Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Г.Прохоров. Лексемы "иудей", "еврей" и "сионист" в ультраправом Интернете (постановка вопроса). [иудаизм]


Несмотря на то что материала на данную тему в Сети весьма много, нам приходится ограничиться лишь несколькими сайтами, на которых выложены архивы националистических газет. При этом газета в Интернете и газета на прилавке - это два разных явления, и по сути дела, два разных текста. В первом случае материал не способен устареть, ибо с помощью гипертекстуальной ссылки любой читатель может в любой момент времени достать то, что ему нужно. Причем материал оказывается синхронен моменту захода потенциального читателя в Сеть, ибо при посещении националистического сайта нас неизменно окружают линки, ведущие ко всему объему наработанного данным идеологическим течением материала. В то же время газета, как известно, живет одним днем. Таким образом, любой материал, выложенный на политическом сайте, немедленно становится современным моменту републикации.

На основе анализа материалов газет "Русский порядок" (1) 1992-1995 гг., "Черная сотня", "Правое действие" можно сделать вывод о распадении концепта "еврей" на две оппозиционные подсистемы: "иудей" vs. "сионист". В зависимости от употребления той или иной лексемы, меняется точка зрения повествователя. По сути дела, в зависимости от употребления разных лексем мы попадаем на экономическую или религиозную ось координат националистического мира.

§ 1. Лексема "еврей"

Лексема "еврей" наиболее нейтральная из всех остальных. Прежде всего, это обозначение нации:

"- Правда ли, что взлетом своей карьеры вы обязаны шахматам?

- Да, это так. Директором института, где я работал до недавнего времени, был еврей, большой любитель шахмат" (РП. № 1. Л. 9).

Ее обозначение выступает как титул человека: ""Александр Невский", снятый евреем Эйзенштейном", "Жириновский ранее являлся активистом еврейского движения" (№ 15-16. Л. 8), "Мишель де Нострадамус. Многие увлеклись предсказаниями этого средневекового еврея-аптекаря, жившего во Франции" (№ 15-16. Л. 12). Данная форма вполне соответствует характеристике любого индивидуума в националистической среде, ибо его "базовое описание" включает национальность: "МАРЧЕНКО Дмитрий Валерьевич 1965 года рождения, русский. Соратник РНЕ, Член Совета РНЕ, Член редколлегии газеты "Русский Порядок". Капитан запаса" (№ 12-13. Л. 6). В этом плане показательно содержание паспорта гражданина Русского Государства, создание которого в 1994 г. предлагалось сторонниками националистических течений, в частности РНЕ: "Гражданами Русского Государства являются Русские и Россияне (т.е. неславянские народы, связавшие с Русским народом свою историческую судьбу). Российское гражданство будет оформляться на основе российских паспортов Русского Государства, единого образца, с указанием этнической принадлежности" (№ 15-16. Л. 7).

Постепенно данная форма описания индивидуума закрепляется в националистическом менталитете, так что в "Штурмовике" сочетание 'обозначение индивидуума - национальность' становится каноничным: "Уже через несколько минут в пределах видимости появляется первая цель - на скамеечке сидят в обнимку вьетнамец и Русская <национальность> девушка <обозначение лица>" (1997, № 37). "Вьетнамец" -тоже двучленная формула, ибо грамматические категории обозначают лицо, тогда как корневая морфема свидетельствует о национальности.

Евреи, в отличие от других наций, исторически хорошо организованы: "Особенно прочные позиции захватила еврейская буржуазия в военной промышленности США. 95% крупнейших военно-промышленных концернов США и всех капиталистических стран принадлежат еврейской буржуазии и ее союзникам" (№ 3. Л. 3).

Данная организация может соперничать с государственной организацией: "Известно общее определение еврейской общины в любой стране проживания и в любое время, данные немецким драматургом и философом Фридрихом Шиллером - "Государство в государстве" (2). Из него ясно, что внутри еврейства, в особой религиозно племенной-форме, всегда существовали и все службы государства" (№ 19-20. Л. 9).

Естественно, организация евреев служит исключительно их целям: "Географически руководство миром перейдет к группе так называемых "цивилизованных стран" атлантического пояса (США и Западная Европа), строящих свое благополучие путем ограбления всего остального мира и, в первую очередь, России. Помимо еврейского мессианизма <...> он <проект> обрел <значимость>в последние десятилетия, когда рухнула теория неограниченного прогресса, лежавшая в основе общества потребления, и стала очевидной ограниченность земных ресурсов..." (№ 21-22. Л. 8). Выше мы уже говорили о важности для националистов идеи ограниченности мира.

Итак, у "еврея" существуют два стимула, которые заставляют его действовать, - "еврейский мессианизм" и ограниченность ресурсов. Центральным понятием любого текста, написанного в националистической среде, является "борьба": "Итак, Национализм или патриотизм? Мы не случайно развели и даже противопоставили эти понятия. Сегодня Россия определяет свой Путь; есть для нее только Один единственно верный, Один среди множества стежек и тропинок, ведущих к Гибели" (№ 4. Л. 1). Борьба обладает всеобщим характером и выражается на национальном, экономическом и религиозном уровнях. Она характеризуется крайним нонконформизмом. "Свои" представляются как святые, а "чужие" - пособники зла. Только один исход является победой добра, тогда как все остальные - победой зла. В принципе, перед нами не что иное, как типичное мышление любой человеческой группы, ощущающей свою отчужденность и предельную "инаковость" по сравнению со всем остальным окружающим миром. В данном случае перед нами агитка, написанная на языке, понятном и близком представителям таких кругов. Отсюда и колоссальные тиражи газеты "Русский порядок", ибо она рассматривается как одно из основных орудий вербовки.

Соответственно с "дуалистическим" воззрением любой этнос располагается на двух осях "системы координат": экономической (=материальной) и религиозной (=духовной). Это связано с тем, что мир видится авторам-националистам как предельно ограниченная система, в которой постоянно не хватает или ресурсов (экономическая сторона), или зло перевешивает добро (религиозная сторона). Кроме того, это соответствует традиционному для СССР делению мира на мир материальный и мир духовный, зависящий от материального. Такая классификация мира была привычной и понятной для потенциальных реципиентов идеологии.

Перед нами развилка, и в результате выбора между двумя гранями мира мы попадаем на одну или другую сторону оси координат. В этом плане "еврей" - это лексема нейтральная, ибо она располагается в "нулевой точке" оси координат: выделяет личность по детерминативу "чужой", но не характеризует индивидуум. По сути дела, разница между лексемами "сионист" и "иудей" лежит в основе разделения российских националистических движений (3). Все они сходятся на том, что интересы евреев противоположны интересам русского народа. Но на вопрос "почему?" выбираются два разных ответа.

§ 2. Лексема "сионист"

"Сионист" - это крайне негативное политико-экономическое понятие, обозначающее любого сторонника "мондиализма". Тут даже невозможно определить - то ли сионизм порождает мондиализм, то ли мондиализм воплощается в сионизме: "Основой этого планетарного государства будет все человечество, превращенное в однородную "серую расу" - шестую расу рабов, управляемых интернациональной сионистской финансовой элитой с помощью силы и власти "золотого тельца" (№ 21-22. Л. 8). Единственной целью существования сионизма является личное обогащение: "За каждую Русскую слезу, за каждую каплю Русской крови, за все их хамство и наглость воздается им сторицей. Но пусть не ждет пощады и тот незримо стоящий за кулисами межнациональных конфликтов сиониствующий сброд безродных космополитов, который стравливает народы ради своей жажды мирового господства" (№ 8. Л. И) (4). Причем разорению должны подвергнуться все народы мира, что было принято в качестве сионистской доктрины 1 сентября 1897 г. на съезде в Базеле. Данная доктрина, по мнению националистов, зафиксирована в "Протоколах сионских мудрецов" и должна была быть реализована к 2000 г. (№ 21-22. Л. 20).

Обратим внимание, что сионистская элита "интернациональна". Следовательно, в нее входят не только одни евреи: "Просионистская коалиция в конгрессе США достигла 75-80% сенаторов и примерно 60% палаты представителей" (№ 3. Л. 3).

Русский народ призван оказать сопротивление сионизму: "Мы, конечно, понимаем, кто наш главный враг, враг номер один русского народа - это международная сионо-масонская финансовая олигархия, стремящаяся к мировому господству" (№ 5. Л. 8). Данное сопротивление он обязан оказать прежде всего из-за того, что в результате становления мондиализма падает благосостояние русского народа. Таким образом, свойство еврейского народа защищать свои интересы - это не негативная черта, а наоборот позитивная, пример для подражания, выражение естественных законов развития. Другое дело, что интересы евреев и русских, по мнению националистов, не совпадают. Поэтому последние тоже обязаны защищать свои интересы.

Таким образом, сионизм - это экономическая и политическая доктрина. Но так как сионист входит в качестве подсистемы в концепт "еврей", то представление о сионисте должно состыковываться с национальными воззрениями. Такая попытка производится. Оказывается, что евреи не способны организовать собственное национальное государство, поэтому они предпочитают создать всемирное внегосудар-ственное правительство. Хотя эта тема не слишком важна для РНЕ, ибо последние официально больше разрабатывают экономическую версию национализма: "...русский народ сейчас унижают и грабят, как никогда раньше. А кто это делает! Во-первых, космополитическая, враждебная всякой национальности международная финансовая олигархия. Во-вторых, националисты других народов - эстонские, грузинские, чеченские и другие" (№ 15-16. Л. 4) (5).

Если зайти на их форумы, то о евреях там практически ничего нет (6). Зато представления о евреях в практически неизмененном виде мы можем обнаружить в лицах кавказской национальности: "Много ли русских лиц найдете вы среди руководства всевозможных администраций, фондов, бирж, совместных предприятий и т.п.? А теперь вспомните, часто ли вы встречали в своей жизни еврея-токаря или чеченца-сталевара" (№ 3. Л. 9). Как видим, здесь производится сближение евреев и чеченцев по экономической оси "русской борьбы".

Если посмотреть на анализ национального самосознания москвичей, опубликованного на националистическом сайте www.nationalism.org, может показаться, будто еврейский мотив начисто отсутствует. Наоборот, декларируется кажущаяся близость евреев и русских: "Кавказцев, в отличие от других нерусских (евреев, украинцев и т.п.) я могу отличить по "прикиду" (7). Как видно, евреи остаются "чужими", но такими, каких трудно распознать. Трудность распознавания мотивируется религиозными причинами (кроме того, это считается даже "отягчающим обстоятельством"), о чем будет сказано чуть ниже. А "еврейский комплекс" продолжает существовать, но только применительно к кавказцам: "Эти кавказцы зарабатывают здесь, в Москве больше денег, чем наши русские (= занимаются финансовыми махинациями, как евреи. - Г.П.). Вообще, кавказцы лучше приспособлены к жизни, чем наши русские (космополитизм. - Г.П.). Они зарабатывают деньги на торговле, особенно на некачественной водке (спаивают русских. - Г.П.) <...> Приехав в Москву, беженцы и "лица кавказской национальности" начали грабить город. Можно сказать, что они захватили его. Они считают его своим городом, своей столицей" (8).

Можно подвести итог, что по экономической оси заявляется возможность сближения евреев с другими нациями. В результате становится возможным центральное понятие экономического ракурса - "международный сионизм", в котором представители не всегда являются евреями.

Гораздо больший интерес представляет второй ракурс рассмотрения евреев - иудеи.

§ 3. Лексема "иудей"

Иудей, как и сионист, тоже ведет неизменную войну с русским народом: "Была и "третья правда" ловкого грека Игнатия (? - Г. П.), вора Филарета (Романова? - Г. П.) и иудея Старгородского, что, притаившись в нашем Отечестве, вступали в сделку с врагом и в лихое время били РУССКУЮ ПРАВДУ в спину" (№ 4. Л. 9) или "События с 21 сентября по 4 октября 1993 г. в Москве являются началом перелома в борьбе Русского Народа за свое освобождение от 76-летнего иудейско-коммунистического ига, откровенными представителями которого являются нынешние правители-демократы" (№ 12-13. Л. 2).

Однако мотивы этой вражды принципиально иные. Это уже не экономическая борьба за выживание, а участие в борьбе Бога и дьявола. Бог, на самом деле, избрал русский народ: "Последний раз Св. Плащаницу фотографировал Г. Энри в 1931 году. На сильно увеличенном снимке - идеально красивое, благородное лицо, лицо неповторимое и <...> по заключению антропологов и анатомов, "принадлежащее к арийскому, славянскому типу" (№ 4. Л. 10). Именно поэтому русский народ является народом-богоносцем, ибо Сын Божий был русским, то есть народ был беременен Христом. Евреев же избрал дьявол: "Кто же "отец иудеев"? Христос поясняет далее: "Ваш отец дьявол" (№ 4. Л. 9). Избрание произошло в тот момент, когда Иаков боролся с Ангелом, ибо употребленное там слово "elohim" русские националисты понимают однозначно - 'Бог'. Таким образом, противостояние приобретает теологический масштаб. Оно не зависит ни от воли еврея, ни от воли русского, ибо так распорядилась Судьба. Повторимся, понятие судьбы, избравшей два народа (две расы, два завета, два бога...) для вечного противостояния, -  постоянная тема националистической печати. Возможно, концепт "бинарности" вообще является центром их поэтики.

Интересно отношение к Библии. Она фальшива, ибо иудеи ее исказили: "Последующее проникновение иудеев в церковную иерархию Рима и Византии с соответствующей правкой церковных книг - вот дальнейшие вехи искажения Учения Христа сознательно утаивающих истинные догматы Православия" (№ 4. Л. 10). В то же время они ссылаются на Библию, ибо других сакральных текстов не сохранилось (9). Если же библейский текст осуждает в чем-либо евреев, то это становится неопровержимым свидетельством, которое даже "выправить" не удалось, - как в приведенном выше случае.

Противостояние началось в давнем прошлом, когда евреи вошли в Палестину, населенную арийскими, фактически славянскими, племенами (№ 3. Л. 5). Русские националисты создают свой собственный миф о заселении Земли и родословии народов. Итак, коренное население Эрец Исраэль пришло туда из России. Более того, палестинцы и есть одна из ветвей русских: "...единое племя Этруссков-Рассенов-Арийцев распалось на многочисленные племена Белой (Иафетическои) Расы. К индоевропейцам относились древние племена кельтов, галлов, франков, бургундов, тевтонов, англов, саксов, пруссов, лужан, бодров (бодричей), дрегов (дреговичей), полян, вятов (вятичей), радимов (радимичей), ляхов, кривов (кривичей), словен и т.д. Эти же племена у различных древних авторов известны под названиями скифов, сарматов, антов, готов, венедов, вандалов, филистимлян, галилеян, хеттов, лувов (лувийцев), гиксов" (№ 5. Л. 11).

Как видно, к евреям не относятся и жители Галилеи. Это принципиально важный момент для националистов из РНЕ, ибо он позволяет объяснить, почему Христос - русский. Раз галилеяне возникли из этруссков или рассенов, то Иисус, зачатый в Галилее, является славянином.

Евреи же не являются коренными жителями Палестины. Более того, они не являются представителями белой расы, что важно для понимания скинхедовской литературы, ибо происходят от негров: "Прежде всего давайте вспомним, что представляла собой земля сегодняшней Палестины более 2000 лет назад. Земля, пережившая вторжение диких орд негро-семитских кочевников под водительством Иисуса Навина" (№ 4. Л. 8). Причем негро-семиты осели в Иудее, а остальные арийские нации сделали все возможное, чтобы не смешаться с ними.

Отсюда и появляются евреи в списках национальностей скинхедов вместе с неграми: "Ребята бодро шагают вперед, прожигая взглядами каждую фигуру, каждую тень на своем пути. Горе тому, кто является извечным врагом этих "новых штурмовиков" - если ты ниггер или косой, хачик или еврей, птюч или рэпер - расплатой за свой облик будет очередь хороших ударов по разным частям тела" ("Штурмовик". 1997. № 37). Вообще наличие "списков национальностей" доказывает отсутствие на сегодняшний момент мифологем, связанных с какой-то одной конкретной нацией. Любая мифологема может быть свободно применена к любому народу, входящему в список, ибо как любая нация из списка является аналогом "просто-чужого", так и любая мифологема, циркулирующая в сознании авторов текстов или их читателей, является аналогом мифологемы, характеризующей "просто-чужого". Теперь можно понять, почему евреям, с точки зрения русских националистов, никогда нельзя доверять. Они выдали себя за белых, являясь неграми; богоизбранных, являясь представителями дьявола, подменили библейский текст и т.д. Их предельно трудно выявить, потому что они являются вирусом, вклинивающимся в русскую нацию. Следовательно, это исконно лживая этническая группа, сродни китайцам: "...китайцы руководствуются дуализмом. Это утверждение о равноценности добра и зла, что позволяет поступать в каждой конкретной ситуации, исходя из меркантильных соображений" (№ 3. Л. 2). Если китайцы, руководствующиеся дуализмом, могут выбирать между добром и злом, то евреи, как и русские, лишены этой возможности, ибо одни следуют дьяволу, а другие Богу.

Итак, евреи представляются в двух модусах. Один из них показывает всемирный размах экономической борьбы, а другой отражает космической противостояние добра и зла. В любом случае, еврей - это представитель чужого народа, чья деятельность затрагивает весь мир, ограниченный или неограниченный материальностью.

§ 4. P.S., или несколько методологических заметок

Конечно, существует иной путь изучения концептов, связанных с националистическими представлениями. Можно осуществить фундаментальный поиск мифологем, циркулирующих в националистической среде, выявить их внутреннюю эволюцию, а также установить источники, откуда они заимствованы (10).

Однако на наш взгляд, подобная работа не может быть абсолютной отмычкой к смыслу националистических текстов, она вообще мало что даст в понимании подобных произведений, созданных в определенное время и отнюдь не для академической среды, о чем свидетельствуют тиражи, места распространения, наличие огромного количества орфографических ошибок и многое другое. Более того, в этом случае свободная смена конкретных мифологем, списки национальностей, являющиеся открытыми рядами однородных членов с перечислительными отношениями, невозможны, ибо каждому члену ряда должен был бы соответствовать какой-то определенный набор мифологем, специфичный и невозможный ни для какой другой национальности. Наконец, не экзегетическое ядро определяет экзегезу, но экзегетическая традиция определяет и создает экзегетическое ядро и семиотические стратегии, в соответствии с которыми это ядро выстраивается.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо прежде всего понять смысл лексем и их синтагматические пределы, которые характерны для их употребления в националистической печати, а также описать язык националистической среды. Ибо семантика мифологем в каждом конкретном случае, являясь подструктурой автономных текстов и автономной идеологии, подстраивается под язык, на котором говорят участники данной микрогруппы.

Примечания

1 Все материалы газеты "Русский порядок" взяты с сайта http:// www.rnebarkashov.ru/rp-zip. Указывается номер газеты и лист, раскрытый через систему Word.

2 По этому поводу отмечается организованность "Бней брит". Причем тема "Бней брит" является "кочующим сюжетом", который перешел из РП № 19-20 (л. 18-19) в газету "Черная сотня" № 46 за 1997 г. (http://sotnia.8m.com/tl997/t4608.htm).

3 В монографии С. Морозова "Заговор против народов России сегодня" различается масонский заговор, в который входят "дьяволизм, иудаика и мистика", и еврейский заговор, который связан с наличием у евреев ощущения себя как нации: "Евреи могут быть враждебны или нет русским, но они имеют представление о себе как нации. Они резко отличают своих от чужих - можно уверенно говорить о национальном самосознании" {Морозов С. Заговор против народов России сегодня. М., 1999). http://nationalism.org/library/publicism/morozov/morozov-zagovor-text.htm Таким образом, определение "жидо-масонский" отсылает читателя к религиозной оси, а "еврейский" - к экономической, хотя в его семантике отсутствует понятие об умышленном вредительстве (просто не совпадают интересы), в отличие от выделяемого другими течениями определения "сионистский", семантика которого специально указывает на умышленное вредительство всему миру.

4 Обратим внимание на стиль этого фрагмента. Еврейский мотив, по всей видимости, является маркером "вечного" вопроса. Поэтому при указании на подобную проблему стиль меняется в сторону художественности, а, следовательно, текст модифицируется от реальной к ирреальной модальности, рождается миф, который в регрессном порядке уже начинает "помогать" националистической концепции, обосновывая ее. Важно, что миф в националистической системе является настоящим объяснением, а не догматом веры, как считал Дж. Трахтенберг.

5 Ср.: Черных А., Зыгарь М. Где отступала нога белого человека // http://www.rne.org/vopd/rusnews/rnew 772.htm (25.11.02); Армянский произвол? // http://www.rne.org/vopd/genotcid/arm.shtml (25.11.02). (

6 За исключением портретных описаний, в которых воплощаются мифические представления: "По всей видимости, это дело рук какого-нибудь обсыпанного прыщами и перхотью "бейтаровца", решившего поучаствовать в "борьбе с фашизмом" традиционным жидовским способом - нагадить, свалив вину на противника. При этом, сообразить, что "скинхеды" никогда не станут разрисовывать могилы своих дедов и прадедов, еврейский "художник", конечно же, не смог" (www.rne.iks.ru).

7 http://nationalism.org/library/science/sociology/malkova/malkova.htm

8 Там же.

9 Правда, не прекращаются попытки создания сакрального текста. На роль такого постоянно выдвигается "Велесова Книга", которая в идеале должна, наверное, занять позицию "Протоколов", но только для религиозной составляющей националистической идеологии. Возможно, что это произведение действительно уже играет роль экзегетического ядра, но соотношение "Велесовой Книги" с националистическими текстами еще предстоит выяснить.

10 Ср. прекрасную работу Дж. Трахтенберга "Дьявол и евреи" (М; Иерусалим, 1998).

"Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга", сборник статей. Москва, 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования