Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Письма монархистов Поместному Собору Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. (август – октябрь 1917 г.). Публикация доктора исторических наук М.А. Бабкина. [история Церкви]


Публикуемые документы выявлены в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ), в фонде "Всероссийский церковный Поместный Собор (Священный Собор) 1917–1918 гг." (№ 3431; опись 1), в деле "Письма Собору и патриарху от разных лиц по вопросам, касающимся политических событий в стране и религии" (№ 522). Документы – письма православных христиан-монархистов высшему органу церковной власти – Поместному Собору Российской Православной Церкви (РПЦ) [1], который начал работать в Москве 15 августа 1917 г. Часть их адресована председателю и почётному председателю Собора: митрополитам Московскому Тихону (Беллавину) [2] и Киевскому Владимиру (Богоявленскому) [3] соответственно. (Названные иерархи были избраны на эти должности 18 августа того года [4]).

В работе Поместного Собора приняли участие епископы, клирики и миряне. Всего – по избранию и назначению по должности – 564 человека: 80 архиереев, 129 лиц пресвитерского сана, 10 дьяконов из белого (женатого) духовенства, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян [5]. В общественном сознании он фактически воспринимался как Церковное Учредительное собрание [6]. Ему предстояло разработать внутрицерковные реформы и выработать проекты взаимоотношений церкви и государства. Поскольку и программа Собора, и его деяния достаточно широко (особенно в 1917 г.) освещались в церковной прессе, то православная общественность была в курсе основных рассматриваемых на нём вопросов. Соответственно, часть паствы, придерживавшаяся монархических взглядов, не считая круг заявленных для обсуждения тем достаточным, пыталась его расширить. С этой целью и посылались письма Поместному Собору. Православных волновали такие проблемы, как о клятвопреступлении российского народа в февральско-мартовские дни 1917 г., об отношении к свержению монархии, судьбе императора как помазанника Божия и проч.

Вводимые в научный оборот материалы можно рассматривать как относящиеся к весьма широкому спектру областей исторической науки: истории Русской Православной Церкви, персоналиям деятелей правых партий, течениям российской общественно-политической мысли и другим.

Тематика публикуемых документов достаточно актуальна, поскольку позволяет исследовать целый ряд проблем, хронологически относящихся к досоветскому периоду 1917 г. Среди них можно отметить такие, как отношение Православной Церкви к эволюции российской государственно-правовой базы, альтернативы политического развития страны после Февральской революции, деятельность Поместного Собора РПЦ 1917–1918 гг., "революционность" духовенства, причины ухода с политической сцены правых партий и другие. Данным проблемам посвящены труды ряда современных авторов [7].

Актуальность предлагаемых материалов и в том, что они позволяют составить представление о существовании альтернативной (по отношению к официальной линии РПЦ) позиции среди православной паствы, отнесшейся к свержению монархии в России отрицательно, в отличие от священноначалия РПЦ [8].

Одни публикуемые документы показывают определённое смятение, которое возникло среди мирян после отречения императора Николая II [9] от престола (док. № 1 и приложение к № 1). Автора этих писем волновали вопросы о законности отречения монарха, а также о церковной анафеме, которая – согласно особого богослужебного чина недели (или торжества) Православия – угрожала поднимающимся на бунт и измену против царя – помазанника Божия.

Православные, руководствуясь словами Священного Писания, говорили о неминуемом для России гневе Божием, грядущем в качестве наказания за свержение монархии и фактическое отвержение помазанника Божия (док. № 1, 2, 3 и приложение к № 1). В частности, они предупреждали о поражении в войне, голоде, дороговизне, восстаниях внутри страны, погромах, экономическом, хозяйственном и финансовом кризисах и проч. (док. № 1 и приложение к нему).

Авторы писем предлагали объявить о неприкосновенности личности Николая II (док. № 1 и приложение к нему), вступиться за находящегося в заточении последнего всероссийского императора и его семью (док. № 6), а также исполнять положение грамоты Земского Собора 1613 г. о верности народа России династии Романовых (док. № 2). Поместному Собору излагались настоятельные просьбы разрешить народ России от прежней присяги на верность императору (док. №№ 3, 5). (В марте же 1917 г. Святейший синод РПЦ распорядился приводить паству к присяге Временному правительству [10] без освобождения паствы от прежней – верноподданнической, принесённой императору [11]). По мнению православных христиан грех клятвопреступления, тяготеющий с марта 1917 г. над народом России, нуждался в определённом соборном акте покаяния.

В одном из публикуемых писем Поместный Собор призывался объявить царское правление в качестве единственно возможной для Православной Церкви формы власти в стране (док. № 4). В другом содержатся обличительные слова к пастырям, в которых высказывается осуждение тех за фактическое предательство царя иприветствие декларированных Временным правительством различных свобод, фактически приведших Россию к анархии. Священнослужители РПЦ призывались к покаянию за свою деятельность по поддержкеФевральской революции (док. № 6). В последнем из приводимых писем содержится просьба к Поместному Собору издать распоряжение к священнослужителям РПЦ о необходимости быть стойкими последователями Слова Божия: не пугаться каких-либо радикально настроенных к религии лиц, а исполнять свой христианский долг, не боясь молиться об упокоении православных царей и императоров (док. № 7) [12].

Поместный Собор РПЦ работал более года. За этот период состоялись три его сессии: первая – с 15 (28) августа по 9 (22) декабря 1917 г., вторая и третья – в 1918 г.: с 20 января (2 февраля) по 7 (20) апреля и с 19 июня (2 июля) по 7 (20) сентября. Однако несмотря на столь продолжительное время работы, Собор не сделал каких-либо ответных действий в отношении публикуемых писем: в его материалах об этом никаких сведений не обнаружено [13].

В архивных фондах все публикуемые документы представляют собой рукописные подлинники, написанные чернилами на листах бумаги. В текстах писем нередко отсутствуют знаки препинания. В процессе подготовки публикации эти "недостатки" материалов устранены публикатором без нарушения стиля и логики текстов первоисточников. В письмах нет единообразия относительно написания прописных и строчных букв: в этом отношении документы приводятся в соответствии с источниками.

Материалы расположены в хронологическом порядке. Тексты публикуются по правилам современного правописания, с сохранением стилистики оригиналов.

Очевидные пропуски слов раскрыты в квадратных скобках. Сокращения текста (в приложении к док. № 1 и при цитировании в примечаниях) также обозначены квадратными скобками. В тех случаях, когда в тексте или комментариях приводятся ссылки на слова Священного Писания, то они, согласно установившимся нормам, помещаются в наклонных скобках.

Все даты, за исключением специально оговариваемых случаев, приводятся по старому стилю. Краткие сведения об упоминаемых лицах взяты из церковных и светских справочно-энциклопедических изданий [14]. Сведений об авторах некоторых писем и упоминаемых в них лицах установить не удалось.

Публикацию подготовил кандидат исторических наук М.А.БАБКИН.
 


№ 1

"Донесение" председателю Поместного Собора РПЦ выпускника Императорского Московского университета А.Д. Жирова

Москва 19 августа[o] 1917 г.

Председателю нынешнего Собора поместного1

грекоправославной церкви

окончившего Московский Университет

Александра Данилов[ича]а Жирова

Донесение.

Обязанность члена грекоправославной Церкви принуждает меня донести до сведения происходящего ныне Собора нашей Церкви наиважное соображение о православной вере и государстве Российском. Всячески известно, что государство основывается на вере, благочестии членов его. И вот, в области нашей веры православные люди находятся на опасном пути: все они поклоняются прелести, диаволу в виде светла ангела2. Это поклонение прелести есть болезнь, как было бы поклонение образам ума, т[о] е[сть] галлюцинациям. Болезнь эта тяжела. В Житиях Святых печерских3 отшельник, поклонясь диаволу только полчаса, и поклонился токмо к мелочи (он писал с диаволами)[p] и тем не менее грех его почтен был тяжёлым; между тем мы поклоняемся прелести годами. Грех поклонения прелести тяжёлый – болезнь отсюда тяжёлая. Эта тяжёлая болезнь и кроется в основе того, что совершилось в последнее время. Отречение Монарха совершилось по этой болезни и недействительно для грекоправославной, святой, единой, соборной Церкви. По учению Церкви Монарх в таинстве миропомазания получает дарования Святаго Духа, Благодать Домостроительства Церкви ([смотри] творения блаж[енного] Феодорита, епископа Кирского4). Монарх не посылается свыше для совершения своего Служения, как Иона5, более: Сам Бог пребывает в Нём: Дух Божий – сказано6 – носился над Саулом7. Монарх не может посему отречься от своего сана даже для спасения своей жизни. Монарх не может почитать себя и недостойным к совершению своих обязанностей: Сам Бог пребывает в нём. 11-ое анафематствование8 грекоправославной Церкви гласит: дерзающие на бунт и измену против Российских Государей подлежат проклятию Церкви. Монарх не может отречься от своего сана и для того, чтобы уступить несогласию верноподданных[q]. Отречение Его от Престола сделало бы Его соучастником их измены9 и бунта, подвергло бы и Его проклятию Святой Кафолической10 Церкви. Монарх, однако, отрёкся от Престола; но Он отрёкся по болезни, болезни прелестью; отречение его в силу этого недействительно. Бог не принимает отречение от сана иерея, совершённое в помешательстве; сугубо Бог не может принять отречение от сана Монарха, совершённое по душевной болезни. Монарх не утратил, посему, Благодать Помазания: Он был наисвят, как были благоверные Государи наши, о чём засвидетельствовали нам наши Святые Угодники Божии. В силу болезни грех отречения от сана [царя –] наитяжёлый, вменяется Ему как грех простительный. Монарх остаёся Помазанником, Христом [Господним], Главой православной Церкви.

Созыв Учредительного Собрания11 для выбора образа Правления в России подлежит проклятию Церкви. Гнев Божий тяготит над Россией за преступленние заповеди 11-го анафематствования.

Сказано: не прикасайтеся Помазанным Моим12: Святой Отец Церкви поучает нас даже помыслом [не прикасаться] (Добротолюбие)13. Образ поведения царя Давида перед царём Саулом, самое житие его, не слова токмо, запрещает нам посягать на Помазанников, даже при явном отпадении Их от Бога. Всеконечно, чему учит Св[ятой] пророк Давид, тому же учат и все святые Отцы и пастыри Церкви. Гнев Божий страшный угрожает России при казни Монарха. Смерть Монарха повлечёт за собой смерть многих, даже ныне управляющих нами Временных Правителей, вызовет восстания, погромы, разгром наш совершенный на войне14! Бог, всеконечно, взыщет с нашей Церкви, если члены нынешнего Собора не озаботятся достодолжно об участи Главы Церкви, бывшего Монарха.

Нынешний Собор обязан не отречься от Помазанника, Христа [Господня], обязан утвердить проклятием[r] Церкви перед Богом и законность Монарха и, главное – утвердить неприкосновенность жизни и здравия священной особы Главы Церкви.

Самодержавный образ Правления вернётся в России через год (два) [–] три. Самодержавный образ Правления с Помазанным Монархом на Царство [–] самый совершенный для православного христианина: таковым его почитает Сам Бог в силу установления таинства Помазания на Царство. Помазанник, токмо один получивший благодать дарования [Святаго Духа], токмо один является способным к совершению Своего служения – к управлению православной страной. Иные15 православные христиане не получают Благодать миропомазания и неспособны: ведь неспособны прихожане, [но] способен иерей в силу таинства хиротонии16.

Помазанник Церкви может быть токмо самодержавен.

И вот, православные люди ревнуют о вере до монашества и подвижничества; и в области веры пожелают токмо лучшего; токмо лучшего желают и в области управления[s]. Снова с благочестием вернётся и самодержавный образ Правления. Мы должны быть благочестивы. При тяжёлой болезни всех невозможен никакой образ правления; и власти и подвластные по тяжёлой душевной болезни будут тяжело нарушать [свои] обязанности. Россия представляет из себя большой дом умалишённых; управление помешанных над помешанными невозможно. Пока не прекращена болезнь прелестью, Россия будет находиться на краю гибели: государство из помешанных невозможно. Между тем есть токмо одно средство прекратить поклонение прелести: это средство – благочестие. Россия не погибнет! И вот мы будем благочестивы, вылечим болезнь; но тогда мы пожелаем и в управлении токмо лучшего для православного христианина, токмо – самодержавного образа правления с Помазанием Монарха на Царство. Свершится это скоро. В силу тяжёлой душевной болезни мы не способны и к войне. Один здоровый солдат стоит миллиона помешанных. Хотя и еретики-германцы поклоняются прелести по догмату веры, но общество их, посему, по учению Церкви, [–] плохо крайне[t]. Общество же из православных помешанных человеков негодно уже совсем: получается всё же превосходство германцев над нами, и они победят нас, хотя и крайне плохо (сами они и плохи крайне)[u]. Мы утратили бы, может быть, от одной болезни [лишь] Польшу; и всё же миллионы жизней пожертвованы были бы напрасно[v], ценой Польши мы откупились бы от Германии. Но нас постигнет Гнев Божий и за преступление заповеди 11-го анафематствования; наступление на Западном фронте войны для нас невозможно: мы будем испытывать поражение за поражением. При Учредительном Собрании мы увидим бегство всей нашей армии перед германцами (правда, не разгром, который постигнет нас непреложно при казни Монарха).

Будут поражения на войне, тяжёлое неустройство в управлении внутри от болезни прелести, голод, дороговизна, восстания, погромы, экономический, хозяйственный и финансовый крах и иное.

Общее недовольство приведёт в своё время к возвращению самодержавного образа Правления!

На войне мы будем побеждаемы, между тем мы должны бы победить неслыханно: как удостоверяет нас об этом явление самой Божией Матери лейб-гвардии полку кирасиров Ея Императорского Величества в начале войны17; как удостоверяют и иные чудотворные события. Одно благочестие подымет нас. По тяжёлой душевной болезни и нынешний [Поместный] собор грекоправославной Церкви неспособен к преобразованию Церкви: собор будет состоять из членов помешанных прелестью; собор способен [рассматривать вопросы] токмо о крайних предметах, как судьба Монарха, как лечение самой болезни!

Сколь велики последствия поклонения прелести для всей державы Российской! Но прелесть наиопасна для спасения каждого православного христианина18 – об этом много сказано в Добротолюбии и у преосвященного Игнатия Брянчанинова19. По болезни все мы спасаемся и с поклонением прелести: поклонение ставится нам в грех простительный; а простительные грехи от Бога не отлучают: с кем Бог – те и святы; вот мы спасаемся и с прелестью. Между тем не все православные люди поклоняются прелести по болезни: должно думать, изрядное число их поклоняется прелести по ереси. Ересь эта укрывается под кровом православной Церкви. Ересь эта содержит многие хулы и учит любодейству, ересь крайняя! При ней равно невозможно существование великого государства России; негодны [мы] с ней и к войне; невозможен и собор духовный! Нынешний [Поместный]собор стоит перед прекращением прелести[w]! Меры властей не принимались, болезнь должна была развиваться и развилась; но прекратить её будет не трудно при [соответствующих] мерах властей: власти у нас только что означали всё[x]. Прекратить и ересь также было бы не трудно. Бог крайне гневается за эту ересь20, крайне гневается на нечестие её, и православные люди крепки с верой[y]! Болезнь должно бы лечить постепенно: подвигом – разом прекратить её было бы по силам токмо святому мужу, как и иную душевную болезнь. Должно, конечно, поддерживать силы при болезни, но должно и подвизаться по силам с благочестием.

Никто не знает даже, что это прелесть, хотя поклоняются прелести 100 миллионов [человек]. Сам Бог указывает нынешнему Собору, налагает на него обязанность брани против прелести. Да поможет же Он, да благословит все начинания нынешнего [Поместного] собора для борьбы с ней!

Москва, августа 19 дня.

Окончивший Московский Университет Александр Данилов[ич] Жиров.

Адрес мой: Здесь, Самотечный бульвар, Троицкий I переулок,

дом Фалькевич, кв. № 49. А. Жиров.

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 522. Л. 37–38об. Рукопись. Подлинник.

Приложение к № 1

Из "Донесения" Поместному Собору РПЦ выпускника Императорского Московского университета А.Д. Жирова[z]

Москва25 сентября[aa] 1917 г.

Президиуму нынешнего Собора поместного21

грекоправославной Церкви

окончившего Московский Университет

Александра Данилов[ича]а Жирова

Донесение.

Обязанность моя члена грекоправославной Церкви и русского подданного принуждает меня обратиться к Собору святой грекороссийской Церкви с этим донесением. […] Невозможно и преобразование Церкви даже поместным всероссийским Собором: Собор из лиц душевно больных будет известен в истории Церкви наравне с разбоничьими соборами из еретиков: собор способен токмо к обсуждению о крайних предметах, как о прелести, судьбе Монарха, и таковом же. […] Но мы несём и другое проклятие за отвержение самодержавной Власти; несём вместе с Монархом, который отречься от Престола не мог. Несмотря на отречение, Монарх остаётся законным Государем, в силу 11-го анафематствования грекоправославной Церкви. Мы будем побеждены на войне не токмо от проклятия за поклонение прелести, но и будем побеждаемы на войне в силу гнева Божия за отвержение самодержавной Власти. Наступление на войне, на западном фронте против германцев, будет оканчиваться и в будущем нашим поражением22. Но самый страшный гнев Божий ожидает нас при прикосновении к Монарху. Монарх, по учению Церкви, неприкосновенен для человеков. Образ действий, жизнь, не слова токмо Царя и Пророка Давида перед явно отпадшим от Бога Царём Саулом учит нас этому. Но наидолжно опасаться покушения на жизнь Монарха ближайшей же зимой. В Учредительном Собрании, на основании состава I-ой Государственной Думы23 можно предугадать это, крайние левые партии будут все! Они отошли от православной веры; всячески должно [нам] бояться их покушения на Монарха. Страшный гнев Божий постигнет тогда Россию. На войне [тогда] мы будем уже совершенно разбиты, нас ожидает разгром! Внутри страны смерть Монарха повлечёт за собой смерть многих. […] Крайнее горе постигнет нас: выхода нам нет – на войне мы должны будем испытать поражение за поражением, а от болезни24 и от проклятия за 11-й анафематствование, внутри страны будет ад. […] Сугубо должно нам прилежать и о судьбе бывшего Монарха, должно прилежать [о сем] и всероссийкому собору нашей Церкви – иначе нас ожидает страшный гнев Божий. […].

Москва, 1917 года, сентября 25 дня.

Окончивший Университет Московский Александр Данилов[ич] Жиров.

Адрес мой: Здесь, Самотечный бульвар, Троицкий I пер[еулок],

дом № 20, кв. № 49. Александр Жиров.

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 522. Л. 368–369об. Рукопись. Подлинник.

№ 2

Письмо митрополиту Киевскому и Галицкому Владимиру (Богоявленскому)25 П.А. Иванова

Вязьма Смоленской губернии20 августа[bb] 1917 г.

Ваше Высокопреосвященство

Преосвященнейший Владыко

Отче Владимир!

Простите меня, преданного чада Православной Церкви раба Божия Петра за моё дерзновенное послание Поместному Собору Православной Церкви в лице Вашего Высокопреосвященства. Не будучи призван от мирян в Собор, как сын, глубоко любящий свою родину мать Россию, и глубоко верующий в доктрины Евангельского учения и в то, что 300 лет назад народ русский был сильнее духом Веры Христианской, молю Тебя, Отче Владыко! Поведай [Поместному] Собору, чтобы [его члены] ознакомились с подлинным актом [Земского] Собора 1613 года об избрании на Царство Михаила Феодоровича [Романова]26, обратили бы внимание на заключительную часть его, относящуюся прямо к нам, потомкам27, и высказали бы своё мнение в поместном Соборе. Я глубоко убеждён и верю, что если мы [–] потомки [–] будем игнорировать эту заключительную часть грамоты Собора предков 1613 года[cc], то Россия погибнет. Грамота Собора 1613 года ныне должна быть у Временного Правительства.

Преклоняя колена и мысленно призывая благословение Вашего Высокопреосвященства, испрашивая Ваших молитв, Владыко, остаюсь преданный чада[dd] Православной Церкви

раб Божий Петр Алексеев[ич] Иванов.

г. Вязьма Смоленской губернии,

Московская улица, Устинкин пер[еулок], дом Маслянниковой.

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 522. Л. 69–70. Рукопись. Подлинник.

№ 3

Письмо митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (Беллавину) диакона Иоанна Смолина, клирика Храма Воскресения на Крови (Петроград)

Петроград 21 августа[ee] 1917 г.

Его Высокопреосвященству,

Митрополиту Тихону,

Председателю Всер[оссийского] Церков[ного] Собора.

Ваше Высокопреосвященство!

Не найдёте ли возможным и нужным поднять пред Церк[овным] Собором вопрос, в виду предстоящего общего моления, о разрешении от клятвопреступления бывших верноподданных своего помазанника Божия – царя. Правда, своим отречением Царь ослабил тяжесть клятвопреступничества, но переживаемые тяжкие кары Россией и надвигающиеся ещё сугубейшие бедствия не свидетельствуют ли о том, что Бог не прощает нам клятвопреступничества[?]. Не напрасно говорил св[ятой] патриарх Гермоген28: "Измена царю есть страшное злодейство, за которое грозно накажет Бог, и что она не избавит Россию от бедствий, а ещё глубже погрузит её в их бездну".

Не напрасно 20 февраля 1607 года в Успенском соборе [Московского Кремля] было всенародное покаяние пред престарелым патриархом Иовом29, и он разрешил всех от клятвопреступления (даже самозванцу). И Патриарх Гермоген разрешил [народ] от клятвы поляку [царевичу] Владиславу30. Почему же мы не считаем нужным быть разрешёнными от клятвопреступничества законному Царю – Помазаннику Божию, отрекшемуся от престола под влиянием насилия со стороны "верноподданных"[?]

Кажется уже не один гром грянул, и страшная гроза идёт: пора перекреститься, пора покаяться, а [Поместному] собору взять на себя миссию снять клятву (проклятие), тяготеющую над нами.

Диакон Иоанн Смолин.

Петроград. Храм Воскресения на Крови.

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 522. Л. 135–136. Рукопись. Подлинник.

№ 4

Письмо Поместному Собору РПЦ председателя Одесского отдела Союза русских людей, инженера-технолога И. Аносова31

ОдессаНе позднее 22 августа[ff] 1917 г.

Всероссийскому Поместному Собору Святой Православной Церкви о Господе нашем Иисусе Христе радоватися!

В годину тяжёлых испытаний, по грехам нашим ниспосланных Господом Богом нашей несчастной Родине, да осенит Вас благодать Всесвятаго Духа, Отцы и Братия!

Да предстанет пред Вами во всей мощи и красоте образ великого священномученика, Святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, да воскресятся в памяти Вашей заветы его и стояльцев за землю русскую – святителя Алексия32 и преподобного Сергия33, игумена Радонежского!

Ей, Отцы и Братия, памятуйте непрестанно, что "священницы Твои, Господи, облекутся в правду"34. Довольно изворотливых слов и уклончивых посланий!.. Скажите прямо и определённо всем, с трепетом сердечным и болью душевною ожидающим от Вас спасения Родине, что Святая Православная Церковь не знает иного государственного идеала, как Православное Самодержавие Помазанника Божия, Отца Народа, и первого сына Святой Церкви, дающего ответ Богу за своё малейшее движение. Идеал этот освящён тысячелетиями, учением Господа, Апостолов и Отцев Церкви.

Не бойтесь, убивающих тело, но души не могущих погубить35! Настало время исповедничества, и многих из нас ожидает венец мученичества; но Вы – свет миру, вы – соль земли, и если соль потеряет силу, – чем осолится36!?..

Вам долженствует быть голосом великого строителя – Православного Русского народа, единого полномочного хозяина Земли Русской, и никого кроме, никакое Учредительное Собрание не посмеет не принять этого во внимание.

Скажите это мощное слово спасения, воодушевляясь примером Святейшего Гермогена, положившего жизнь за национальную православную монархию, святителя Алексия, собирателя Русской Земли, налагавшего церковные запрещения на строптивых князей и на целые непокорные государю области, преподобного Сергия, благословлявшего на брань с врагами отечества и затворявшего храмы в некоторых областях по повелению святителя Алексия!

Довольно лживых уверений о радостной свободе37, под видом которой надевается страшное ярмо рабства на русский народ, рабства у инородцев и иноверцев! Свобода – только во Христе Иисусе, и если не свободит вас Христос, Вы – рабы князя мира сего38! Народовластие и народоволие – только страшные орудия его власти. Отцы и Братия, нет воли народа, а есть воля Божия, народное же – заблуждение!..

Да осияет же вас Господь светом Своего Благоразумия, да не блуждаете во тьме, но явите свет миру39!

Молитесь за землю русскую, молитесь за погибающие души верных детей русского народа, молитесь и за меня, грешного и недостойного раба Господня, уже подвергшегося гонениям и заточению, но не боящегося их и с покорностью вам[gg] Божией ожидающего смертного часа своего, дабы дать отчёт Вседержителю за всё, содеянное на земле!

Председатель Одесского Союза Русского Людей

инженер-технолог Иван Аносов.

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 522. Л. 61–62, 187–188, 598–598об. Три экземпляра подлинных рукописных писем.

№ 5

Письмо членам Поместного Собора РПЦ православного христианина[hh]

Не позднее 25 августа[ii] 1917 г.

Святые Отцы и Пастыри Церкви Православной!

Воздвигните глас Ваш к пасомым. Да покаются в тягчайшем грехе своем пред Господом Богом, именно – "в клятвопреступлении"[jj] (которого они и не замечают, или не хотят признавать его), ибо сказано в Священном Писании: "Не очистит Господь душу, приемлющую Имя Его всуе"40.

Егда же41 Милосердый Господь очистит души наши, тогда и спасет и помилует нас от пути погибели, отвратит гнев Свой, праведно на нас движимый42, как спасал и миловал. Отцы наши, кающиеся, прибегающие к Его Милосердию и с Его Всесильной помощию молитвами Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и всех Святых, [не раз] спасали Русское царство.

Православный Христианин.

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 522. Л. 102–103. Рукопись. Подлинник.

№ 6

Письмо председателю Поместного Собора[kk] РПЦ православных христиан

Не позднее 2 октября[ll] 1917 г.

Святые отцы, Святейший Синод, Апостолы43, проповедники учения Христова.

Сообразны ли Ваши дела с Вашим наименованием? Увы, Увы, Увы!!! Не все ли Вы претворились в Иуду44? Он один предал Христа и удавился, а Вы не все ли на месте Иуды? Не все ли Вы – крашенные гроба снаружи, в золотых клобуках45, а в мозгах – солома? Не все ли [вы] в шёлковых мантиях закрываете свою гнусную гордость, ищете земного царства свободы. Ваши помощники – священнослужители Алтаря Господня последуют46 Вашему примеру, внушают христианскому народу свободу [и] равенство. Увы, распинатели, Вашей свободой разрушился трон Самодержавия. Вашей несчастной свободой страдает Помазанник Божий – Государь [император]: оклеветан, обесчестен, изгнан; в заточении страдает невинный наследник [Престола], страдает [Царская] семья и весь род47.

Господи, заступи и спаси Своею благодатию Страстотерпца Христа [Господня] – всеневинного Царя.

Посмотрите [Святую] библию, святые отцы, умоляет Вас православный народ. Опомнитесь, снимите золотые клобуки, посыплите пеплом главы ваши, поплачите, покайтесь. Не Вы уже призываете к покаянию православный народ, а Вас умоляет русский народ искать правды [и] истины, а не бесовской свободы.

Чем связаны вы были? Свободой развя[за]ли адское чудовище – зверя, который вышел из бездны. Кто Ваш Керенский48[?] – жид, Антихрист, а Вы – его служители, как Вам покривится[mm]. Что Ваша дьявольская свобода принесла России, какую радость? Чем встретил Русский народ свободу? – Песнями, плясками, убийствами. Умоляют[nn] Вас все православные люди: опомнитесь все [вы], Иуды, пусть хотя [бы] один найдётся [как апостол] Петр49 – оплачет свою вину,[oo] тяжко согрешили, свергли невинного батюшку Царя.

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 522. Л. 444, 446–446об. Рукопись. Подлинник.

№ 7

Письмо Поместному Собору[pp] РПЦ от православного христианина[qq]

Химки Московской губернии[rr] 26 октября 1917 г.

Священный Церковный Собор!

Прошу всепокорно разъяснить священникам, чтобы они не уклонялись в родительские субботы50 за время поминовения усопших, не пропускали записанных в поминание усопших Царей [и] Императоров. Как это было 21 октябр[я] этого [19]17 года51, а следует читать Евангелие[ss], где сказано: "Аз есмь Пастырь Добрый"52. Когда пастыри увидали социал-революционеров [– испугались их] как волков, и бросили овец своих стадо53. Нужно быть стойкими [последователями] Слова Божия.

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 522. Л. 646–646об. Рукопись. Письмо на почтовой карточке. Подлинник.

Примечания

1 Председателем Поместного Собора РПЦ 18 августа 1917 г. был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин).

2 Перефразирование слов Священного Писания: /2 Кор. 11, 14/.

3 Житиях святых Киево-Печерской лавры.

4 Феодорит (386 или 393 – 457), епископ Кирский, преподобный – едва ли не самый крупный христианский богослов V века. Автор трудов по экзегетике, догматике, апологетике, истории Церкви.

5 Иона, св. пророк. Был послан Богом для возвещения в г. Ниневию покаяния и смирения: см. Священное Писание, Книгу пророка Ионы.

6 См. Священное Писание, Первую книгу Царств.

7 Саул – первый царь еврейского народа, помазанный на царство св. пророком Самуилом, по желанию народа, в XI в. до Рождества Христова.

8 Анафематствование чина Торжества Православия. 11-й пункт его гласил: "Помышляющим, яко православные государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании [на царство] дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в них не изливаются, и тако дерзающим противу их на бунт и измену, анафема (слово "анафема" поётся трижды)" (Последование в неделю Православия. СПб., 1904. Л. 30–31).

9 Их – по смыслу письма – то есть "верноподданных".

10 То есть Вселенской.

11 Учредительное собрание в России – представительное учреждение, которое должно было установить образ правления в России и её новые государственные законы. Главной задачей Временного правительства являлся созыв этого собрания. Выборы членов Учредительного собрания в 1917 г. неоднократно откладывались. Учредительное собрание собралось на своё первое заседание в петроградском Таврическом дворце 5(18) января 1918 г. Закрыто оно было в 5-м часу утра 6(19) января. В ночь с 6(19) на 7(20) января Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

12 См.: /1 Пар. 16, 22/.

13 Имеется ввиду книга творений святых отцов "Добротолюбие".

14 Первой мировой войне.

15 По смыслу – все остальные (кроме царя).

16 Хиротония (греч.) – рукоположение, осуществляемое в алтаре одним или несколькими епископами для посвящения ставленников в дьяконский, священнический или епископский чины (см. подробнее: Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиепископ [Нижегородский и Арзамасский]. Новая скрижаль, или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 259–262).

17 О повествуемом событии сведений в литературе нам обнаружить не удалось.

18 Имеется в виду спасение в духовном плане.

19 Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) (1807–1867), епископ Кавказский и Черноморский – известный богослов и духовный писатель.

20 Судя по тексту письма, автор связывает эту ересь (а также "болезнь прелести") с неверием в царя как помазанника Божия и непризнанием его прав в управлении Православной Церковью.

21 Наименование адресата условно: имеется в виду руководящее звено Поместного Собора. Отдельно же такого органа как президиум Поместного Собора не существовало.

22 Наступление российской армии против австрийской армии началось 18 июня 1917 г. Однако в начале июля оно было остановлено немецкими и австрийскими войсками.

23 Государственная дума I созыва работала 72 дня: с 27 апреля по 8 июля 1906 г.

24 Подразумевается, по терминологии автора письма – "болезни прелести".

25 Имя адресата упомянуто без фамилии и полного сана. Однако по косвенным свидетельствам (в частности, из содержания второго предложения письма) можно заключить, что адресатом является почётный председатель Поместного Собора РПЦ митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) (Деяния Священного Собора … Указ. соч. Т. 1. Деяние 4. С. 64–65, 69–71).

26 Михаил Феодорович (1596–1645) – первый царь династии Романовых (1613–1645).

27 В последней части грамоты Земского Собора 1613 г. говорилось о том, что русские люди поклялись быть верными царю Михаилу Феодоровичу и всем его потомкам во все времена: "в роды и роды". В частности, служить им "верою и правдою, а зла никоторыми делы на них, государей наших, не думати и не мыслити, и не изменити им, государем, ни в чем". Изменникам же – "кто не похощет послушати сего соборного уложения" – угрожалось суровым наказанием: тот "чину своего извержен будет, и от церкви Божии отлучен и святых Христовых Тайн приобщения, яко раскольник церкви Божия и всего православного христьянства мятежник, и разоритель Закону Божию, а по царским законом месть восприимет, и нашего смирения и всего освященного собора не буди на нём благословение отныне и до века; понеже не восхоте благословения и соборного уложения послушания, тем и удалися от него, и облечеся в клятву" (цит. по: Серафим (Кузнецов), игумен. Православный царь-мученик /Сост. С.Фомин. М., 1997. С. 389, 392–393).

Полный текст "Утверждённой грамоты об избрании на Московское государство Михаила Феодоровича Романова" см., например: Там же. С. 319–394. Машинописный текст копии грамоты Земского Собора 1613 г. приложен в том же деле: ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 522. Л. 92–92об.

28Гермоген (ок. 1530–1612), патриарх Московский и всея Руси (1606–1612), святитель. С декабря 1610 г. рассылал по городам грамоты с призывом к всенародному восстанию против польских интервентов, за что был замучен теми голодной смертью.

29 Иов (в миру Иоанн) (?–1607), патриарх Московский и всея Руси (1589–1605), первый в России патриарх. В 1605 г. по распоряжению Лжедмитрия I (царя, 1605–1606) был лишён патриаршества и заточён в Старицкий монастырь Тверской епархии. В 1607 г. по распоряжению царя Василия Шуйского (1553–1612; царя, 1606–1610) был привезён в Москву, где разрешил от клятвопреступления русский народ, изменившего царю Борису Годунову (1552–1605; царя, 1598–1605). Умер в том же 1607 г.

30 Владислав IV (1595–1648), король Польский (1632–1648).

31 По сведениям современной литературы председатель Одесского отдела Союза русских людей – И. Амосов (см.: Переписка правых и другие материалы об их деятельности в 1914–1917 гг. /Публ. Ю.И.Кирьянова // Вопросы истории. М., 1996. № 10. С. 143). Однако на всех трёх экземплярах публикуемого письма, хранящихся в ГА РФ, чётко видны рукописные подписи: Иван Аносов.

32 Алексий (Бяконт или Плещееев) (между 1293 и 1298 – 1378), святитель, митрополит (1355–1378) Киевский и всея Руси, по другим сведениям – Московский и всея Руси. (Первый титул ему усвоен по поставлению на Киевскую митрополию, а второй – по месту его жительства в Москве в сане митрополита: в 1325–1461 гг. кафедра киевских митрополитов находилась в Москве (см. подробнее: Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковно- служителей: сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства. В 2 т. М., 1993. Т. I. С. 89, Т. II. С. 1402, 1405)).

33 Сергий (в миру Варфоломей) (1314 или 1319 – 1392), игумен Радонежский, преподобный – основатель Троице-Сергиевой лавры и северного русского монашества.

34 Приводятся слова Священного Писания: /2 Пар. 6, 41; Псал. 131, 9/.

35 Приводятся слова Господа Иисуса Христа: /Мф. 10, 28; Лк. 12, 4/.

36 Приводятся слова Господа Иисуса Христа: /Мф. 5, 13; Лк. 14, 34/.

37 Очевидно, имеются в виду многочисленные послания, проповеди и резолюции духовенства РПЦ по приветствию свержения монархии и декларированных Временным правительством свобод.

38 Имеются в виду евангельские слова: /Иоан. 8, 32/ и /Иоан. 12, 31; 14, 30; 16, 11/.

39 Свободный пересказ евангельских слов: /Иоан. 8, 12; 12, 35; 1 Иоан. 1, 6/ и /Мф. 5, 14/.

40 Свободный пересказ слов Священного Писания: /Втор. 5, 11/.

41 Когда же.

42 Перефразирование молитвы, читаемой за богослужением: см., например, чин литии на вечерне (Служебник. Пг., 1916. Л. 27).

43 Сан епископа – апостольский, откуда можно заключить, что письмо адресовано членам Св. синода и епископату РПЦ.

44 Имеется в виду апостол Иуда Искариот, предавший Иисуса Христа синедриону (фактически – на казнь).

45 Клобук – головной убор монашествующих. Имеет символическое значение шлема спасения.

46 По-видимому, надлежит читать "следуют".

47 Во время написания письма Царская Семья находилась в заточении в Тобольске.

48 Керенский Александр Фёдорович (1881–1970) – председатель Временного правительства 3 и 4 составов(с 8 июля по 25 октября 1917 г.).

49 Имеется в виду отказ от Господа Иисуса Христа апостола Петра, и его покаяние: /Мф. 26, 69–75/.

50 Речь идёт об особых церковных днях поминовения усопших.

51 В 1917 г. на 21 октября приходилась Дмитровская родительская суббота.

52 Слова Спасителя: /Иоан. 10, 14/.

53 Свободный пересказ слов Св. Писания: /Зах. 13, 7; Мф. 26, 31/.

Опубликовано: Исторический архив. М., 2007. № 4. С. 130–145.

См. также: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) /Сост., авт. предисловия и комментариев М.А.Бабкин. М., Изд. Индрик. 2008. – 632 с.; ил. Изд. 2-е исправленное и дополненное. (42,5 п. л.; тираж 3000 экз.)


 


[1] В "Своде законов Российской империи" и в других официальных документах, вплоть до 1936 г., РПЦ носила название "Православная Российская Церковь" (см., например: Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. /Сост. М.Е.Губонин. М., 1994. С. 49, 144, 307, 509, 705; и др.). Однако в делопроизводственной документации и в неофициальных источниках зачастую употреблялись названия "Российская Православная", "Всероссийская Православная", "Православная Кафолическая Грекороссийская" и "Русская Православная" Церковь. По причине того, что в 1943 г. титулатура патриарха Московского изменилась (вместо "… и всея России" стала "… и всея Руси"), Православная Церковь получила современное наименование, называясь "Русской" (РПЦ). Соответственно, и в историографии установилось использование аббревиатуры РПЦ, а не ПРЦ.

[2] Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) (1865–1925), митрополит Московский и Коломенский, с 21 ноября 1917 г. – патриарх Московский и всея России.

[3] Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) (1848–1918), митрополит Киевский и Галицкий. С ноября 1912 г. по апрель 1917 г. – первенствующий член (председатель) Святейшего правительствующего синода РПЦ.

[4] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Т. 1. Деяние 4. С. 64–65, 69–71.

[5] Деяния Священного Собора … Указ. соч. Т. 1. С. 119–133.

Биографические сведения о членах Поместного Собора РПЦ см.: Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Сессия третья /Сост. А.Г.Кравецкий, Г.Шульц. М., 2002. С. 229–411.

[6] Карташев А.В. Временное Правительство и Русская Церковь // Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в ХХ столетии. М., 1995. С. 10.

[7] См., например: Одинцов М.И. Государство и церковь в России. ХХ век. М., 1994; Священный Собор … Указ. соч. Сессия первая /Сост. А.Г.Кравецкий, А.А.Плетнева, Г.Шредер, Г.Шульц. М., 2000; Леонтьева Т.Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала ХХ века // ВИ. 2001. № 1. С. 29–43; Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 г. СПб., 2001; Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911–1917 гг. М., 2001; Бабкин М.А. Реакция Русской православной церкви на свержение монархии в России. (Участие духовенства в революционных торжествах) // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2006. № 1. С. 70–90.

[8] См. об этом, например: Бабкин М.А. Святейший синод Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году // Вопросы истории. 2005. № 2. С. 97–109; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) /Сост., авт. предисловия и комментариев М.А.Бабкин. М., 2006.

[9] Николай II Александрович (1868–1918) – последний император Всероссийский (1894–1917).

[10] За 238 дней своего существования Временное правительство сменило 4 состава: однородно-буржуазное (02.03–02.05), 1-е коалиционное (05.05–02.07), 2-е коалиционное (24.07–26.08) и 3-е коалиционное (25.09–25.10) (см. подробнее: Высшие и центральные государственные учреждения России (1801–1917 гг.) /Отв. сост. Д.И.Раскин. В 4 т. СПб., 1998. Т. 1. С. 232).

[11] "Присяга или клятвенное обещание на верность службы Российскому Государству для лиц христианских вероисповеданий" была установлена Временным правительством 7 марта 1917 г. Через день, 9 числа, определением Синода эта присяга была по духовному ведомству объявлена "для исполнения", о чём по всем епархиям были разосланы соответствующие указы. Также было признано необходимым участие духовенства в церемониях принятия новой присяги (Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отд. V стол. Д. 54. Л. 53; Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отд. V стол. Д. 12. Л. 52–53).

[12] Уже 7-8 марта 1917 г. Св. синод издал определение, которым всему духовенству РПЦ предписывалось: "во всех случаях за богослужениями вместо поминовения царствовавшего дома возносить моление "о Богохранимой Державе Российской и Благоверном Временном Правительстве ея" (РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 16; Церковные ведомости. Пг., 1917. № 9-15. С. 58).

[13] Никак не отреагировав на арест помазанника Божия, Поместный Собор занял иную позицию в отношении первого ареста большевиками архиерея РПЦ: викария Владивостокской епархии епископа Камчатского и Петропавловского Нестора (Анисимова) (1884 – 1962).

Владыка Нестор был арестован в Москве отрядом красноармейцев в ночь на 16 февраля (1 марта) 1918 г. и заточён в Таганскую тюрьму. На следующий день Поместный Собор (после безуспешных попыток двух своих делегатов добиться от представителей штаба Московского гарнизона мотивировок обыска и ареста преосвященного) выпустил специальную резолюцию. Она гласила: "Заслушав сообщение о беззаконном аресте в г. Москве члена Собора епископа Камчатского Нестора, Священный Собор, в полном единении с верующим народом, выражает глубочайшее негодование по случаю нового насилия над Церковью и требует немедленного освобождения Преосвященного узника". Помимо этого, делегатами Поместного Собора было решено оповестить население Москвы (в первую очередь – настоятелей церквей и приходские организации) об аресте владыки Нестора и необходимости совершения молений об его "здравии и спасении" (ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 88. Л. 31–32; Деяния Священного Собора … Указ. соч. Т. 7. Деяние 87. С. 113). И вечером того же дня епископ Нестор был переведён из тюрьмы в Новоспасский монастырь под домашний арест, не пробыв в тюрьме и суток. Менее чем через месяц, 12(25) марта владыка был полностью освобождён и продолжил участие в работе Поместного Собора. (Об аресте преосвященного Нестора см. подробнее: Божией милостию архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского /Авт.-сост. С.В.Фомин. М., 2002. С. 39–45).

Царская же Семья, как известно, превывала под арестом с 8 марта 1917 г. вплоть до расстрела большевиками, произведённого ночью с 3(16) на 4(17) июля 1918 г. И в этот период духовенство не ставило ни перед Временным, ни перед советским правительствами вопроса о мотивировках ареста и содержания под стражей императора, его августейшей супруги и особенно их детей.

Таким образом, явное отличие в позиции Поместного Собора РПЦ относительно арестов императора и своего архипастыря свидетельствует о том, что духовенство блюло лишь свои, с позволения сказать, "корпоративные интересы".

[14] Акты святейшего … Указ. соч. С. 833–996; Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. М., Репринтное издание. 1992; Энциклопедический словарь /Сост. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Репринтное издание 1890 года. В 86 т. Ярославль, 1990–1994; Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Энциклопедия /Отв. ред. В.В.Шелохаев. М., 1996.

[o] В начале письма имеются две пометы, сделанных неустановленными лицами: "21 августа" (вероятно – получено 21 августа) и "К наряду. 25.VIII" (по-видимому – к рассмотрению 25 августа в пункте "Разное", или "Прочее").

[p] Так в тексте.

[q] Так в тексте.

[r] Так в тексте. Имеется в виду церковное анафематствование.

[s]Так в тексте.

[t]Так в тексте.

[u]Так в тексте.

[v]Так в тексте.

[w] Так в тексте.

[x] Так в тексте.

[y]Так в тексте.

[z] Текст "Донесения" во многом пересекается с документом № 1. Во избежание многочисленных повторений приводим лишь выдержки из "Донесения".

[aa] В начале письма имеется помета: "К наряду. 29.IX".

[bb] Вверху письма стоят две пометы, сделанных неустановленными лицами: "23 августа" (по-видимому – получено 23 августа) и "К наряду".

[cc]Так в тексте.

[dd]Так в тексте.

[ee] На верхнем поле письма стоят две пометы: "25 августа 1917 г." и "К наряду. 25.VIII".

[ff] Первый экземпляр письма не датирован. Но вверху его стоят две пометы, сделанных неустановленными лицами: "22 августа" и "К наряду. 25.VIII".

В начале третьего экземпляра письма стоят две пометы. Первая сделана И. Аносовым: "Копия". Вторая – рукой неустановленного лица – "К наряду, 12 […]". (Название же месяца написано сокращённо и неразборчиво, но похоже на октябрь). В конце того же экземпляра внизу имеется надпись, сделанная петитом рукой предположительно автора: "Это послание было направлено на Собор ко времени его […], но доложено не было". (Одно слово в тексте неразборчиво).

[gg]Так в тексте.

[hh] Под письмом ни имя, ни фамилия автора не значатся.

[ii]Письмо не датировано. Но на его верхнем поле стоит помета: "К наряду. 25.VIII".

[jj]Подчёркнуто автором письма.

[kk]Письмо не подписано. В архивном деле хранится его конверт с надписью: "В Москву. Председателю Всероссийского Церковного Собора" (ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 522. Л. 445). Им являлся митрополит Московский Тихон (Беллавин).

[ll]Письмо не датировано. Но на конверте на почтовом штемпеле стоит печать с числом: "2.10.17". В подлиннике письма почти отсутствуют знаки препинания. Расстановка их в публикуемом документе наша. – М.Б.

[mm] Так в тексте: кроме знаков препинания, которых в предложении в источнике вообще нет.

[nn] В тексте стоит слова "Умоляем". Стилистическая правка наша.

[oo] Данная запятая стоит в тексте подлинника.

[pp] Слова с указанием адресата – "Президиуму Церковного собора" написаны на почтовой открытке. Однако такого органа как президиум Поместного Собора не существовало: поэтому имеется в виду руководящее звено Собора.

[qq]Подпись под письмом неразборчива. Именование отправителя наше. – М.Б.

[rr] На почтовом бланке стоит штемпель, на котором проставлено место отправления: "Химки Моск[овской] г[убернии]".

[ss]Так в тексте.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования