Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Борис Кнорре. Движение "Трансцендентальная медитация" ("ТМ"). [религиоведение]


Организационная структура

Бессменный руководитель "Трансцендентальной медитации" - ее основатель -Махариши Махеш Йоги (светское имя - Махеш Прасад Варма). Обычно его называют по первому (по-русски маха означает великий, риши- мудрец).

"ТМ" представляет собой корпорацию, которая организует свои филиалы по всему миру. Среди них наибольшую известность получили: Международная ассоциация ведических университетов Махариши; Национальная ассоциация медитации; Европейский исследовательский университет Махариши; Союз "За цивилизацию, основанную на объединенном поле", Университет всеобщего мира Махариши, а также ассоциации - "За науку созидательного интеллекта", "За обеспечение идеального здоровья", "Образование -совесть"; "За век озарения". Нетрадиционными методами лечения занимается фонд "Аюрведа".

В числе внутрисистемных подразделений "ТМ" есть "Всемирная страна Всеобщего мира", имеющая свою торговую палату и даже валюту под названием "раам". Возглавляет страну Раджи Рама.

Члены "ТМ" подразделяются на "внемлющих" - рядовых медитаторов и "посвященных" -дошедших до высших степеней посвящения. Из самых надежных "посвященных" отбираются штатные сотрудники. Штаб-квартира "ТМ" находится в г. Влодроп (Голландия, 6063 NP VLODROP HOLLAND 24 Station. Тел.: (+31) 475-53-95-21, (+31) 475-53-86-63), где располагается Университет менеджмента Махариши. В Штатах действует Колледж естественного закона Международного Университета Махариши (МУМ), который находится в Ферфилде, штат Айова. Центры медитации существуют также в Великобритании, Индии и многих других странах.

В Москве зарегистрирован как общественная организация "Благотворительный фонд знаний и здоровья Махариши". Исполнительный директор - Андрей Дементьевич Лученко. Тел.: (095) 475-01-05, председатель правления Фонда - Надежда Николаевна Семина. Тел.: (095) 918-73-51, e-mail: [email protected] Постоянного адреса у Благотворительного фонда пока нет.

В конце 90-х и в первые годы XXI в. основной организацией, представлявшей "ТМ" в России, был "Российский ведический университет Махариши", центр которого находился в Набережных Челнах (Татарстан), а затем - в Казани. Практически в половине субъектов РФ действовали местные центры "ТМ", которые координировали свою деятельность с Ведическим университетом в Татарстане (сейчас он закрыт). Большинство региональных центров "ТМ" в настоящее время не действуют. На уровне частных инициатив в отдельных регионах остаются работающие группы бывших активистов и медиаторов, глубоко освоивших методы "ТМ".

Краткая история Основатель "Трансцендентальной медитации" Махариши Ма-хеш Йоги родился 18 октября 1911 г. в г. Уттар-Каши в Индии. В 1942 г. он окончил Аллахабадский университет со степенью бакалавра физических наук. После недолгого периода светской работы стал проявлять особый интерес к своей национальной религии. В результате духовного поиска пошел в ученичество к известному в Индии гуру Свами Брахмананда Сарасвати Махарадж (в "ТМ" он именуется как Гурудев, т.е. учитель-бог). По словам Махариши, Гурудев дал ему наказ разработать новый способ медитации, который был бы прост и давал бы возможность любому человеку достичь блаженного осознания "Абсолютного бытия". Выполняя наказ, Махариши провел два года в затворе в одной из гималайских пещер. Возвратившись, он стал проповедовать разработанный им новый метод медитации.

В 1958 г. в Калифорнии Махеш основал "Движение Духовного возрождения", в рамках которого пропагандировался его метод медитации. Тогда же Махеш зарегистрировал религиозную некоммерческую организацию, которая называлась "Фонд духовной регенерации". Важным шагом к всемирной популярности "ТМ" явилось увлечение медитацией всей группы Битлз. Затем учениками Махариши оказались музыканты из группы Роллинг Стоунз, а позже известная актриса Ширли Маклейн и другие голливудские звезды.

Со временем Махариши переработал свое учение, изъяв из него явные элементы религиозного характера. Махариши подчеркивал психологический и оздоровительный эффекты от медитации. Стоит отметить, что, несмотря на это, суд штата Нью-Джерси (США) запретил в 1977 г. использование в американских школах учебных программ, разработанных Махариши, из-за их религиозного содержания. Для привлечения к "ТМ" молодежи Махеш создал новую организацию: "Международное студенческое общество медитации". Общество и его объединения основывались возле студенческих городков, что вскоре позволило ТМ привлечь тысячи новых адептов.

Вплоть до 2000 г. в рамках "ТМ" действовала "Партия Природного Закона". Махариши надеялся, что с помощью "Партии Природного Закона" "ТМ" удастся занять место в политике США. На выборах президента США в 2000 г. "ТМ" устраивались наиболее массовые "йогические полеты", медитации, однако это не помогло -Джон Хагелин, на которого возлагала надежды Партия и вся "ТМ", не смог набрать политических дивидендов. Махариши рассердился и распустил Партию, решив, что на такое грязное дело, как политика, полномочия "ТМ" не распространяются...

В России в начале перестройки при Исследовательском центре профилактической медицины Министерства здравоохранения был создан Институт Махариши - Аюрведы. Всплеск популярности "Трансцендентальной медитации" в России пришелся на 1992-1993 гг. Она стала распространяться в разных городах России. Вторая половина 90-х гг. связана с уменьшением интереса к "ТМ". Ученики Махариши часто совмещали медитацию с различными йогическими практиками и неоиндуистской формой движения "Нью-эйдж". Особую популярность "ТМ" сумела завоевать в республике Тыва, где во второй половине 90-х гг. "ТМ" заинтересовались не только местная интеллигенция, но даже члены президентской администрации Тывы. Ощутимых успехов "ТМ" добилась в Татарстане. В Казани был создан Университет менеджмента Махариши (Московский комсомолец, 2000.14.07).

В конце 90-х гг. В Набережных Челнах был создан Российский ведический университет Махариши, который был основной организацией "ТМ" в России, а затем он был перемещен в Казань, где также получил регистрацию. Для Университета в Казани на деньги кондитерской фабрики "Махариши продакс" было даже построено собственное здание, спроектированное в соответствии с принципами Васту (ведической науки об устроении жилищ) и "Стхапатья веды Махариши" (ведических архитектурных принципов, доработанных в интерпретации Махариши).

Все у "ТМ" в Татарстане шло хорошо до тех пор, пока Казанский университет не отважился обратиться к президенту Татарстана Ментеймиру Шаймиеву с предложением поддержать программу "ТМ" по обучению больших групп мастеров-сиддхи (в "ТМ" - "летающих йогов") с целью умиротворения российского общества. Президент не только отказал поклонникам Махариши, но и, по сведению одного из лидеров "ТМ", послал соответствующий запрос в ФСБ... Последовало прямое давление со стороны властей Татарстана, вплоть до попытки отобрать построенное здание. В это же время не только татарские, но и многие другие региональные "Университеты Махариши" свернули свою деятельность в России, продолжив существование лишь в качестве инициативных групп, базирующихся на частных квартирах.

Особенности вероучения и современное положение

В доктринальном плане "Трансцендентальная медитация" - неоиндуистское течение шиваистского толка. По отношению к ортодоксальным шиваистским культам представляет собой модернизированный вариант, приспособленный к современной западной культуре. С одной стороны, учение "ТМ" акцентирует внимание на простоте и доступности своей системы для каждого. Для того чтобы стать медитатором (т.е. медитировать по технике, разработанной "ТМ") не нужно менять образ жизни, религиозные убеждения или ограничивать себя в чем-либо. С другой стороны, "ТМ" обещает улучшение здоровья, повышение умственных и творческих способностей, снятие стресса и напряжения.

Концепция "ТМ" основывается на том, что сознание и разум любого человека питаются из единого творческого, но безличного источника, называемого у Махариши "Единым полем", "Творческим разумом", "Абсолютным бытием" или "Природным Законом". Этот источник отождествляется со всеми вещами. В то же время он больше природы - это и Вселенная, и та сила, которая стоит за Вселенной. Чтобы достичь этого источника гармонии и огромной энергии, человек должен проникнуть вглубь себя, совершить переход, "трансценденцию", стать обладателем "чистого трансцендентного сознания". Отсюда и название метода Махариши - трансцендентальная медитация. Одним из основных качеств такого трансцендентного сознания является "способность думать и действовать с уровня наименьшего возбуждения сознания".

Безличный Бог "ТМ" уподобляется океану, из которого постоянно вытекает бесконечное разнообразие жизни. Формирующей силой, определяющей все бесконечное разнообразие бытия, у "ТМ" выступает карма. Если бог - это океан, то карма - это та сила, которая действует внутри океана, которая творит волны так, что каждая волна имеет свою форму. Бог тоже находится под властью кармы. Он даже не защищен от наших неправильных поступков. Однако в силу того, что бог представляет высшую гармонию и сам есть Закон, то для него не бывает "негармоничной" кармы. Махариши и российские представители "ТМ" отрицают религиозный status quo своей системы, подчеркивая, что "ТМ" не религия, а исключительно научный и, главным образом, научно-медицинский метод, который помогает человеку гармонизовать свою жизнь.

Учение "ТМ" преподносит себя как универсальное научное знание, включающее не только достижения современной науки, ной ведической мудрости, записанной в древнеиндийских книгах. В своей теории "Единого поля всех законов Природы" Махариши, физик по образованию, пытается распространить современные открытия квантовой физики на область древнеиндийской философии и метафизики Вед. Наука, разработанная Махариши, имеет в "ТМ" характерные названия, в частности, такие как "Наука Творческого Интеллекта" или "Наука Созидающего Разума". Главным объектом исследования выступает человек. Все природные законы и процессы, происходящие на Земле и во всем космосе, рассматриваются с точки зрения их влияния на человека. В качестве "исторического открытия" Махариши называет то, что "вечные качества Природного Закона, Веды и Ведической литературы выражены в структуре и функциях физиологии человека". Поэтому важное место в "Науке Созидающего Разума" занимает ведическая медицина - Махариши-Аюрведа.

В "науке" Махариши выделяется ведическая астрология, называемая "Махариши-Джьотиш". Джьотиш по расположению небесных тел дает исчерпывающую информацию о времени, благоприятствующем какому бы то ни было делу, - от вступления в брак до стирки белья (рекомендуется стирать в период убывающей Луны).

Не меньшее значение имеет "Махариши-Стхапатья-веда", называемая в "ТМ" "архитектурой в гармонии с "Природным Законом". Эта "ведическая архитектура" рассматривает законы планировки зданий и застройки городов с точки зрения их влияния на духовное и физическое здоровье человека в соответствии с указаниями Джьотиша. С точки зрения "ТМ", задача "Махариши-Стхапатья-Веды" обеспечить проектирование и построение деревень, городов и стран так, чтобы это способствовало идеальному здоровью и благосостоянию каждого человека. В "науку" Махариши входит и "Гандхарва-Веда" - ведическая музыка, также основанная на "Природном Законе" и другие "веды", отвечающие за различные сферы жизни. Программа обучения "трансцендированию" состоит из семи шагов. Она включает в себя пуджу, т.е. инициацию, во время которой поступившему дается личная мантра, и тренировки, необходимые для достижения уровня, дающего возможность заниматься медитацией каждому дважды в день. Для прошедших основную программу открывается путь к освоению сиддхи (высших иогических способностей). Именно эта программа считается достаточной для получения "чистого трансцендентного сознания", которое, согласно доктрине "ТМ", воплощает в себе полный потенциал "Природного Закона".

Наиболее ярким звеном программы сиддхи являются "йогические полеты". Они выражаются в подпрыгивании медитаторов, сидящих на специальных пружинящих подушечках, на высоту до метра. По словам сотрудника Открытого университета Махариши Джона Револински, йогические полеты выглядят как прыжки, "но ощущаются как полет". Тремя стадиями иогических полетов являются прыжки на земле, парение в воздухе и полеты по воздуху. Однако, как отмечается в "Новостях Всемирного Движения "ТМ", "в настоящее время большинство медитирующих находятся на стадии прыжков". Условием поступления на курс сиддхи является отсутствие черепно-мозговых травм, психо-соматических расстройств и отказ от употребления психотропных лекарств. Махариши утверждает, что "свыше 500 научных исследований,, проведенных за последние 25 лет в более чем 200 независимых университетах и исследовательских институтах 30 стран, показали, что программа "ТМ" благотворно влияет на все сферы жизни человека: ум, тело, поведение и окружающий мир".

В России, согласно информации последователей "ТМ", программы прошли научную экспертизу группы ученых НИИ головного мозга Российской академии медицинских наук. В заключении экспертов, афишируемом Российским ведическим университетом Махариши, отмечается, что "углубленное понимание механизмов измененного сознания могло бы способствовать дальнейшему раскрытию реабилитационных возможностей и терапевтических эффектов существующих и практикуемых сегодня приемов искусственной модификации сознания (медитация, гипноз и т.д.)". В тоже время в России есть эксперты-медики, оценивающие эффекты занятий "ТМ" негативно. В частности, заведующий кафедрой психиатрии Иркутского медицинского университета Виталий Жмуров подчеркивает, что методы "ТМ" вызывают состояния, далеко не безопасные.

Сакральным моментом в практике "ТМ" является получение адептом индивидуальной мантры во время пуджи (инициации). Так происходит посвящение в манасика-джапу (индивидуальную медитацию), свойственную шиваитской традиции. Адепту "ТМ", которому дается личная мантра, запрещается открывать ее кому бы то ни было - в противном случае, считается, что мантра теряет свою действенность. Более того, выдача адептом "ТМ" своей "секретной" мантры постороннему чревата неприятностями для обоих. Увер-ждается, что инструктор, дающий мантру, тут же ее забывает - поэтому обладателем мантры остается только получивший ее медита-тор. Однако данная ученику мантра, которая, таким образом, просто изымается из поверхностного речевого уровня, позволяет давшему ее инструктору во время сеансов "медитативной синхронизации" отслеживать на "тонком уровне" участие в медитациях своих подопечных, находящихся в разных городах.

В практике джапы необходимо от внутреннего произнесения перейти к "думанию мантры", совершенно лишенному формы, что, в свою очередь, должно способствовать растворению медитатора в "абсолютном безличном бытии".

Однако, за некоторым исключением, мантра дается в соответствии с возрастом, в котором человек проходит пуджу. Есть специальная таблица мантр, соответствующих разным возрастным группам, поэтому "сокровенные" мантры составляют тайну далеко не для всех... Часто мантры являются именами и эпитетами

индийской богини смерти Кали. Мантра "посвященных" - особо преуспевших в "ТМ", "постепенно расширяется: к данному при пудже слову добавляются по одному другие слова, в результате чего получается целая фраза, описывающая свойства богини Кали и обращающаяся к ней с мольбой. В начале церемонии, на которой начинающему медитатору дается "индивидуальная" мантра, последний кладет на чистом белом платке перед портретом гуру Дева (духовного отца и учителя Махариши) какой-либо фрукт. В это время посвящающий гуру обращается с особой молитвой к гуру Деву, в которой перечисляет учителей, составляющих цепь данной индуистской традиции, выражая тем самым свою принадлежность к данной цепи.

"ТМ" придерживается распространенной в неоиндуизме концепции, согласно которой существует связь функций человеческого организма с космическими телами и силами. В астрологии, разработанной Махариши, каждому небесному телу соответствует свое божество. В тексте "Второго Курса Создания Совершенного Человека" (для преуспевших в трансцендентальной медитации) прямо говорится, что "Вишну во всех его воплощениях, Шива, Ганапати, Деви, Буддха, Йогини и дворец Божественной Матери со всеми его внутренними дворами имеют точные соответствия в структурах нашей физиологии".

Лидеры "ТМ" постоянно подчеркивают необходимость мирного урегулирования конфликтов и разоружения. Более того, "ТМ" заявляет о своей готовности "нейтрализовать высокий уровень расовой, этнической и религиозной напряженности, которая лежите основе социальных конфликтов", погасить военные столкновения, избавить человечество от каких-либо форм насилия.

Тем не менее, в той же связи, для "ТМ" характерно почитание Рудры -бога, олицетворяющего разрушительную силу, иногда отождествляемого в индуистском пантеоне с Шивой. В доктрине "ТМ" качества Рудры переосмысливаются буквально наоборот. Их пробуждение оказывается необходимым для того, чтобы обеспечить так называемый эффект Махариши, состоящий в том, что массовые коллективные медитации разряжают социальную напряженность, угашают военные конфликты и политические столкновения. Когда "йогические полеты" практикуются в группах, то умиротворяющее влияние когерентности распространяется на все окружение, уменьшая негативные социальные процессы и способствуя позитивным, гармоничным тенденциям во всем обществе, - говорят члены "ТМ". Если число выполняющих программу трансцендентальной медитации и йогических полетов составляет не меньше корня квадратного от числа людей, равного 1% населения страны, то создается "особая когеренция" для благоденствия всей страны, - гласит теория Махариши, формулирующая йогический подход, наложенный на его физико-техническое образование.

Развивая подобную логику дальше, Махариши утверждает, что для создания Рая на всей Земле необходимо, чтобы число пандитов (специально обученных йогов, в данном случае по методике "ТМ") равнялось корню квадратному из 1% населения мира в 6 млрд (по подсчетам "ТМ", примерно 7750 человек). Но для уверенности тээмовцы сегодня нацеливаются на "обучение" трансцендентальной медитации 10 тыс. человек - об этом свидетельствует лозунг на одном из куполов города Фейерфилда в США, который гласит: "Десять тысяч для Рая на Земле". Однако после трагического 11 сентября в Америке в связи с решением американского Конгресса выделить на военную операцию в Афганистане 40 млрд. долларов Махариши заявил, что ему для победы над международным терроризмом хватило бы всего лишь 1 млрд, за которые можно было бы подготовить 40 тыс. медитирующих йогов (АиФ-Новости. 2001.25.10).

Российские тиэмовцы пытались реализовать широкомасштабную программу подготовки пандитов в Татарстане, полагая, что соответствующее число подготовленных йогов способно умиротворить российское общество - решить, наконец, чеченскую проблему и внести долгожданную гармонию в жизнь россиян. Именно эту программу казанский Университет Махариши неудачно предложил поддержать президенту Татарстана Ментеймиру Шаймиеву.

Примером, подтверждающим миротворчество "ТМ", последователи называют выполнение специальных медитативных сеансов (называемых ягьями). Их проводили Махариши и его учитель Гурудев для того, чтобы положить конец Второй мировой войне. Падение Берлинской стены и распад Советского союза также считаются в "ТМ" причиной медитации 7 тыс. пандитов в Махариши - Нагаре в Индии. "ТМ" выступает за создание политического блока восточных стран, который бы противостоял технократической западноамериканской цивилизации. В связи с этим ставится задача собрать и обучить трансцендентальной медитации 24 тыс. "трансцендентальных миротворцев", что, по мнению основателя "ТМ", немедленно приведет к глобальному "Эффекту Махариши" во всем мире.

По инициативе Университета всеобщего мира Махариши в октябре 1999 г. в Институте мировой литературы им. Горького в Москве состоялась пресс-конференция "Единство России, Китая и Индии - гарантия прочного мира на Земле". На ней руководство "ТМ" призвало Россию, Китай и Индию к "противостоящему Западу" медитативному альянсу (НГ-религии, 1999.10.11). В специальном послании основателя "ТМ", зачитанном его представителем Беланом Морисом, отмечалось, что "Россия, Китай и Индия смогут с легкостью создать эффект умиротворения, учредив в каждой стране университеты всеобщего мира с располагающимися вокруг них студенческими городками". Махариши заявил в своем послании о дискредитации западной системы демократии и необходимость разработать новую "более утонченную демократическую систему". В разработке новой модели демократии мировыми лидерами должны стать Россия и Индия. Первый шаг на этом пути - реализация его медитативных практик. Когда Китай, Россия и Индия начнут использовать систему управления, основанную на учении Махариши, "они естественным образом объединятся и станут несокрушимы; они станут фундаментом всеобщего мира"

Нужно сказать, что Махариши по-своему реализует идею создания "Всемирной страны Всеобщего мира" и заявляет, что разрабатывает идеал правительства, где люди не будут совершать ошибок. У "государства Махариши" есть уже свои законы: в частности, конституция Вселенной, своя Торговая палата и даже валюта раам. В 2003 г. более 100 магазинов Голландии заявили о готовности принимать раамы, а национальный банк Голландии даже разрешил хождение этой валюты. Более того, с валютой раам работают отдельные банки в России!

В отдельных заявлениях о будущем "ведической сверхнауки" лидеры "ТМ" порой показывают, что не прочь отрегламентировать весь жизненный распорядок в соответствии с правилами Трансцендентальной медитации. Так, архитектор Стхапатья Веды Джонатан Липман, проектировавший Ведический центр Махариши в Татарстане, признается, что "Придет день, когда вас смогли бы отдать под суд за неправильную архитектурную практику, если бы вы разработали дом фасадом на юг", - т.е. за нарушение принципов Стхапатья Веды, которые, по его мнению, "станут в конце концов объективными стандартами".

"ТМ" имеет хорошо развитую маркетинговую систему для распространения своих идей. В рекламных проспектах утверждается, что курсы, которые проводят университеты Махариши, "совершенно необходимы каждому человеку... Эти курсы закладывают основу для всего, что происходит в жизни, фундамент всех будущих успехов". Лидеры Трансцендентальной медитации в своих обращениях время от времени напоминают более простым своим адептам, что постигающие технологии Махариши - "в авангарде всего мира, всего человечества... уникальные избранные личности, слышащие зов Знания".

Однако в настоящее время лидеры "ТМ" сетуют на то, что Россия оказалась не готова признать духовное учение Махариши. Как отмечает председатель правления "Благотворительного фонда знаний и здоровья Махариши" Надежда Семина, "Трансцендентальная медитация" переживает сейчас "волну угасания".

Численность

Около 1500 активных адептов, продолжающих "обучение" или работу в структуре "ТМ". Число получивших инициацию составляет несколько тысяч человек.

Распространение по стране

Центры и группы последователей "Трансцендентальной медитации" действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иркутске, Казани, Оренбурге, Ростове-на-Дону и других городах. ТМ широко распространена в республиках Татарстан и Тыва.

Образовательные учреждения

Российский Ведический университет Махариши в Казани. В настоящее время деятельность университета приостановлена.

Национальный состав

Большинство русских, есть татары, тувинцы, представители других национальностей.

Средства массовой информации

Веб-сайт: "Новости Всемирного Движения "Трансцендентальной медитации" www.TMnews.donpac.ru".

Канал Махариши - http://www.tmnews.ru/veda_vision.html.

Веб-сайт Российского ведического университета Махариши-http://www.mvu.narod.ru.

Экономическое положение

"Трансцендентальная медитация" существует в основном за счет платы за обучение в университетах Махариши и на курсах "ТМ". В месяц эта плата может составлять более ста долларов. За 8-месячные курсы, в частности, за обучение в Российском ведическом университете Махариши в Набережных Челнах, плата в 2001 г. составила около 600 долларов.

Основной донор - кондитерская фабрика "Махариши продакс". На деньги, вырученные от этого фабричного производства, было построено здание для Университета Махариши в Казани, а также организованы специальные программы обучения "ТМ" в домах престарелых и в домах слепых. Сегодня фабрика содействует работе "Благотворительного фонда знаний и здоровья Махариши".

Экономическое положение "ТМ" в России продолжает ухудшаться. По словам председателя правления Благотворительного фонда Надежды Семиной, "многие обученные по программе "ТМ" учителя уходят на обычную работу в целях собственного материального обеспечения".

Библиография:

Всемирный Альянс Мира - Ведические технологии для создания мира// http://www.tony.donetsk.ua/_vedic/for_peace.html

Дардыкина Н. Фантастическая сцена // Московский комсомолец. 24.11.1999.

Древняя мудрость, современная технология // Канал Махариши (Maharishi Veda Vision) // http://www.tmnews.ru/veda_vision.html

Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России: Справочник //Сост. СИ. Иваненко. М., 2003.

Интервью с учителем Махариши-Джьотиша Ричардом Дубровским // Эпоха просветления. 1998. № 4.

Исследования академика Любимова (НИИ головного мозга Российской академии медицинских наук) // Страница о "ТМ" Донецкого Университета Менеджмента Махариши // http://wwwddcity.tripod.com/ tm.htm

Козлова М. Восточный блок йогических полетов // НГ-религии. 10.11.1998.

Малерб Мишель. Религии человечества. М.-СПб., 1997.

Махариши Махеш Йоги. Наука бытия и искусство жития: Трансцендентальная медитация. М. 2000.

Махариши Махеш Йоги. О Бхагават-гите. СПб., 1996.

Ротх Р. Трансцендентальная медитация Махариши Махеш Йоги. М., 1994.

Русские ученые о "ТМ" и "ТМ"-Сиддхи // Ведический Университет Махариши, http://www.mvu.narod.ru

Свайнхарт Д. Создание трех групп по 8000 пандитов в Индии / /Новости Всемирного Движения "Трансцендентальной Медитации". www.Tmnews.donpac.ru

Сергеев С. Умный в гуру не пойдет. Как заслужить райское блаженство у Махариши // НГ. 2000.14.06.

"Трансцендентальная медитация". Комментарии бывшего инструктора "ТМ" // Информационный вестник Мерлин-клуба // http.7/ merlyn.7host.ru/text/biblio/medit03.htm

Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. III / Отв. Ред. М.Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2005. С. 420-429


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"