всю жизнь писал интеллектуальные романы, а напоследок, даже не успев завершить, - "Признания авантюриста Феликса Круля" - пожалуй, самую юношескую из своих вещей.

Из кн. "Разговоры с раввином Адином Штейнзальцем", Москва, 2003


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования