Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Захра Мостафави. Духовность в современном мире с позиции имама Хомейни. [ислам]


"Знай же, дорогой, что у тела есть чдоровье, и есть болезни, но есть и лечение, и врачеватель. Точно также и у человеческой души есть здоровье, есть и болезни, но есть и лечение, и врачеватель. Здорова та душа, которая идет по пути человеколюбия и гуманности. Больна же та душа, которая избрала дорогу вне этого пути".

Сорок Хадисов. Хадис двенадцатый, с. 207.

Духовное относится к смыслу, то есть к действительности, правильности, ответственности, абсолютности, сокровенности и интеллектуальности; и в словарях используется как противоположное материальному. Для постижения позиции имама относительно духовности следует отыскать то, что он считал действительным, основным и сокровенным. Имам видел разницу между наукой и верой в том, что наука субъективное явление. И вера, продвигаясь намного дальше науки, проникает в сердце, да таким образом, что оказывает влияние на поведение человека.

В начале нашей беседы совершим краткий экскурс в историю духовности в человеческом обществе.

Религия, существовавшая в средние века, считала человека никчемным, важно было лишь наличие неба и такое высказывание как "У кого жизнь сладка - смерть горька", что говорило о присущем тому времени мышлению и внушало, что Божьи служители должны перед небом заступиться за тех, кто запутался в грехах. С этой позиции индивидуальная свобода и воля человека никакого значения не имели, и стремление к устранению общественных противоречий считалось бесполезным. Ибо все было заранее предрешено, а ум человека в его убеждениях не участвовал. Все кроме этого считалось ересью. А как мы знаем по случаю с Галилеем, религия противостояла науке. И с учетом того, что распространенная в средние века религия не отвечала потребностям человека, науку считали панацеей от всех человеческих бед. Одновременно с научным Ренессансом религия стала играть меньшую роль в жизни человечества и уступила свое место научным достижениям. И в результате положение о том, что люди должны во всем подчиняться религиозным деятелям, как тело голове, потеряло свою актуальность.

Естественно, интеллигенция стремилась к демократии, чтобы устранить ханжество правящих кругов и одновременно передать в руки народа бразды правления. И гуманизм в том виде, в котором человеческие познания коренятся в его ощущениях и созерцании, заменил гносеологию, основанную на разуме и духе, и снизил степень человеческого рационализма до уровня ощущений и созерцаний И после наступления Ренессанса человек отвергал религию, чтобы строить свою интеллектуальную систему согласно принципам, основанным на свободе и достоинстве человека, вне зависимости от Создателя. И подобный гуманизм развивался до того, что отвергал и само единство человеческого рода. Каждый человек характеризовался как "уникальный индивид", чтобы не было никакого средства для объединения этих разрозненных индивидов. В начале XX века упор на индивидуальность и личную свободу привел к отрицанию всяких объективных мечтаний и ценностных систем, что послужило причиной упадка духовных познаний и духовности. Под влиянием вещизма и стремления к экономической выгоде были забыты основные и сущностные человеческие реальности, а технологическое развитие со всех сторон толкало человека к рабству.

В начале предстояло превращение человека просто в живое существо, а затем последовало осуждение на потребление других ненужных вещей в целях извлечения пользы от всего материального.

Наблюдалось, что наука и новые идеи смогли перестроить материальную сторону человеческой жизни, но не в состоянии были создать желаемую человечность и духовность.

В то время на Востоке для освобождения угнетенных и порабощенных людей зародилась другая школа, которая вскоре охватила половину мира своими идеями и философией. Марксизм и коммунизм, опираясь на предыдущие философские течения, выступили на культурной, политической и экономической арене, как спасители трудового народа. Но и эта новая школа проявила безразличие к духовным началам, и двухполюсный мир в XX веке был лишен духовности.

Марксизм плюс к тому, что наряду с западными школами отвергал роль духовности в человеческой жизни, во-первых, освободил нематериальный мир от всяких идей; во-вторых, примирил с эквивалентами гегемонизма, отраженными в силе капитала и оружия, в-третьих, не признавал роль человека в определении своей судьбы и надеялся на рабочих, которых историческая необходимость превращает в победителей над обладателями капитала.

Характерной чертой нынешней эпохи является приуменьшение, если не сказать, потеря духовных знаний и самой духовности. Когда в этом мире виднейшие философы, говоря об оболочке человеческой духовности, заявляют: "Человек человеку волк", в известном романе "Преступление и наказание" повествуется о широком распространении скверны и пороков, тем самым подтверждается порочное поведение человека.

Перечитывая шедевры мировой литературы - произведения таких классиков, как Бальзак, Толстой, Достоевский, Чехов, Гюго, а также возвращаясь к мыслям и идеям выдающихся европейских ученых-философов, можно прийти к выводу о своеволии нашего времени и засвидетельствовать то, что человеческое общество исчерпало свою добродетель и нравственные ценности.

Анализируя величайшие события последних веков, особенно такие социальные явления, как Великая французская революция и Октябрьская революция, можно заметить, что их лидеры, придя к власти, становились ее заложниками и отправляли духовность в темницу исторического забвения. На месте добродетели воцарялась низость. Духовность приносилась на жертвенный алтарь власти и ее атрибутов. Однако в этот период исчезновения духовных ценностей и человеческой добродетели на земле Востока появились отважные и благородные личности, стремящиеся к ее преобразованию. Это были люди, твердо стоявшие на протяжении долгих лет на принципах человеческой добродетели, которые, придя к власти, не стали пленниками ее законов или инструментом в ее руках. Это были люди, обладающие высочайшей человеческой духовностью, как Ганди в Индии, и имам Хомейни в Иране. И хотя они придерживались различного вероисповедания, их роднила приверженность таким понятиям, как аскетизм, стремление к справедливости, неприятие дискриминации и насилия.

Эти влиятельные мужи, будучи создателями культуры, в первую очередь были детьми культуры своей родины и только затем праведными сынами Божественной культуры жителей планеты.

А теперь приступим к краткому рассмотрению понятия "духовность" в идеях имама Хомейни Внимательное изучение мнений и образа жизни имама демонстрирует значимость и высокое положение духовности в системе взглядов этого отца и учителя иранского народа.

"Следует знать, что одним из проявлений Божественной природы является существование Всевышнего Творца и святости, другим - единобожие, и еще одним -соединение их в священной сути."

Одним из ее проявлений является и то, что она распространяется на все поколения человечества, и не найдется среди них такого человека, который бы противостоял этому, что либо изменил в традициях, религиях, убеждениях и в "любом ином или причинил вред этому, природе любви к совершенству и, одним словом, желание всех человеческих поколений, какой бы дорогой они ни шли, чем бы ни занимались и какого бы этапа ни достигли, состоит в стремлении приблизиться к нему, не погасить огонь этого устремления, а всячески усилить его".

С позиции имама, все люди сотворены с идентичными врожденными качествами. Ученый и неученый, дикий и цивилизованный внутри себя находят тенденции, на которые не могут отрицательно повлиять различия в умозаключениях и понятиях, слабость или сила восприятия.

Эти устойчивые человеческие тенденции называются врожденными качествами. Одно из таких качеств - это любовь к абсолютному совершенству. То есть каждый индивид сердцем чувствует, что влюблен в то, что считает для себя совершенством. И этой любви нет конца и пределов. Хотя доказательства совершенства для различных людей - разные и люди в выборе совершенства, нахождении возлюбленной не единодушны. И каждый думает, что пока еще не нашел Каабу своих мечтаний, но стремится к этому. Люди, склонные к мирским благам, находили совершенство в богатстве, а в нем и свою возлюбленную. Деятели науки и искусства в них увидят свою любовь, а искатели благ судного дня и произносящие зикр - в другом. Но если каждый из них прислушается к зову своего сердца, то узнает, что хочет достичь более высокой степени, и в данном случае сердце стремится от одной степени к более высокой. А когда достигает совершенного, начинает стремиться к более совершенному.

Сердце не успокоится ни на одном из достигнутых этапов и "энтузиазм"в нем по-прежнему сохранится. А этот "энтузиазм" нуждается в "возлюбленной". Энтузиазм без возлюбленной невозможен. И кроме совершенной субстанции, к которой устремлены природные, врожденные свойства, никакая возлюбленная существовать не может. Конечной целью желаний человека является Совершенная Абсолютная субстанция.

Еще одним качеством человека, связанным с его внутренней природой является нетерпимость ко всякого рода изъянам и уродствам. Человеку свойственно испытывать неприязнь и отвращение к тому, что уродливо и ущербно. Иначе говоря, человек стремится дистанцироваться от ущербного и стремится к совершенному, т.е. человек всегда стремится только к единому, цельному - к абсолютному совершенству, ибо все, что не является цельным, а размытым и разношерстным - грустно. По мнению Имама Хомейни человек не мыслит себя злобным и дурным существом, а нравственные идеалы, таланты и достоинства и самого Бога он не мыслит исходящими от него самого, а Веру и Религию он не создает в своем сознании умозрительно, как утверждали такие мыслители, как Фейербах, Гегель и Маркс. Человека покоряет и восхищает то, что он считает совершенным. И такое восхищение и любовь к совершенству длится бесконечно и жажду к нему он никогда не утолит до конца. Как говорит имам Хомейни, эта жажда и стремление есть не что иное, как любовь к Богу, Человек, не догадываясь об этом, полагает, что он является поклонником богатства, власти, науки и знаний. Чело~ веку либеральных взглядов, либо обладающему капиталом, либо стремящемуся к благополучию, нужен Бог, и человеку коммунистических взглядов, и диктатору и рабочему тоже нужен Бог, ибо только Его они утратили, только Его им не хватает.

Теперь обратимся к понятиям, связанным с духовностью, о чем я упомянула ранее. Само понятие духовности, отражающее внутреннее интеллектуальное сознание, некий абсолют в понимании имама, есть фундаментальное и прочное понятие, которое имеет весьма широкое значение, обрастающее многими дополнительными значениями. Имам главное в духовности видит в отсутствии веры и убежденности в существовании Единого Господа Бога. По мнению имама, доброта и высокая нравственность людей, нормальные семейные, общественные и межгосударственные отношения только тогда восторжествуют, когда люди придут к пониманию единобожия. Основа основ идеи "тоухида" - единобожия, есть убежденность в истинности того, что в мире есть сила, стоящая выше всего сущего, которая создала людей и знания, наделила людей властью, словом все, что есть на земле - подвластно ей.

Для людей, верящих в Единого Бога, убежденных в непререкаемости этой истины, не имеют никакого значения такие реальности как власть, капитал, атомное оружие, спутники-шпионы, чудовищное развитие информационной системы. А нация, в которой люди все как один не страшатся никакой силы, никогда не будет подчиняться господству сверхдержав.

Главным, что вытекает из учения имама Хомейни, является утверждение в жизни людей, иранского народа и других народов мира духовности. Весь мир убедился в силе духовности на примере жизни народа Ирана, борьбы во время войны и в мирные дни. Таким обра зом, сила не в руках капитала Запада и не в мощном оружии Востока, а в вере в Бога свободолюбивых людей, сплоченных воедино. И это главное в понимании "духовности" имамом Хомейни.

Но она, идея духовности, оказывает глубокое воздействие на общественную жизнь. Если в общественной жизни не будет насилия, то на смену ему придут любовь и дружба, диалог и обмен мнениями, мир и спокойствие в семье, утвердится простота в жизни, лишенной страсти к накоплению богатств, взаимопомощь, свобода мнений, свободная экономика, не испытывающая давления и гнета капиталистов, и многое от чего невозможно избавить человечество, от кризиса бездуховности, который стал одним из факторов движения человеческого общества на Западе и на Востоке.

Хазрат имам Хомейни высказывался о кризисе, охватившем мир в результате бездуховности, и по существу выдвигал весьма ценные и вселяющие надежду предложения. Не будет преувеличением сказать, что с точки зрения стиля выражения своих взглядов и по философскому содержанию эти высказывания Имама являются беспрецедентными в истории посланий лидеров различных стран. Сигнал опасности, прозвучавший в послании имама г-ну Горбачеву, ставший предвестником крушения основ строя, основанного на атеизме, а также призыв к руководителю главной страны коммунистического мира к вере в Бога, к гуманизму, его совет вникнуть в мудрые творения светочей культуры исламского Ирана с целью "постижения подлинной сути человека в его естестве" - все это характеризует послание Имама как ценнейший документ в истории народов мира. Мистический смысл выражений этого исторического документа по существу являет собой программу, по которой должны жить люди.

".Я настоятельно призываю Вас к тому, чтобы, разрушая здание марксистских иллюзий, Вы не оказались в плену Запада и Большого Дьявола".

В послании Горбачеву имам Хомейни подчеркнул, что если советский народ обретет веру в Бога, он найдет в этом свое спасение. В противном случае он будет испытывать еще большие трудности под давлением силы, богатства и заманчивого облика Запада.

Имам неустанно подчеркивал величайшую ценность и благотворное влияние науки и постоянно оказывал на тех самовлюбленных и чванливых "горе-ученых, считающих, что они не нуждаются в духовности и Божественном откровении.

Однако данный вопрос, изучение этой одной из многочисленных граней эго философской мысли, должны стать предметом отдельного исследования. На протяжении всей истории причиной упадка и исчезновения цивилизаций являлось то. Что наука была лишена духовности и ее ценностей. Первейшее и минимальное условие блага науки заключается в том, чтобы она не только побуждала к самопознанию и осознанию человеческой духовности, но и, по крайней мере, препятствовала стиранию этой духовности.

Имам делает вывод, что научные исследования должны служить народу (особенно отверженным в обществе), и это является основополагающим звеном в его духовных и общественных воззрениях, корни которых берут начало в Коране и исламской религии. Дружба, воспитание, самопознание - есть составляющие компоненты человеческого общества. Как возвестил поэт из Шираза шейх Саади в своем поэтическом послании, полном красоты и общественного значения:

"Каждый человек есть звено в одной цепи,
сотворенной из одного драгоценного материала".

Личная жизнь и общественная деятельность имама Хомейни являются истинным и объективным определяющим и важнейшим доказательством его идей и мышления, которые приняты и по достоинству оценены народом. Считая мерилом суд народа, Имам говорил: "Мнение народа есть всему критерий". В своем учении имам определил действительное место и положение человека, отмечая, что Всевышний дал людям силу, но никакая власть не имеет права использовать свою силу и богатство для насилия, притеснения и эксплуатации трудящихся. Народ должен бороться с таким правлением.

Третьим компонентом духовности в философии имама Хомейни являются привязанность и любовь в качестве одних из важнейших столпов духовности в общественных отношениях.

В своем письме к сыну он пишет:

"Сын мой! Если сможешь, внуши себе мысль о необходимости любви и милосердия ко всему живому, особенно по отношению к людям. Разве Творец Миров не милосерден ко всем живым тварям, которых не счесть? Разве у Всевышнего, Владыки миров, воспитывающего всех, воспитание не есть проявление милосердия? Разве милосердие и воспитание не есть заботливость и доброта в этом мире? Так, если все то и все те, которые являются предметом заботы, милосердия и любви Всевышнего, не должны быть любимы нами?"

В своих наставлениях и рекомендациях Имам Хомейни постоянно обращал внимание людей на волшебную силу влияния и воздействия привязанности, дружбы и любви (на каждом из ее этапов) в деле улучшения и совершенствования межчеловеческих отношений. В качестве примера любви можно указать на природу семьи, которая начинается любовью супругов и продолжается в любви к детям.

К величайшему сожалению, в сегодняшнем мире мы, по утверждению педагогов и социологов Запада и Востока, являемся свидетелями того, что семья стоит на грани распада. Институт семьи во взглядах имама занимает исключительно важное положение. Он называет семью колыбелью духовности и, исходя из этого, подчеркивает роль и положение женщин как в социальной среде, так и внутри семьи.

В заключение хочу указать на один из компонентов духовности в мировоззрении имама Хомейни. Докладчик обращает внимание, какое высокое место в рекомендациях и наставлениях имама занимают такие вопросы, как аскетизм и скромность. Наилучшим свидетельством этого мировоззрения и его уроков была сама его скромная и незапятнанная жизнь на протяжении всех ее бурных этапах.

Жизнь имама - это чистое зеркало его чуждой всякой фальши и претензий жизни. Те, кто посетил Тегеран и побывал в его квартире, видели его небольшое и скромное жилище, по условиям одинаковое с жилищем простого народа. Именно в этой маленькой комнате он писал свои послания и встречался с людьми. В этой же комнате он молился, совершал намаз. Он не испытывал потребности в больших дворцах и великолепии.

Имам любил народы всего мира, и люди, которые правильно понимали его, платили ему тем же. С душевным спокойствием он покинул этот мир. Как говорили наши предки:

"Жизнь без показухи и претензий проходит легко,
А если в ней ничего тебя не держит, то и смерть будет встречена спокойно".

Мир Вам!

Доктор ЗАХРА МОСТАФАВИ, дочь имама ХОМЕЙНИ

"ИРАНСКИЙ АЛЬМАНАХ", 1997 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования