Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Михаил Горелик. Группа риска. Борода - естественный символ мужества и власти. Из "Разговоров с раввином Адином Штейнзальцем". [беллетристика]


- Когда Гейне был молод, культура древних греков казалась ему образцом. В еврейском мире ему недоставало красоты. Потом он пересмотрел свое мнение. Греки остались для него всего лишь красивыми детьми.

- Маркс говорил нечто подобное.

- Почему бы и нет - они были людьми одного круга, и это было тогда общее культурное клише. Так вот, если греки - дети, то евреи - взрослые. С какого-то момента Гейне стал идентифицировать себя со взрослыми.

Одна из концептуальных особенностей греческой культуры - культ молодости. По всей видимости, именно греки придумали бритье - своего рода погоня за молодостью.

- Но ведь египетские жрецы тоже брились.

- Требование культа. Кроме того, они были оскоплены. В древности борода - естественный символ мужества и власти. Во времена Сократа греки еще носили бороду, во времена Александра уже брились. В Риме императоры с определенного времени бриты - влияние Греции, затем опять появляются бороды - влияние Востока.

- В России Петру пришлось вводить бритье силой. Голый подбородок воспринимался как признак гомосексуальности, поэтому бритье казалось позором.

- Поскольку гомосексуализм считался позором. Точно так же, как и у евреев. Библия высказывается на сей счет со всей возможной определенностью. Между тем в Греции гомосексуализм был нормой. Все это органично связано с культом молодости. В еврейском мире - ничего подобного. На иврите одно и то же слово означает "старец" и "старик", и оно носит глубоко положительный характер. В Библии и в Талмуде слова "старик" и "мудрец" часто выступают в качестве синонимов. Уважение к старости рассматривается не как добрый народный обычай, а как прямое и требующее неукоснительного исполнения требование Всевышнего: "Перед сединой вставай и уважай старца".

- Знаете, я тут увидел первую часть этой максимы в иерусалимском автобусе - Библия прямо обращается к пассажирам. Производит впечатление! Но это Библия. А что в Талмуде?

- В Талмуде рассказывается о прославившемся своей мудростью еще в юности Эльазаре бен-Азарье. В семнадцать лет он был избран главой Синедриона  (случай уникальный). Его внешность совершенно не соответствовала его общественному статусу, и он от этого страдал.

- Своего рода комплекс возрастной неполноценности.

- Можно и так сказать. В какой-то момент произошло чудо: в одну ночь он поседел. Он говорит о себе: "Я теперь, как семидесятилетний". И в этих словах - не сокрушение от преждевременной старости, а удовлетворение: наконец-то его внешность соответствует теперь его статусу.

- Эта история кажется сегодня психологическим казусом.

- Поскольку менталитет изменился, Запад (а вслед за ним Россия и Израиль) в огромной мере воспринял греческую идею молодости, связанную с красотой и здоровьем. Старость пугает. Старость перестала быть тем, что заслуживает уважения. "Старик" - это может звучать снисходительно, жалостливо, насмешливо, оскорбительно. Поэтому лучше вообще не произносить это слово.

- Мне это напоминает отношение к слову "еврей" в советскую эпоху. Тоже трудно произносилось.

- В Израиле в названии заведений для престарелых обычно употребляется эвфемизм "золотой возраст". А в России как?

- То же самое, стариков называют ветеранами - чтоб не обидеть. С другой стороны, в России, в отличие от Израиля, в полной, я бы даже сказал, в пугающей, мере воплотилась идея геронтократии.

- Ну, нынешний-то ваш президент молод. -Да, и контраст просто художественный.

- В традиционном еврейском мире, наряду с уважением к старости, есть трезвое сознание, что с человеком в преклонном возрасте могут происходить малоприятные изменения, и дело тут не только в физическом дряхлении. В Талмуде рассматриваются ограничения, налагаемые на членство в Синедрионе. Членами Верховного суда, в компетенции которого было вынесение смертных приговоров, не могли стать люди, известные своей жестокостью, а также старики и бездетные. Идея такого ограничения состоит в том, что жизнь людей не должна зависеть от судей с дефицитом милосердия.

- Старики и бездетные априори считаются жестокосердными?

- Да, это своего рода презумпция немилосердия. Человек, у которого не было детей, лишен очень важного опыта снисхождения и прощения. Нередко бывает так, что с возрастом старики отдаляются от ближних, душевная теплота понемногу уходит, и человек замыкается в холодном и бездушном эгоизме.

Одна хасидская история рассказывает о трех судах: суд ангелов - он самый жесткий и немилосердный, суд умерших праведников - он куда милосерднее ангельского, и наконец суд праведников живых - он самый снисходительный и милосердный, ибо в нем больше всего понимания и сопереживания. Те, кто умер, уже отдалились от нашего мира, в то время как праведники, живущие в нем, не только понимают мотивы, проблемы, обстоятельства, человеческие слабости и бремя страстей, но знают все это по своему собственному опыту, по окружающей их жизни. Они умеют жалеть и прощать.

- Стало быть, суд немилосердных старцев ближе всего к ангельскому? Забавно. Вот вы сказали: нередко с возрастом человек замыкается в холодном эгоизме. Но ведь отнюдь не всегда, ведь может и не замкнуться. Наверняка вам известны примеры, когда к старости полностью раскрываются лучшие человеческие качества. Да и бездетный человек может быть милосердным, он может приобрести опыт любви и сострадания каким-то другим образом.

- Конечно, вы правы, и мудрецы Талмуда тоже это прекрасно понимали, но они исходили из того, что в случае, когда речь идет о человеческой жизни, лучше подстраховаться, а старики и бездетные, в силу своей жизненной ситуации, входили, по их мнению, в своеобразную группу риска.

Русский лубок сохранил для нас драматический момент уничтожения бороды.

"Цырюльникъ" и "раскольник" - носители двух разных менталитетов.

Из кн. "Разговоры с раввином Адином Штейнзальцем", Москва, 2003


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"