Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Михаил Горелик. Апология болезни. Из "Разговоров с раввином Адином Штейнзальцем". [беллетристика]


- За что сидишь?
И все отвечали: 
- Совершенно ни за что!
Это какая-то чудовищная судебная ошибка

- Когда в Библии впервые упоминается болезнь?

- Иаков первый, о ком прямо сказано, что он болел*. В одном комментарии говорится, что до него вообще никто не болел - люди просто умирали, когда истекал срок их жизни, вроде того, как кончается телефонная карточка. Качество первого разговора ничем не отличается от последнего. Иаков просил о каком-то знаке, предупреждении, предвестнике смерти, чтобы она не была столь ужасающе внезапна.

- Не на полуслове, если использовать вашу аналогию с телефонной карточкой.

- Да, вежливый человек прежде, чем положить трубку, завершает беседу и прощается. Тяжелая болезнь дает возможность внутренне подготовиться к смерти, осмыслить свою жизнь, привести в порядок дела, завещание составить. Кстати, раз уж мы заговорили об Иакове, он использовал полученное предупреждение: благословил детей и внуков, сделал распоряжение о похоронах.

- Стало быть, Иаков просил для себя, а получило все человечество. Щедрый дар.

- Просто идея была хорошая.

- Вы так считаете?

- Конечно. Ведь болезнь способна подтолкнуть человека к размышлению о важных вещах. Это такая сильная встряска, которая может основательно прочистить мозги.

- Или вызвать сотрясение мозга.

- Бывает и так.

- О Иакове сказано, что он заболел, когда ему было сто сорок семь лет. Он был стар.

- Болезнь и старость - явления одного порядка. Старость тоже не была присуща человеку изначально. Они были встроены в ранее созданный механизм. Старость выполняет ту же функцию, что и болезнь. Один геронтолог сказал мне: "Старость - это адаптация организма к смерти". В тридцать лет думают не о смерти, а о теле. Я бы даже сказал так: в тридцать лет думают телом.

- А в семьдесят - нет? Старость и болезнь могут привести к тому же эффекту, хотя и в иной аранжировке. Телесные страдания заставляют человека сосредоточиться на них. Разве не так? Старик может думать о теле и телом не меньше, чем в молодости. Я вовсе не хочу сказать, что сбои организма непременно сужают духовные горизонты, но это довольно распространенный случай.

- Обыкновенно это бывает у тех, у кого духовные горизонты и без того были узки. А собственно, почему вы об этом заговорили? Будь вам тридцать, вы бы предпочли поговорить не о старости и болезни, а о женщинах.

- Будто мы с вами о женщинах не говорили!

- В самом деле? Стало быть, вы наконец созрели для этой темы, независимо от возраста.

- В обыденном сознании здоровье — безусловная ценность А с религиозной точки зрения?

- Рамбам говорил, что поддержание здоровья - один из путей служения Всевышнему. Рамбам был едва ли не лучшим врачом своего времени**, и он никогда не стал бы заниматься медициной, если бы так не думал. Я целиком и полностью разделяю это мнение.

- И тем не менее курите.

- Вовсе не считаю, что мне это как-то особенно вредит: я же трубку курю. Однажды я беседовал в Англии с председателем комиссии по изучению вреда курения, и он сказал: "Трубка минимизирует вред курения". С этими словами он достал трубку и закурил. Как я могу не доверять специалисту? Здоровье - ценность, но, я вам скажу, болезнь - тоже ценность. Болезни стимулируют человека к переосмыслению своей жизни.

- Или не стимулируют - одно из двух. Человек может считать, что с ним все в порядке и беды, которые сваливаются ему на голову, совершенно незаслуженны. Достаточно распространенная реакция на страдания: "За что?! Как это несправедливо!"

- Могу рассказать вам по этому поводу один исторический анекдот. Однажды Фридрих Великий*** инспектировал тюрьму. Он заходил в камеры и спрашивал: "За что сидишь?" И все отвечали ему: "Совершенно ни за что! То есть совершенно! Это какая-то чудовищная судебная ошибка, ваше величество". И только один человек сказал: "Я вор, ваше величество. Поймали меня, вот я и сижу".

- И что Фридрих?

- Он сказал: "Его надо немедленно изолировать, а не то этот грешник, не приведи Господь, растлит собранный здесь сонм праведников". И вора отпустили.

- А ведь он даже не раскаялся!

- Не раскаялся. Но, в отличие от окружавших его праведников, он отдавал себе отчет в причинах своих неприятностей.

- Сдается мне, не так уж многие связывают свою болезнь с поведением. О курении я не говорю, как мы выяснили, с трубкой ничего страшного. Этиология болезней, как она описана в медицинских справочниках, не имеет нравственной природы. Соответственно и терапия исходит из совсем иных предпосылок. Больные пьют таблетки и (ведь бывает?) поправляются. Причем (тоже бывает) в первозданном нравственном состоянии.

- Почему бы и нет? Одни выздоравливают, потому что уже поняли, другие - поскольку все равно ничего не понимают: они оказались невменяемы, и им придется подождать до следующего раза - авось поумнеют. Или не выздоравливают, если курс обучения уже завершен. Но все-таки обратите внимание, вот вы говорили о спонтанной реакции человека на болезнь: "За что?" Разве этот эмоциональный вопрос не предполагает нравственного механизма заболевания?

------------

* Быт. 48:1.

** Рамбам был лейб-медиком Саладина. Ричард Львиное Сердце приглашал Рамбама поработать в той же должности на него - Рамбам отказался.

***Фридрих Великий - Фридрих II (1712-1786), прусский король (1740-1786)

Из кн. "Разговоры с раввином Адином Штейнзальцем", Москва, 2003


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования