Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

С.Бурьянов. Ксенофобия, нетерпимость и дискриминация по мотивам религии или убеждений в субъектах РФ. 2006 — первая половина 2007 гг. Часть 3. [религия и культура]


Часть 1 - здесь
Часть 2 - здесь 

Осенью 2006 г. храм святого великомученика и победоносца Георгия в Москве в течение трех дней был объектом милицейской проверки. Неожиданный всплеск интереса к церковной жизни у сотрудников УВД "Пресненское" вызван тем, что большинство прихожан — выходцы из Грузии. Документы проверяли у всех, кто шел на богослужение, а двое певчих, несмотря на действующие рабочие визы, подверглись задержанию и были отпущены только после вмешательства духовенства. По словам отца Федора Кречетова, когда он попытался выяснить причину вспыхнувшего у сотрудников УВД интереса к приходу, ему было сказано: "Обычная проверка". Милицейское же руководство от рейда открестилось — мол, никаких поручений никто им не давал, это самоуправство (1).

27 сентября 2006 г. в г. Суземка с поезда Жмеринка — Москва были сняты последователи "Фалуньгун" граждане Украины Антон Прима, Оксана Зинчук, Елена Подсосонная, Виктор Поздняков, Евгений Бруг, Виктория Клишина и Иван Ярошенко. Высадку осуществили А. В. Боровиков, В. Липунова, Г. Корчушин, которые сослались на указания "сверху".

Невольными заложниками "режима преследований Фалуньгун" стали Сунь Лэчжи, его супруга Лю Минтин и еще нескольких граждан КНР, проживающих в России. Сунь Лэчжи 17 лет прожил в России. Торгово-промышленная палата РФ предоставила ему служебную карточку до 18 сентября 2009 г., но паспортно-визовое управление столичного ГУВДбез объяснения причин не дало разрешения на продление визы, а выдало выездную транзитную визу, которая обязывает покинуть его Россию (2). Не дожидаясь преследований, Сунь Лэчжи вылетел в США, в ноябре 2006 г. за ним последовала и его супруга.

28 марта 2007 г. в Санкт-Петербурге в своей квартире гражданка Китая Ма Хуэй со своей 8-летней дочерью были задержаны сотрудниками Федеральной миграционной службы РФ. Затем их отвезли в аэропорт, а вечером депортировали в Китай. Ма Хуэй занимается восточной системой самосовершенствования "Фалунь Дафа", которую коммунистический режим Китая запретил, когда число ее последователей превысило число членов компартии. Ма Хуэй зарегистрирована в УВКБ ООН как лицо, нуждающееся в международной защите. 6 декабря 2006 г. городской суд Санкт-Петербурга отказался отменить постановление о депортации (3).

В марте 2007 г. число семей из Китая, практикующих по системе "Фалунь Дафа", которым органы по делам миграции отказали в предоставлении убежища в Российской Федерации, достигло семи. По информации, полученной от руководителя центра духовного и физического оздоровления "Фалунь Дафа" Ивана Шкодюка, служба миграции в Санкт-Петербурге отказала в удовлетворении прошений женщине с ребенком и одинокому мужчине как не соответствующим статусу беженцев. С просьбой предоставить им убежище обращалось правозащитное движение "За права человека". 13 мая 2007 г. в Санкт-Петербурге сотрудниками УФМС РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был похищен из своей квартиры и депортирован в Китай гражданин Китая профессор Гао Чуньмань. Без предъявления каких-либо документов, постановлений на задержание и депортацию, не обращая внимания на возражения супруги Гао Чуньманя, сотрудники УФМС, насильно вытащили Гао Чуньманя из квартиры, посадили в фургон серебристого цвета с синими милицейскими номерами и увезли в неизвестном направлении. Два года назад Гао Чуньмань перенес инсульт и с тех пор практически не мог самостоятельно передвигаться. Жена профессора сразу же после случившегося обратилась в районное отделение милиции с заявлением о похищении ее мужа. Вечером, примерно в 18.30, ей сообщили, что местонахождение Гао Чуньманя установлено: он находится в Москве, и его собираются депортировать в Китай ближайшим рейсом на Пекин.

С 2003 г. Гао Чуньмань безуспешно обращался в УФМС с ходатайством о признании его беженцем на территории РФ. В сентябре 2006 г. он подал заявление о предоставлении ему временного убежища, но ему вновь было отказано. Данный отказ он обжаловал в суде. Но и первая, и вторая (4) судебные инстанции в удовлетворении за- явления отказали.

В связи с наличием зарегистрированного брака на территории РФ и ухудшением состояния здоровья Гао повторно обратился в миграционный орган с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ. Отправленное по почте заказным письмом заявление было получено в Миграционной службе 3 мая 2007 г. Принудительная депортации беженца, признанного УВКБ ООН, в Китай, где его жизни и свободе угрожает опасность, является нарушением ст. 3, 8 Европейской конвенции, Протокола № 7, ст. 33 Конвенции ООН о беженцах. Необходимо отметить, что в настоящее время в России нет механизма депортации, отсутствует регламентация прав депортированных. Процесс депортации является мерой административного принуждения и должен осуществляться в строгом соответствии с КоАП РФ. Депортация Гао Чуньманя является нарушением норм международного права. Факт депортации в отсутствие установленной законом процедуры квалифицируется как похищение человека, незаконное лишение свободы (5).

В Москве оказались под угрозой депортации еще три семьи, причем члены одной из них — мать и дочь — скрывают свои имена, чтобы избежать давления со стороны чиновников по делам миграции. Еще две семьи, получившие отказы от Управления по делам миграции, предпочли покинуть Россию: одна уехала в Швецию, другая — в США.

2—4 марта 2007 г. участники II Всероссийской научно-практической конференции "Национальная политика в Российской Федерации. Реалии. Проблемы. Прогноз", прошедшей в пос. Домбай (Карачаево-Черкесская Республика), выразили особую озабоченность в связи с преследованием мусульман, а также нарушением конституционных прав буддистов, не имеющих возможности встречи со своим духовным лидером Далай-ламой XIV, в связи с отказом МИД РФ в выдачи ему визы для пастырского визита в Россию.

Действительно сегодня российские буддисты, а проживают они в основном в Калмыкии, Бурятии, Тыве и на Алтае, не могут в полной мере использовать свое конституционное право на свободу совести и вероисповедания.

Необходимо отметить, что препятствование визиту далай-ламы в Россию вызывает в Калмыкии нарастающее недовольство федеральной властью не только у верующих людей. Люди расценивают политику Москвы в этом вопросе как высокомерную и пренебрежительную по отношению к российским буддистам (6).

Буддисты Бурятии лишены возможности общения со своим духовным лидером Далай-ламой XIV Лосоном Тензином Гьятсо уже более десяти лет. Главным камнем преткновения на пути далай-ламы в Россию стал Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем. По этому документу "российская сторона поддерживает политику китайской стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Китайской Народной Республики". "Как известно, в Китае негативно относятся к международной деятель-
ности Далай-ламы, рассматривая ее как сепаратистскую", — указывалось в заявлении МИДа России от 2003 г. (7)

Большую проблему представляет незаконное преследование лиц по обвинению в экстремизме, в т. ч. за события в узбекском городе Андижане.

Напомним, что 13 мая 2005 г., в Андижане произошло кровавое подавление мирного выступления исламского общества "Акрамийя", получившее оценку в т. ч. в документах ООН как "кровавое преступление". По словам директора правозащитных программ общества "Мемориал" Виталий Пономарев, информация до сих пор окружена завесой лжи. В преследовании религиозных диссидентов узбекским спецслужбам помогают их российские коллеги. Как отметил Пономарев, доходит до казусов. Если власти Узбекистана требуют выдачи человека по обвинению причастности к движению "Акрамийя", которое не входит в официальный перечень террористических организаций, принятый Верховным судом России, то его депортируют на основании принадлежности к… "Хизб ут-Тахрир", которая в этом списке есть. Елена Рябинина и Светлана Ганнушкина из комитета "Гражданское содействие" приводят многочисленные примеры того, как ФСБ России действует совершенно вне правового поля. Например, решение о депортации может приниматься только на уровне Генпрокуратуры страны, в то время как в отношении узбекских граждан это происходит на куда более низком уровне, а то и просто силами самих исполнителей из ФСБ. Арестованных незаконно перевозят через границу, охрана которой, как известно, также находится в ведении ФСБ. Людей выдают, несмотря на то, что в Узбекистане им очевидно грозят пытки или даже смерть. При этом прокуратура Узбекистана дает гарантии, которые формулируются так общо, что с правовой точки зрения эффективными и вообще гарантиями быть не могут. Очень часто задержанных не депортируют, а освобождают и выдворяют в административном порядке за формальные нарушения паспортно-визового режима (8). Вмешательство органов власти в деятельность религиозных объединений В Кемеровской области руководители мусульманских общин, входящих в состав ДУМ Азиатской части России и ЦДУМ, подписали обращение к губернатору Кемеровской области А. Тулееву, где, в частности, сказано:

"Некоторые чиновники из администрации области, используя Ваш авторитет, навязывают мусульманским общинам в качестве так называемого единого руководителя некоего А. Шакирзянова, жителя не нашего региона. Это преподносится как просьба одного из руководителя местной религиозной организации г. Киселевска, при этом явно используется его незнание ситуации в муфтиятах (централизованных религиозных организациях) России.

Подобные действия являются прямым нарушением Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединений", где сказано, что Российская Федерация является светским государством и не вмешиваются в деятельность религиозных объединений, а также подчеркивается, что организации сами создают и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим собственным установлениям (статья 4, пункты 1, 2, 5). Эти действия дестабилизируют ситуацию, нарушают спокойную обстановку, которая сложилась в Кемеровской области. Наши руководители (муфтии) выбирались на мусульманских съездах, а местные религиозные организации нашей области уже определились в выборе своих руководителей при регистрации своих общин в органах юстиции.

В связи с вышеуказанным, просим оградить нас от произвола чиновников в навязывание каких либо новых муфтиев".

Руководитель мусульманской организации "Здоровая жизнь" Салават Кучумов сообщил о подготовке "формального голосования", в преддверии которого А. Шакирзянов в сопровождении одного из чиновников областной администрации объезжает мусульманские общины с целью их "обработки" (9).

Президент Чечни Рамзан Кадыров считает, что религиозные деятели республики, которые опасаются угроз и поэтому не выступают открыто против так называемого ваххабизма, должны отказаться от сана.

"Имамы, которые опасаются открыто высказать свою точку зрения, должны отказаться от духовного сана и уступить место тем, кто ни при какой угрозе не станет лицемерить, изворачиваться, не будет искать пути смягчения позиции в отношении ваххабитов", — заявил Кадыров 15 июня 2006 г. на встрече с нынешним муфтием Чечни Султаном Мирзаевым и имамами районов и населенных пунктов республики (10).

По сообщению от Хасана Гуржи-оглы, лидера общины курманч (батумские курды), 8 сентября 2006 г. состоялось выездное заседание совета ДУМ Республики Адыгеи и Краснодарского края в городе Адыгейске. Основная цель — восстановить в правах имама мечети Адыгейска Наджмуддина Абази, которого незаконно отстранил от обязанностей мэр города. В ходе переговоров с представителями администрации г. Адыгейска достичь согласия не удалось. Таким образом, администрация вошла в противоречие с положениями Конституции РФ, а также устава ДУМ Республики Адыгеи и Краснодарского края, где записано, что имамов мечетей назначает и снимает муфтият с согласия и одобрения членов совета ДУМ. Члены совета приняли решение назначить другого имама (11).

Проблема возвращения собственности религиозных организаций

В Российской Федерации проблема реституции имущества остается нерешенной на законодательном уровне. Тем не менее на практике процесс возвращения имущества не стоит на месте. Неудивительно, что количество конфликтов, злоупотреблений и нарушений законных прав граждан и организаций в этой связи возрастает. В Рязанской области в 2006 г. продолжился процесс передачи религиозным организациям ранее принадлежавшего им имущества (чаще всего с просьбой передать имущество к государству обращается РПЦ), причем нередко этот процесс сопровождался различными злоупотреблениями и нарушениями действующего законодательства. Как возвращение собственности может быть представлена передача имущества, ранее никогда религиозной организации не принадлежавшего или передача которого невозможна по существующим законам. Кроме того, при передаче зданий зачастую не учитываются интересы людей и организаций, в чьем распоряжении эти здания находились до сих пор.

Ярким примером является начавшийся еще в 2004 г. конфликт между историко-
культурным музеем-заповедником "Рязанский Кремль" и Рязанской епархией РПЦ, выдвинувшей имущественные претензии на кремлевские здания. Подчеркнем, что речь идет о комплексе, включенном в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, являющимся федеральной неотчуждаемой собственностью государства. Закон запрещает его передачу кому бы то ни было, в том числе и религиозной организации. Однако в марте 2006 г. рязанцам стало известно о положительной резолюции президента России на письмо патриарха, просившего о содействии в вопросе передачи зданий Кремля. В сентябре вице-премьер Александр Жуков напомнил министру экономического развития и торговли Герману Грефу и министру культуры Александру Соколову о необходимости выполнения решения президента. О принятых мерах вице-премьер рекомендовал доложить патриарху. 15 ноября 2006 г. позиция федерального правительства была доведена до сведения правительства Рязанской области, но окончательное решение все же принято не было. На сегодняшний день ситуация остается неразрешенной, а существование уникального музея-заповедника по-прежнему под угрозой.

На данном примере мы наблюдаем, как власть старается идти навстречу любым требованиям РПЦ, даже если при этом будут нарушены законы (12).

О развитии ситуация сообщает сайт музея: "Ф. Провоторов — глава администрации Рязани, предложил освободить для экспозиций музея-заповедника здания, где сейчас расположена городская администрация, горсовет, общественная приемная полпреда Президента и ряд других организаций. Но взамен мэр города попросил здание УФСБ, офтальмологическую поликлинику (ул. Семашко, 2), здание коммунально-эксплуатационной части (Первомайский проспект, 30/26), корпус Рязанского медицинского университета (угол ул. Ленина и Газетного переулка), торговые ряды на площади Ленина. За предыдущий год чиновники и руководство Рязанской епархии обсуждали много различных вариантов "переселения" музея-заповедника.

Единственное, что не волнует государственных мужей и деятелей церкви, — это то, что будет с особо ценным объектом культуры, который после выселения с исторической территории превратится в заурядный краеведческий музей.

Нет никаких законных оснований для подобных решений. На администрацию музея оказывается жесткое давление с целью подписать акт "добровольной" передачи памятников".

Сотрудники музея-заповедника обратились с открытым письмом протеста во все инстанции, начиная от президента В. В. Путина и заканчивая губернатором Рязанской области Г. И. Шпаком:

"Коллектив Федерального государственного учреждения культуры "Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник" обращается к Вам с открытым письмом по поводу ситуации вокруг Рязанского кремля.

Уже больше года мы находимся в "подвешенном" состоянии: стоит вопрос о ликвидации одного из старейших музеев России. У нас в стране всего 15 музеев- заповедников признаны особо ценными объектами культурного наследия народов
Российской Федерации, среди них — Рязанский кремль (Указ Президента РФ № 1219
от 6.12.1995 г.).

Мы осознаем необходимость передачи культовых построек церкви. Но почему снова и снова ставится вопрос о передаче церкви объектов, не имеющих культового назначения? Сегодня речь идет об одном Дворце Олега — главном экспозиционном здании и фондохранилище музея-заповедника, завтра церкви понадобятся все остальные сооружения Кремля. В Рязанском кремле большая часть памятников — это жилые и хозяйственные постройки. Согласно действующему законодательству, они не
подлежат передаче религиозным организациям. Ради чего нужно идти на нарушение законов и уничтожать эффективно работающий музей? Почему чиновники, которые призваны отстаивать государственные интересы, бездумно, с готовностью идут на удовлетворение бесконечных имущественных притязаний общественной религиозной организации? Экстремистские устремления церковного руководства уже спровоцировали рост антицерковных настроений в Рязани, особенно среди молодежи, дестабилизировали общественную ситуацию в городе.

По мнению Д. С. Лихачева, те, кто следует призыву "вернуть все церковное церкви", стремятся "быть святее самого папы". Дмитрий Сергеевич пророчески предвидел нынешние имущественные катаклизмы и гонения на музеи, библиотеки, архивы. В вопросе о передаче церковного имущества он призывал действовать очень разумно, опасаясь людей, "руководствующихся только крайними решениями и не заботящихся о сохранности и доступности памятников". Почему, только отметив с помпой год Д. С. Лихачева, мы не следуем его заветам?

Общеизвестно, что кремли в России — исторические символы. Сегодня, когда идея государственности у нас актуальна как никогда, кремли становятся зримым воплощением силы, мощи, исторической славы России, они по сути сакральные места, откуда начиналась страна, ее история и культура. Это то, что и призваны хранить и
пропагандировать музеи.

Мы знаем, что мы не одиноки: за музей в Кремле, согласно общественным опросам, высказывается подавляющее число рязанцев, культурная и научная общественность страны. Получается, что чиновники и общество в очередной раз оказались по разные стороны баррикады. 2007 год объявлен годом культуры в Рязанской области — потеря крупнейшего музея региона станет хорошим "подарком" для его жителей. Мы, сотрудники музея, просим ответить, на каком законном основании особо ценный объект культуры "Рязанский кремль", с оформленным музеем-заповедником правом оперативного управления памятниками и безвозмездного пользования землей, может быть передан религиозной организации?

Сотрудники музея-заповедника (45 подписей)" (13).

В то же время римско-католический приход в Рязани долгое время продолжал бесплодную переписку с администрациями области и города о возвращении ему здания римско-католического костела, построенного на деньги верующих и незаконно изъятого Советской властью в 20-е годы. В соответствии с распоряжением Президента РФ "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества" администрация области должна была определить сроки, порядок и условия передачи культовых зданий. Такая передача, в соответствии с законодательством, должна производиться в безвозмездном и бесспорном порядке. Однако Комитет по управлению
имуществом г. Рязани обусловил передачу костела строительством здания для Рязанского художественного училища за счет верующих или выделения денег на строительство нескольких квартир за счет структур католической церкви. С 2000 г., когда впервые католики высказали желание получить костел, ситуация не изменилась — костел им не вернули.

Администрация Рязани длительное время не передавала здание бывшей синагоги иудейской общине. По мнению наблюдателей, это, возможно, было связано с антисе- митскими настроениями ряда депутатов городского совета (14).

В конце января 2007 г. состоялось заседание городской думы г. Саратова. Было принято решение о передаче православной епархии по ее просьбе старинного купеческого особняка — памятника архитектуры. Против передачи голосовали предста-
вители КПРФ и СПС. Епархия, признавая, что здание ранее не принадлежало церкви, свои притязания объясняет тем, что "возможная передача… — лишь малая, "условная компенсация" за то, что было отнято у нее и разрушено в то время, когда в стране господствовала коммунистическая идеология". Под этим предлогом епархия претендует еще на ряд зданий, в том числе и те, которые никогда не принадлежали ей. Таковым является помещение детской спортивной школы — бывший молитвенный дом старо- обрядцев, здания студии кинохроники и еще ряд объектов, общим числом около 100. Кроме особняка в центре города, православной епархии был также передан детский лагерь (бывший пионерский лагерь) в одном из самых живописных мест пригородного лесопарка "Кумысная поляна". Одновременно разгорелся скандал, связанный с фактическим захватом личного домика жительницы Саратова Светланы Ивановны Масленниковой, Духосошественским собором Саратовской православной епархии. Церковь воспользовалась тем, что домик расположен на территории, прилегающей к собору, и тем, что городская власть позволила церкви безвозмездно занять часть дома. Воспользовавшись попустительством и благоволением муниципальной власти, церковь создала невыносимые условия для проживания женщины. Конфликт отражен в статье "Как убого за пазухой" саратовской корреспондентки "Новой газеты" Надежды Андреевой (Новая газета, 2007, № 4). Подзаголовок статьи справедливо отмечает: "Саратовские власти подарили церкви дом вместе с жильцами и их правами. И мирская жизнь стала похожа на ад" (15).

В Красноярске наряду с тем, что РПЦ отдали все пять храмов, католикам не возвращают единственный уцелевший храм, который не представляет особой историче- ской и культурной ценности. А пока католики собираются на купленной не так давно квартире и идет строительство здания в "Солнечном", которое планируется к сдаче в
этом году (16).

В Орловской области почти все здания церквей, ранее занимавшиеся различными организациями, в настоящее время возвращены РПЦ. При этом в течение длительного времени, несмотря на неоднократные обращения верующих, не решается вопрос воз- вращения зданий бывшего костела католической общине и здания бывшей синагоги (в ней в настоящее время находится профессиональный колледж № 9) иудейской общине (17).

6 декабря 2006 г. территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области передало историческое здание кирхи в центре Воронежа в безвозмездное пользование приходу св. Марии юрисдикции Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии (18).

Кирха была построена лютеранской общиной еще в 1819 г. После революции здание храма было национализировано и использовалось различными учреждениями. Вопрос о передаче кирхи верующим обсуждался шесть лет. Однако даже теперь, хотя у прихода есть акт приема-передачи здания, члены общины не имеют возможности пользоваться помещением.

Чтобы попасть в здание кирхи, что на юридическом языке означает приступить к реализации условий договора о безвозмездном пользовании, необходимо пройти небольшое расстояние (не более 15 м) через территорию, используемую муниципальным предприятием "Воронежская горэлектросеть". Единственная входная дверь в кирху выходит не на улицу. Руководство горэлектросети отказывается пропускать "посторонних". Более того, в последнее время в помещениях, освобожденных до этого в расчете на последующую передачу их религиозной организации, вновь разместились службы горэлектросети: на окнах появились занавески, в помещениях кирхи, перегороженных на множество кабинетов, снова горит свет (19).

На запрос пастора Андрея Владимирова к руководству горэлектросети относительно возможности реализации условий договора безвозмездного пользования был получен ответ за подписью исполнительного директора горэлекросети по общим вопросам А. Протопопова. В нем, в частности, сообщается, что горэлектросеть является энергоснабжающим предприятием г. Воронежа, а посему присутствие посторонних лиц "не соответствует современным требованиям безопасности на территории гор. Воронежа и Воронежской области" (при этом ссылки на нормативные документы в письме отсутствуют). "На основании вышеизложенного, — делает вывод чиновник, — обеспечить беспрепятственный доступ по территории нашего предприятия не представляется возможным".

22 февраля 2007 г. на встрече с представителями общины глава территориального управления Федерального агентства по охране культурного наследия на территории Воронежской области Лариса Макеева заявила, что "рано или поздно вопрос будет ре- шен положительно для религиозной организации", однако, "очевидно, в этом случае,
не обойдется без суда".

Конфликт осложняется еще и тем, что в феврале этого года на здание церкви начала претендовать еще одна лютеранская община — Евангелическо-лютеранский приход Святой Марии Магдалины, который возглавляет пастор Андрей Малахов. Приход относится к Центральному пробству Евангелическо-лютеранской церкви европейской части России; его старший пастор Владимир Кюнтцель направил письмо в Агентство федерального имущества по Воронежской области с просьбой использовать кирху совместно с приходом Святой Марии. Приход Святой Марии насчитывает десять человек, а приход Святой Марии Магдалины — 50 (20).

В июне 2007 г. пастор Андрей Владимиров сообщил "Порталу-Credo.Ru" о том, что в территориальном управлении Федерального агентства по управлению госимуществом по Воронежской области он получил информацию о намерении государственной структуры обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд с целью обеспечить исполнение акта приема-передачи исторического культового здания религиозной организации. Пастор также сообщил о том, что община готовится обратиться в арбитражный суд с аналогичным иском. Помимо акта приема-передачи иск территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом будет подкреплен результатами инспекторской проверки помещения кирхи, проведенной недавно сотрудниками Воронежского территориального управления (21).

19 декабря 2006 г. состоялась передача иконы-мощевика и складня-триптиха, ранее хранившихся в музее-заповеднике "Коломенское", представителям РПЦ МП. В Заявлении Союза старообрядческих начетчиков и ряда СМИ в связи с передачей старообрядческих святынь РПЦ МП говорится следующее:

"В прошлом эти святыни принадлежали старообрядческому молельному дому, находившемуся в селе Коломенское. Они, как и многие другие древние реликвии, были изъяты у старообрядческой Церкви в 1939 году в ходе компании по борьбе с религией.

Это уже не первый случай, когда старообрядческие святыни, похищенные безбожниками в годы репрессий, передаются иному вероисповеданию. В 90-е годы ХХ в. в собственность РПЦ МП попало значительное число храмов, икон, колоколов, церковной утвари, ранее принадлежавших старообрядчеству. Примечательно, что в большинстве случаев, старообрядческое происхождение ценностей было хорошо известно как лицам, осуществляющим передачу, так и лицам, принимающим церковные святыни. Особую остроту нынешнему случаю придает то, что переданные предметы были однозначно атрибутированы как старообрядческие. Точно известно и место пре- бывания этих святынь до изъятия у верующих. Подобные акции бросают тень на все музейное сообщество.

Думается, что участие предстоятеля РПЦ МП в этом мероприятии не является случайным. Патриарх Алексий II уже участвовал в подобных "возвращениях церковных ценностей" и ни разу не отказался от святынь, имеющих старообрядческое происхождение. Более того, он неоднократно делал заявления, ставящие под сомнение провозглашенный РПЦ МП курс на межконфессиональное добрососедство. Так, 15 декабря 2004 г., на епархиальном собрании Московской епархии патриарх заявил, что идеи старообрядчества являются "прямой дорогой к ересям, сектантству, непоправимой духовной катастрофе". В прошлом году (29 сентября 2005 г.), в обращении, посвященном открытию выставки "Православия ревнитель и раскола искоренитель", он призвал верующих РПЦ МП "деятельно воспринять" пример борьбы против "гибельного и злотворного влияния раскольников". Таким образом, постоянно отвергаясь от Старой Веры, которую 700 лет хранил весь русский народ, а с середины XVII века — старообрядцы, патриарх Алексий II не забывает деятельно воспринимать и присваивать имущество, до революции принадлежавшее приверженцам этой Веры.

Считаем, что подобные "возвращения ценностей", по сути являющиеся актами реализации похищенного имущества, нарушают конституционные права верующих, не способствуют созданию в нашем обществе атмосферы терпимости, уважения религиозных и национальных святынь, противоречат провозглашенному государством и
обществом курсу на толерантность и историческую справедливость. Требуем возврата церковных святынь их законным владельцам" (22).

23 января 2007 г. в Москве состоялась встреча старообрядческого митрополита Московского и Всея Руси Корнилия с министром культуры РФ А. Соколовым. Был затронут вопрос о старообрядческой собственности, находящейся в ведении государства. Митрополит Корнилий и А. Соколов коснулись "произошедшей по ошибке" передачи новообрядческому Николо-Угрешскому монастырю РПЦ МП старообрядческих икон из староверских моленных села Коломенское, организованной по инициативе дирекции Коломенского государственного музея-заповедника Москвы. Во избежание повторения подобных ошибок было признано целесообразным организовать постоянное взаимодействие РПСЦ с государственными органами, в ведении которых могут оказаться старообрядческие святыни (23).

В мае 2007 г. достиг кульминации конфликт между РПЦ МП и Сергиево-Посадским отделением Союза художников России. В распространенном художниками заявлении говорится:

"Сограждане! К вам обращаются с открытым письмом художники Сергиева Посада, члены Союза художников России Бирюкова Галина, Костина Наталья, Рождественская Ольга, Окишев Николай, Шишкина Ольга. В настоящий момент мы — заложники у группы так называемых священнослужителей, это стало итогом хозяйственного спора между Русской православной церковью и Сергиево-Посадским отделением Союза художников России. Наши мастерские находятся в Соединительном корпусе бывшего духовного училища по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Птицеградская, д. 20. Это здание было возвращено в 90-х годах Церкви с условием предоставления художникам помещений аналогичной площади в другом месте.

За десятилетия не было предпринято ничего, зато вокруг здания появлялись за- боры, которые все время передвигали, захватывая все более обширные территории, уже не относящиеся к зданию. Люди в монашеских рясах перерезали силовой кабель, центральное здание комплекса было подожжено. Художников третируют, оскорбляют
женщин, не пускают в мастерские.

17 мая 2007 года вневедомственная охрана, нанятая представителями сил, отождествляющих себя с Православной Церковью, предприняла акцию по вытеснению художников из мастерских. Были попытки силового воздействия — заламывали руки, пытались надеть наручники, выталкивали на улицу. 18 мая с утра заварили ворота и усилили охрану. Нас пять художников, мы круглосуточно дежурим в мастерских, мы не можем выйти, т. к. были угрозы все наши работы выкинуть или поджечь. Конечно, Православная Церковь подвергалась гонениям во время коммунистического режима, но это не дает ей право поступать так и с нами — мы же являемся той паствой, которую она должна окормлять. На деле все делается для дискредитации Православия. Мы же хотим все решить в мирном порядке, через суд, по закону, а в результате получаем рейдровские атаки с бандитским уклоном.

Местная власть закрывает на все глаза — ей не с руки ссориться с Троице-Сергиевой лаврой и поэтому ее представители ведут себя так нагло. Ведь такое происходит по всему городу, православному, так сказать, центру. На что упадет жадный взгляд людей в черных рясах — то они и берут. Вроде бы вернули лавре городской сад (ранее ей и принадлежавшей), и что мы видим! Вековые липы срублены, клумбы и розарии закатаны в асфальт — организована церковная автостоянка. В перспективе батюшки планируют сделать в своем саду гольф-клуб (!).

Мы, художники города, призываем всю общественность страны обратить на эти факты внимание, призвать государство, которое потакает Церкви, соблюдать Конституцию и Закон. В котором ясно написано, что все перед ним равны и мирянин, и клирик, и религия отделена от государства, но подчиняется его законам. А в данной ситуации мы требуем одного — прекратить самовольный захват наших мастерских, дать нам спокойно заниматься творчеством, а вопросы хозяйствующих субъектов решить через суд, по закону и без насилия!" (24)

Распространение недостоверной и порочащей информации
о деятельности религиозных организаций

Федеральный закон "О средствах массовой информации" запрещает использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам отношения к религии (ст. 51). В то же время распространение недостоверной и порочащей информации о деятельности религиозных организаций является серьезной проблемой. В последние годы это явление все чаще проявляет себя, не только в конфессиональных, но и в государственных СМИ. Нередко источником недостоверной и порочащей информации являются "антикультистские" организации.

24 мая 2006 г. генеральный секретарь российского отделения Федерации за всеобщий мир Константин Крылов обратился с письмом к генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту. Он сообщает, что ему стало известно о том, что на канале готовится заведомо клеветническая программа Натальи Метлиной и Элеоноры Васильевой о деятельности федерации. Далее К. Крылов информирует К. Эрнста: "В своей публикации в "Панораме ТВ" Наталья Метлина также утверждает, что д-р Мун Сон Мен четырежды судим, в том числе за двоеженство и растление малолетних. Эти сведения являются клеветой. Д-р Мун Сон Мен никогда не был судим за подобные преступления. Опубликованные Натальей Метлиной обвинения в уголовных преступлениях — это клевета, которая сама по себе уже является уголовным преступлением" (25).

Однако передача под названием "Орден Муна" все-таки вышла в эфир 19 июня (26). В мае 2006 г. новосибирский Центр религиоведческих исследований, возглавляемый протоиереем Александром Новопашиным, через Агентство национальных новостей (АНН) распространил сообщение о том, что житель деревни Береговая (Кемеровская область) Николай Родиков злодейски убил двух своих дочерей и ранил жену. По словам Новопашина, убийца "увлекался чтением кришнаитских книг", и именно это послужило причиной преступления. Однако в Кемеровском УВД эту информацию не подтвердили. По мнению пресс-секретаря Центра обществ сознания Кришны России Юрия Плешакова преступление лишь послужило "сектоборцам" поводом для нападок на индуизм в целом, учение которого они относят к "тоталитарным и деструктивным сектам", а АНН хладнокровно запустло эту "утку" (27).

16 января 2007 г. "Комсомольская правда" опубликовала материал Юрия Снегирева "Далай-лама XIV: Бывал я в России. Четки там у меня свистнули", который вызвал волну возмущения у жителей Калмыкии (28). Помощник шаджин-ламы Калмыкии Хонгр Эльбиков выступил с официальным заявлением, в котором, в частности, говорится: "Эта статья показывает, что человек не понимает сути религии. Он не понимает, что одно лишь только слово в современной нынешней ситуации может вызвать целую бурю негодования, различного рода распри, может быть какие-то конфликты. Я думаю, что журналистам нужно быть ответственными за те статьи, которые они выпускают. И также говоря от лица буддистов Калмыкии, от лица шаджин-ламы Калмыкии хочу сказать, что нам крайне неприятна эта статья. Автор этой статьи сыграл на наших религиозных чувствах. И еще я хочу сказать, что у нас у буддистов есть конституционные права. Мы живем в демократической России. У нас есть право на свободу вероисповедание, которое закреплено в Конституции Российской Федерации. Я думаю, что мы можем призвать наши правозащитные организации с тем, чтобы они защитили наши конституционные права" (29). Представители буддийских организаций Калмыкии направили в редакцию "Комсомольской правды" обращение: "…Для миллионов буддистов Его Святейшество Далай-лама XIV является учителем, духовным наставником, примером глубоко нравственного, благородного человека, и очень жаль, что автор статьи не увидел этого, позволив себе, неуважительное отношение к лидеру всех буддистов мира, лауреату Нобелевской премии мира. … Мы считаем, что ни буддисты, ни калмыки не заслужили подобного отношения со стороны представителя СМИ". Союз журналистов Калмыкии обратился к председателю Союза журналистов России Всеволоду Богданову с открытым письмом, в котором говорится: "…Понятно, что статья не станет причиной вооруженных столкновений или демонстраций протеста, но с чужой верой и религией надо быть поосторожней" (30).

Представители протестантских церквей и Свидетели Иеговы говорят, что против них не прекращается информационная война, прежде всего со стороны Русской православной церкви. И все еще предпринимаются попытки прекратить их деятельность на территории Калмыкии, в т. ч. законодательно путем принятия регионального закона "О миссионерской деятельности". А когда они пытаются, например, опровергнуть распространенную в СМИ недостоверную, порочащую их информацию, то им в этом праве под различными предлогами отказывают (31).

В апреле 2006 г. после очередной информационной атаки на калмыцкую епархию Евангельского христианского миссионерского союза (ЕХМС), ее руководитель В. В. Гололобов решил защищаться, подав исковое заявление в суд. До этого эта церковь на протяжении нескольких лет неоднократно подвергалась атакам, как со стороны власти, так и со стороны Русской православной церкви. В отместку против ЕХМС применили такое мощное оружие, как телевидение. В информационной программе "Вести Калмыкия" журналист с целью ввести в заблуждение телезрителей сообщила: "За моей спиной евангельская церковь. Епископ этой церкви выкупил это здание за 4 млн рублей. Интересно, ведь не Федеральная и региональная казна в этом не принимали участие". Видимо, журналист была совершенно уверена, что религиозные культовые сооружения должны возводится за счет государственного или муниципального бюджета. Гололобова она назвала продолжателем дела своего отца, который якобы когда-то занимался "сатанинстовом". Вскоре ночью церковь была атакованы хулиганами, которые с криками "бей сатанистов!" забросали ее камнями. Были организованы еще как минимум две подобные телепередачи, где возмущенные "трудящиеся", как и положено, заклеймили "сектантов" позором и потребовали их ликвидации. Идеологическую и правовую базу под это дело подводили епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима, секретарь межрелигиозного совета традиционных
конфессий Калмыкии Владимир Карпенко и главный эксперт Илюмжинова Зинаида Дорджиева (32).

В октябре-декабре 2006 г. рядом государственных телеканалов была развязана беспрецедентная информационная кампания против Церкви Божией Матери Державной (ЦБМД) (33). В частности, на телеканале "Россия" в передачах "Вести" и "Вести. Дежурная часть" транслировалось несколько репортажей с распространением сведений, которые не соответствуют действительности и порочат честь, достоинство и деловую репутацию ЦБМД. 28 октября 2006 г. в программе "Вести. Дежурная часть" в течение дня транслировался репортаж корреспондента Андрея Ковтуненко о ЦБМД. В репортаже клеветнически утверждалось, что Нина Золотарева "отписала" "Богородичному центру" свою квартиру, а одна из сестер пожертвовала церкви московскую квартиру и ушла в монастырь, что духовный лидер Вениамин Яковлевич Береславский имеет вторую фамилию — Янкельман, что слово "мать" является самым страшным ругательством в церкви, что невозможно установить местонахождение хозяйки квартиры по адресу: Москва, ул. Шипиловская, д. 50, корп. 2, кв. 30.

12—13 декабря в программах новостей по каналам "Первый", "Россия" и ТНТ с периодичностью в два-три часа церковь обвиняли в том, что ее представители раздавали несовершеннолетним диски с фильмом о детском суициде, в результате чего
одна девочка в Липецке, одевшись в черную одежду, выбросилась с 16-го этажа. Позже "выяснилось", что этот случай не имеет никакого отношения к церкви, и церковь не имеет дисков подобного содержания.

Прозвучало лживое обвинение в том, что в руках у о. Афанасия находился баллончик с неизвестным содержимым, которым воздействовали на посетителей, в т. ч. на несовершеннолетних, у которых после посещения выставки наблюдались нервные расстройства и неадекватные реакции. В действительности это был флакон с мирровыми маслами (плод мироточения икон Церкви Божия Матерь Державная). Было лживо заявлено, что служители церкви призывали школьников к суициду, использовали гипноз и одурманивающие благовония, пытались действовать при помощи неустановленного психотропного средства.

В репортаже канала НТВ говорилось, что задержаны "девять адептов секты", изъято более 100 экземпляров культовой литературы, аудио-, видеодиски и т. п. 12 декабря в передаче на ОРТ подтвердили, что "члены секты" задержаны, но прокуратурой еще не принято решение о возбуждении уголовного дела. Более того, зам. прокурора Липецкой области Юрий Баранов в интервью программе "Вести" признал факт изъятия с выставки около 100 книг и брошюр, видеокассет и т. п. религиозного содержания. О возбуждении уголовного дела сказано не было. В программе "Первого" канала был показан репортаж корреспондентов Антона Пономарева, Владимира Беспамятнова, Василия Филаретова из Липецка о задержании 9 декабря организаторов выставки "Соловки — вторая Голгофа". В репортаже содержатся сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь, достоинство и деловую репутацию Церкви. Так, в репортаже лживо излагается учение церкви об очищении через смерть, которое устроители выставки якобы распространяли посредством книг и дисков, а "вновь обращенных прихожан призывали покончить жизнь самоубийством, спрыгнув с высокого этажа в черных одеждах и превратиться в белого лебедя" (цитата из Антона Пономаренко). Такого учения у церкви нет. Это утверждение явилось результатом скороспелых выводов корреспондента, не разобравшегося в сути дела. Из собственного ложного посыла Пономаренко делает искаженный вывод о причинно-следственной связи между учением церкви и самоубийством девятиклассницы. Голословно и лживо в репортаже утверждается, что устроители выставки "склоняли детей к самоубийству и пытались воздействовать на них с помощью неустановленных психотропных средств".

13 декабря в 14, 17 и 20 часов в программе "Вести" транслировался репортаж из Липецка о задержании служителей Православной Церкви Божией Матери Державная во время проведения встречи с посетителями выставки "Соловки — вторая Голгофа". Говорилось, что школьников подвергали гипнозу, используя при этом одурманивающее вещество с резким запахом, раздали диски с фильмом о детском суициде. Безосновательно утверждалось, что в результате посещения выставки ученица 9-го класса выбросилась с балкона 16-этажа.

В программе "Сегодня" (НТВ) были показаны 13 декабря репортажи корреспондентов Ольги Черновой, Олега Золотарева, Юрия Лесных и 17 декабря — Владислава Сорокина о "задержании адептов" Православной церкви Божией Матери Державная в Липецке 9 декабря во время проведения выставки "Соловки — вторая Голгофа". Эти репортажи распространяют сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь, достоинство и деловую репутацию ЦБМД. Так, утверждается, что учение церкви проповедует "очищение через самоубийство и в фильме церкви дети облачаются в черные одежды и убивают себя, превращаясь в белых лебедей". Безосновательно связывается факт суицида 14-летней девочки с действиями служителей церкви. Этот случай на момент выхода репортажей еще не был полностью расследован правоохранительными органами, и причинно-следственная связь между смертью школьницы и действиями служителей церкви не прослеживается ("совпадение или первая жертва сектантов — предстоит выяснить правоохранительным органам", —
цитата из репортажа В. Сорокина). В репортажах утверждалось также: адепты проповедуют "учение секты" Иоанна Береславского (он же Вениамин Янкельман) с ис-
пользованием гипноза и неизвестных одурманивающих веществ, а "женщины, что назвались научными сотрудниками, оказались чуть ли не ведьмами", — цитата из репортажа Владислава Сорокина от 17 декабря.

В силу ст. 43 ФЗ о СМИ, "если редакция не располагает доказательствами того, что распространенные ими сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации". Однако, несмотря на направленные руководителям СМИ жалобы, недостоверная и порочащая информаци
опровергнута не была. Более того, клеветническая кампания продолжилась в бумажных СМИ.

---------

1 Поздняев М. "Это обычная проверка". Столичная милиция проявила повышенный интерес к грузинскому церковному приходу // Новые Известия. 11 октября 2006.

2 Региональный доклад. Красноярский край. 2007.

3 Преследования последователей Фалунь Дафа в Москве и Китае. Незаконная депортация матери и ребенка! Беженцев ООН тайно депортируют из России в Китай, где их ждет смертельная опасность! Информация предоставлена НП "Центр духовного и физического совершенствования "Фалунь Дафа". 2007.

4 Определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 апреля 2007 г.

5 Россия продолжает тайно депортировать беженцев ООН в Китай, где их ждет смертельная опасность! // Информация предоставлена НП "Центр духовного и физическог совершенствования "Фалунь Дафа". 2007.

6 Региональный доклад. Республика Калмыкия. 2007.

7 Региональный доклад. Республика Бурятия. 2007.

8 Спецслужбы Узбекистана совместно с ФСБ незаконно преследуют религиозных диссидентов на территории РФ, заявляют российские правозащитники // Портал-Credo.Ru. 14 мая 2007.

9 Кемеровские мусульмане возмущены вмешательством чиновников во внутренние дела их общин // Портал-Credo.Ru. 31 мая 2006.

10 Чеченские имамы, которые боятся открыто выступать против "ваххабизма", должны отказаться от своего сана, считает Рамзан Кадыров // Портал-Credo.Ru. 15 июня 2006.

11 Региональный доклад. Краснодарский край и Республика Адыгея. 2007.

12 Региональный доклад. Рязанская область. 2007.

13 Открытое письмо протеста сотрудников Историко-архитектурного музея-заповедника "Рязанский кремль" президенту РФ В. Путину и в другие инстанции // Портал-Credo.Ru. 27 апреля 2007.

14 Региональный доклад. Рязанская область. 2007.

15 Региональный доклад. Саратовская область. 2007.

16 Региональный доклад. Красноярский край. 2007.

17 Региональный доклад. Орловская область. 2007.

18 Региональный доклад. Воронежская область. 2007.

19 Агентство Религиозной Информации Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=12040.

20 Агентство Религиозной Информации Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=12381&print=1.

21 Управление госимущества и лютеране Воронежа готовят иск о выселении подразделений горэлектросети из исторического здания кирхи // Портал-Credo.Ru. 6 июня 2007.

22 Заявление Союза старообрядческих начетчиков и ряда СМИ в связи с передачей старообрядческих святынь РПЦ МП // Портал-Credo.Ru. 21 декабря 2006.

23 Старообрядческий Митрополит встретился с министром культуры и высказал неоднозначное отношение к практике передачи старообрядческих святынь РПЦ МП // Портал-Credo.Ru. 23 января 2007.

24 Беспредельщики в рясах. Открытое письмо художников в связи с хозяйственным спором между РПЦ МП и Сергиево-Посадским отделением Союза художников России // Портал-Credo.Ru. 22 мая 2007.

25 Письмо генерального секретаря российского отделения Федерации за всеобщий мир Константина Крылова обратился к Генеральному директору ОРТ Константину Эрнсту // Портал-Credo.Ru. 24 мая 2006.

26 Федерация за всеобщий мир: правда и вымысел. О передаче "Орден Муна" на Первом канале российского телевидения // Портал-Credo.Ru. 27 июня 2006.

27 Кришнаиты категорически опровергают новые обвинения в убийствах, которые выдвинул против них новосибирский священник-"сектоборец" // Портал-Credo.Ru. 19 мая 2006.

28 Региональный доклад. Республика Калмыкия. 2007.

29 Вести Калмыкии, 2007, 23 янв.

30 Народ против "Комсомолки" // Элистинская панорама. 2007. № 11.

31 Региональный доклад. Республика Калмыкия. 2007.

32 Региональный доклад. Республика Калмыкия. 2007.

33 Дорохов А. Религиозная интрига, или кто "грешит" против богородичников // RSNews.net. 22 декабря 2006.

Продолжение следует
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"