Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

С.Бурьянов. Ксенофобия, нетерпимость и дискриминация по мотивам религии или убеждений в субъектах РФ. 2006 — первая половина 2007 гг. Часть 2. [религия и культура]


Начало здесь

III. Ксенофобия, нетерпимость, дискриминация на основе религии или убеждений и насилие на их почве как нарушение свободы совести

1. Дискриминация людей по мотивам мировозренческой, в т.ч . религиозной , принадлежности

Принято считать, что в России отсутствует прямая дискриминация людей по мотивам мировоззренческой принадлежности.

Однако, например, в Саратовской области был выявлен случай религиозной дискриминации в сфере трудовых отношений. 4 апреля 2007 г. в правозащитный центр "Солидарность" обратилась за правовой помощью член Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов) Т. В. Тарасова, которая 5 февраля 2007 г. была уволена с работы из ООО "Техносервис" по п. 5 ст. 81 ТК РФ. Сама она убеждена, что ее уволили потому, что она мормон. По представленным документам, ее уволили за неоднократное нарушение трудовой дисциплины. Представитель ООО "Техносервис", лично приезжавшая в офис СПЦ "Солидарность", хотя и утверждала, что уволена Тарасова за неисполнение трудовых обязанностей, в разговоре постоянно делала упор на то, что Тарасова мормон и правовой защиты не достойна (1).

В г. Балаково Саратовской области, как утверждают члены церкви "Спасение", после 19 апреля 2006 г., когда трое сотрудников (Сергей Недашковский, Виктор Севертока, Галина Моисеева) Балаковской АЭС создали профсоюз, они подверглись репрессиям со стороны руководства атомной станции. В основу профсоюза была положена христианская идея взаимопомощи и положительный опыт других членов общины, организовавших профсоюз на Балаковской птицефабрике. Однако начальство АЭС по сути заявило о том, что на станции не место "сектантскому" профсоюзу. Членов церкви называли "сектантами", им угрожали убийством в том случае, если они не уволятся (2). В Заявлении по поводу действий членов церкви "Спасение" от 6 мая 2006 г., размещенном на сайте станции, администрация Балаковской АЭС отвергает все обвинения (3).

В июне 2006 г. командир российского авиалайнера, который следовал из Шарм-эль-Шейха (Египет) в Москву, отказался пустить на борт пятерых российских мусульман — трех женщин и двух мужчин. Как сообщает "Эхо Москвы" со ссылкой на египетское издание "Акбар эль-Хавадет", командиру экипажа не понравилось, что женщины были в паранджах. Он связался с авиакомпанией и службой безопасности аэропорта. По просьбе пилота, багаж всех пассажиров рейса был еще раз проверен кинологами и полицейскими. Пятерых пассажиров все-таки не пустили в самолет, их вещи изъяли из багажного отделения самолета, а вылет был задержан на 50 минут. Мусульман отправили в Москву на следующий день рейсом той же авиакомпании (4).

10 августа 2006 г. глава Черепановского района Новосибирской области отказал в опеке над маленькой девочкой из дома ребенка супругам Глуховым на том основании, что они состоят в Евангельской религиозной организации (5).

В августе 2006 г. в отдел заступничества Международный совет церквей (МСЦ) ЕХБ (нерегистрируемых) обратились три семьи (Наприенко, Романчика и Мещериной), которым власти Москвы не дают разрешения на строительство частного жилого дома: "Мы вынуждены обратиться к Вам в связи с нарушением наших гражданских прав на жилье, находящееся в нашей собственности…

В качестве одной из последних причин отказа Префектура ЮАО ссылается на то, что земельный участок планируется к изъятию для государственных и муниципальных нужд и все это лишь на основании протокола №11-ВС от 12.02.2005 выездного совещания, проведенного мэром г. Москвы Ю.М. Лужковым, в котором Мосархитектуре и Префектуре ЮАО поручено (даны указания) не принимать никаких решений и не выдавать разрешений для строительства дома на данном участке.

У нас имеется выписка из заседания муниципального Собрания… Царицыно, где все члены единогласно проголосовали за строительство нашего дома, что подтверждает отсутствие муниципальных нужд в отношении данного участка.

Кроме того, нами получен ответ из Главного Архитектурно-планировочного управления г. Москвы о том, что на этом участке никакого государственного строительства не планируется, а наоборот запланировано строительство нашего жилого дома. Нами было затрачено множество усилий и денежных средств на подведение коммуникаций (газопровод, водопровод, канализация, электроснабжение и телефон). Выполнена огромная работа по проектированию нового дома, произведены все необходимые согласования, за наш счет были вырублены зеленые насаждения, мешающие строительству. После всего этого Правительство Москвы намерено снести данное домостроение и изъять у нас этот земельный участок, оставив таким образом наши семьи без права на жилье.

Наши семьи являются многодетными, и данное домостроение с земельным участком мы не получали от государства, а приобрели у прежних владельцев по рыночной стоимости.

Таким образом, вышеизложенные действия Правительства Москвы являются вопиющим беззаконием и нарушают наше гражданское право на жилье. Мы считаем, что настоящая причина отказа в строительстве состоит в том, что мы являемся верующими и принадлежим к церкви Евангельских христиан-баптистов, объеденных служением Международного союза церквей ЕХБ. В прошлом нас лишали свободы, а сейчас нас лишают прав на жилье. Мы рассматриваем это как гонение со стороны государства за нашу принадлежность к евангельско-баптистскому братству МСЦ ЕХБ.

Мы обращались по этим вопросам в Прокуратуру ЮАО, Прокуратуру г. Москвы, к Генеральному Прокурору РФ, однако все эти органы оказались бессильными остановить нарушение наших прав. Мы видим за этим действие спецслужб, которые были в прошлом нашими гонителями и сегодня пытаются посягать на наши права и свободы.

Мы просим Вас тщательно вникнуть в данный вопрос, оградить нас от посягательств на наши законные права, восстановить наше нарушенное право на жилье и разрешить нам строительство жилого дома на нашем земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Макеевская, д. 1/6" (6).

Скорее всего, случаев прямой дискриминации людей по мотивам религиозной принадлежности намного больше. Незначительность количества зафиксированных фактов обусловлена прежде всего их высокой латентностью и мимикрией. Например, истинные мотивы увольнения с работы легко скрыть и замаскировать. Для их выявления необходимы специальные исследования. Как правило, широкую известность приобретают факты нетерпимости дисриминации по отношению к религиозным организациям.

2. Нетерпимость и дискриминация по отношению к религиозным объединениям
Трудности в регистрации (перерегистрации)

В отчетном периоде некоторые религиозные организации столкнулись с трудностями с регистрацией (перерегистрацией). Например, в 2006 г. главным управлением ФРС по Краснодарскому краю было отказано в государственной регистрации краснодарской краевой общественной организации "Центр духовного и физического совершенствования "Фалунь Дафа" со ссылкой на ст. 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" и ст. 9 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", в соответствии с которыми запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. При этом регистрирующий орган заявлял, что популяризация метода "Фалунь Дафа", организация занятий по системе "Фалунь Дафа", распространение литературы и других материалов о "Фалунь Дафа" являются экстремистской деятельностью. С момента создания организации, с 17 июля 2005 г., до вынесения заключения об отказе прошло около восьми месяцев, в течение которых организация действовала и осуществляла права в соответствии с уставными целями и действующим законодательством. За это время руководители или члены организации ни к уголовной, ни к административной ответственности за экстремистскую деятельность не привлекались, деятельность организации никем не рассматривалась в качестве экстремистской (7).

У Российской православной автономной церкви (РПАЦ) возникли трудности с перерегистрацией Брянской и Тульской епархий. В настоящее время власти не могут объявить о закрытии епархии РПАЦ, так как суд не нашел никаких нарушений в ее деятельности и причин для ее закрытия. Но и регистрировать епархию РПАЦ власти отказываются (8).

По словам руководителя языческой общины Санкт-Петербурга, власти намеренно ее не регистрируют (9).

Ликвидация (попытки ликвидации)

В 2006 г. в Великом Новгороде Управление Федеральной регистрационной службы по Новгородской области подало иск о ликвидации "Армии Спасения". На cудебном заседании 9 июня Управление ФРС РФ по Новгородской области отказалось от иска о ликвидации. По словам адвоката Владимира Ряховского, как только заседание на- чалось, представители регистрационной службы заявили отказ от иска, однако ничем это не объяснили (10).

24 октября 2006 г. в г. Ишиме Тюменской области прекращена деятельность женского монастыря РПЦЗ(Л), который возглавляла гражданка США игуменья Александра (Чернявская). Об этом сообщил руководитель управления ФРС РФ по Тюменской области Александр Одинцов. Как поясняет NEWSru.сom, этот монастырь существовал "под видом общества с ограниченной ответственностью".

"При проверке было установлено, что устав ООО не соответствовал заявленной деятельности. Сообщения об этом были отправлены в областную прокуратуру и Федеральную службу безопасности", — заявил Александр Одинцов.

Ранее игуменья Александра выступила с протестом против позиции, которую занял епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин) (РПЦЗ(Л)) по вопросу о немедленном вхождении епархии в РПЦ МП. Как сообщает корреспондент "Портала- Credo.ru", игуменья с сестрами покинула Ишим и переехала в Одессу (Украина), в епархию другого епископа РПЦЗ(Л) — Агафангела (Пашковского), — который последовательно выступает против воссоединения. В настоящее время на территории Тюменской области действует 410 религиозных организаций. В этом году управление ФРС провело 296 проверок деятельности общественных и религиозных объединений, что превышает показатель прошлого года более чем в два раза. По их итогам "приме- нено 609 мер реагирования" (11).

В конце апреля 2007 г. некрасовская районная налоговая инспекция № 7 (Ярославль) прислала уведомление об отмене с апреля 2006 г. регистрации Елохинской старообрядческой общины в качестве юридического лица. По словам председателя общины Кирилла Витушкина, весь 2006 и начало 2007 гг. община действовала как юридическое лицо, и все государственные органы признавали имеющийся у общины комплект документов, подтверждающих этот статус. В Федеральной налоговой службе, куда представители общины обратились с письмом из районной инспекции, старообрядцам велели заново проходить регистрацию.

"Мы ответили, что у нас уже есть свидетельство, — рассказывает К. Витушкин. — ОГРН выдан нам в 2002 году. И вдруг через четыре года нас без оснований закрывают, а сообщают об этом еще через год. Ведь уведомление о решении, принятом в апреле 2006 года мы получили только в конце апреля 2007. Мы указали на эти факты в ФНС, на что получили ответ: "Ну, мы ошиблись. А прежнюю регистрацию, что находится у вас на руках, вы разорвите".

По мнению общины, ситуация требует юридической оценки (12).

В 2007 г. в пос. Ревда Мурманской области закрыт реабилитационный центр для страдающих наркотической и алкогольной зависимостью и бездомных, организованный протестантской организацией "Заполярная христианская миссия милосердия".

После того как против создания центра выступили два депутата местного самоуправления и православный священник, состоялись общественные слушания. В результате совет депутатов принял постановление о запрете деятельности Центра (13).

21 июня 2006 г. в Октябрьском федеральном суде Санкт-Петербурга началось рассмотрение иска общественной организации "Саентологический центр" к Министерству юстиции РФ, приостановившему деятельность этой организации. Истцы полагают, что решение Минюста о приостановке их деятельности было незаконным (14).

Ограничения в распространении религиозных текстов и печатных изданий

В апреле 2006 г. сотрудники Северо-Западного управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) изъяли у президента петербургского татарского общества, 44-летнего Рината Валиева, около 200 экземпляров "Книги единобожия", которую он распространял около городской соборной мечети. Оперативники УБОП посчитали ее экстремистской литературой. Прокуратура Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ ("возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды"). Мера пресечения руководителю общественной организации "Татарстан" не избрана. В предисловии к "Книге единобожия" автор — Салих Фаузан аль-Фаузан — сообщает, что она основана на трудах имама Мухаммада аль-Ваххаба, его учеников и последователей. Как полагают некоторые эксперты, этот труд содержит призывы к религиозной нетерпимости и положения одного из религиозно-политических течений ислама — "ваххабизма". Ранее на одном из исламских форумов Ринат Питерский, как себя называет Валиев, сообщил, что делал запрос от имени своей организации к ФСБ о существовании "черного списка" мусульманских книг. Ему ответили, что запрещена лишь аналогичная "Книга единобожия" Мухаммада ибн Сулейман ат-Тамими. Два года назад Савеловский суд Москвы признал ее экстремистской. Чтение и хранение книги уголовно не наказуемы, но запрещены и преследуется законом ее распространение на территории РФ, реклама и лекционная пропаганда (15).

14 мая 2006 г. в городе Иваново за распространение книг Нового Завета во время проведения общероссийской акции "Надежда есть" были задержаны трое членов Церкви евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) "Воскресение". Акция проводилась 13 и 14 мая в киноцентре "Современник", с дирекцией которого баптистская община еще в апреле заключила соответствующий договор о ее проведении. Всем желающим демонстрировался христианский фильм "Восхождение", а затем раздавались Евангелия, а также книга, куда был включен Новый Завет и Псалтирь, изданные и ввезенные в Россию миссией "Гедеон". 14 мая в киноцентре было около 500 зрителей. После окончания фильма к тем, кто распространял Евангелия, подошли люди в штатском и троих из них задержали (всего раздачей литературы занималось около 15 человек) для проведения проверочных мероприятий. Основанием для проверки, исходя из вынесенного постановления, стала ст. 13.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), которая предполагает наложение штрафа за нарушение порядка объявления выходных данных, приведения заведомо ложных данных и т. д. Как отметил юрист Славянского правового центра Сергей Чугунов, ст. 13.22 КоАП касается выпуска и изготовления продукции средств массовой информации, но не распространяется на книги, а тем более не может касаться изданий библейских текстов, Нового Завета и Псалтири. Нормы КоАП распространяются на периодическую печать, под которой по- нимаются издания, которые выходят не реже одного раза в год. Членов церкви, по словам Чугунова, доставили в отделение милиции, допросили и вынесли постановление о проведении проверки. По результатам проверочных мероприятий будет вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Каким образом согласно постановлению о проверке книг Священного Писания будет устанавливаться подлинность авторства Евангелий, их истинность и "данные о главном редакторе"?

Сотрудниками правоохранительных органов не был принят во внимание тот факт, что сразу после задержания распространителей Евангелий президент миссии "Гедеон" по Ивановской области Александр Александров предъявил все документы, касающиеся издания и ввоза в Россию книг Нового Завета. Кроме того, на книгах указано, что рас- пространяет их христианская миссия "Гедеон". В изданиях также содержится инфор- мация о том, что это синодальный перевод и "издание не предназначено для продажи". Пастор Церкви ЕХБ "Воскресение" и старший пресвитер Союза ЕХБ по Ивановской и Владимирской областям Владимир Миськевич заявил, что распространители Еванге- лия были задержаны специально для того, чтобы напугать пришедших людей. Люди в штатском оказались сотрудниками УФСБ по Ивановской области. Задержанным они говорили, что те ходят в "американскую церковь", "вредную секту" и советовали боль-

ше не посещать баптистские богослужения. По словам Миськевича, сотрудники УФСБ оказывали прямое психологическое давление на верующих и по сути запугивали их (16).

По сообщению информационного агентства "Проекта "Ковчег", 21 мая 2007 г. Коптевский суд г. Москвы под председательством судьи С. В. Митюшова в конце 13-часового завершающего заседания признал экстремистскими русские переводы четырнадцати книг известного турецкого богослова и философа Бадиуззамана Саида Нурси. Процесс с самого начала был объявлен закрытым, вследствие чего общественность и СМИ фактически были лишены права легально его комментировать.

Заинтересованной стороной в процессе был издававший в России работы Саида Нурси культурно-образовательный фонд "Нуру Бади". Обвинение базировалось на комплексной социально-психологической и психолого-лингвистической экспертизе текстов, выполненной институтами языкознания и психологии РАН. По мнению представителей фонда, рассмотрение текстов было формальным, так как, невзирая на многократные ходатайства, судья отказался включить специалистов-религиоведов в состав экспертов. На изучение экспертизы, готовившейся несколько недель, судья предоставил защите 40 минут. Он также заявил, что дело находится "под контролем" и что он должен завершить его в этот день. В ходе процесса были оглашены ходатайствующие за работы Саида Нурси заключения всех духовных управлений мусульман Российской Федерации, теологов, правозащитников, уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В последний день заседания из Набережных Челнов прибыла группа мусульман, изучавшая работы Нурси, но их не пустили в зал заседания.

Представлявший "Нуру Бади" соруководитель "Проекта "Ковчег" адвокат Сергей Сычев так прокомментировал завершившийся процесс: "Это беспрецедентный процесс, в ходе которого были нарушены все конституционные права культурно-образовательного фонда "Нуру Бади". В ходе всего процесса судья Митюшов не удовлетворил ни одного ходатайства, заявленного фондом. Мы намерены обжаловать решение в Мосгорсуд и в Европейский суд по правам человека".

Сопредседатель Совета муфтиев России, муфтий Духовного управления азиатской части России, шейх Нафигулла Аширов сказал корреспонденту "Проекта "Ковчег":

"Можно только выразить огромнейшее сожаление по поводу того, что мусульманская богослужебная литература становится запретной. Трудно увидеть какую-либо логику в том, что происходит. Всемирно известный ученый-теолог Саид Нурси относится к суфийскому направлению, то есть его невозможно обвинить в каком-нибудь ваххабизме или каких-нибудь экстремистских наклонностях. Если сегодня острие борьбы направ- лено уже против суфийских ученных, то я не знаю, как это вообще комментировать".

Заместитель Главного муфтия России шейх Мухаммад Карачай в беседе с корреспондентом "Проекта "Ковчег" заявил: "На всех языках, во всех странах, эти книги распространяют и читают. Скажу, что я не последователь имама Нурси и у меня нет к нему особых симпатий, но сам факт этого запрета кроме как глупостью, с одной стороны, а с другой, — антиисламской, антимусульманской провокацией я назвать не могу".

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль отметил: "Я думаю, что это звено в цепи провокаций, которые продуманы администрацией, причем касаются они не только мусульман. Мусульман в частности, статистически — в наибольшей степени, но не только… Эти провокации призваны обострить общую политическую обстановку в стране и бросить вызов западному общественному мнению в целях создания определенного климата перед выборами".

Руководитель "Нуру Бади" Ибрагим Ибрагимов также заявил корреспонденту "Проекта "Ковчег": "От этого решения плохо не только нам. Огромное число людей читает сейчас на русском языке книги Саида Нурси. Мне страшно представить себе, что будет сейчас происходить".

Руководитель "Проекта "Ковчег" правозащитник Рихард Пантелейчук в этой связи заявил: "Я считаю, что это не просто плевок в лицо всем мусульманам России, а плевок изощренный в его демонстративной несправедливости. Людям наглядно показывают, что правды им не найти, а для осуждения нужна не вина, а желание…

Социально-политические последствия этого решения непредсказуемы. Фактически, под слова о противодействии экстремизму, ему внятно расчищают дорогу. Я полагаю, что это не может делаться несознательно" (17).

Начиная с 2006 г. и по сей день в Москве органами внутренних дел постоянно предпринимаются попытки задержания и наложения штрафов на верующих вайшна- вов (кришнаитов), распространяющих религиозную литературу, с обвинением в "незаконной предпринимательской и рекламной деятельности". Три постановления уже отменены вышестоящими инстанциями за отсутствием состава правонарушения, два дела находятся в суде (18).

Проблемы приобретения помещений и земли под строительство культовых сооружений

Многие религиозные организации сталкиваются с проблемами в строительстве культовых зданий, в т. ч. в связи с отказами в выделении земельного участка. Более того, в последнее время чиновники все чаще пытаются лишить религиозные организации помещений и земли, а некоторые организации испытывают трудности в связи с введением в эксплуатацию уже построенных сооружений. Однако для некоторых объединений даже аренда помещения является проблемой.

С начала 2006 г. в городе Тихорецке Краснодарского края протестантская община "Путь к Богу", входящая в Евангельский христианский миссионерский союз (ЕХМС), лишилась помещения. В течение семи лет община арендовала подвал в пятиэтажном жилом доме, сделала в нем капитальный ремонт. В конце 2005 г. городские власти от- казали общине в продлении договора аренды (19).

С трудностями в аренде помещения для богослужений сталкивается в Волгограде небольшая Спартановская церковь, входящая в ЕХМС. Пастор Церкви Андрей Залогинов сообщил, что власти не позволили общине арендовать зал для проведения Рождественского богослужения. Спартановская церковь давно не может найти помещения для проведения регулярных богослужений и вынуждена их проводить в квартире (20).

В Орловской области в частных беседах представители протестантских религиозных организаций жалуются на имеющиеся препятствия и необоснованные отказы при попытках арендовать помещения (21).

Трудности в приобретении земли под строительство культовых сооружений являются одной из самых распространенных проблем религиозных организаций.

20 марта 2006 г. арбитражный суд Москвы отказался удовлетворить иск Московского общества сознания Кришны (MOCK) к правительству столицы с требованием предоставить земельный участок под строительство храма. В ответ кришнаиты заяви- ли, что намерены дойти до Страсбургского суда (21). Еще 7 октября 2005 г. мэр Москвы Юрий Лужков отменил Распоряжение правительства Москвы от 20 января 2004 г. № 27-РП, в соответствии с которым московское правительство передавало МОСК земельный участок под строительство культового сооружения, взамен разрушенного.

Храм, в котором кришнаиты осуществляли поклонение, был снесен в июле 2004 г. в соответствии с городской программой строительства муниципального жилья. В распоряжении мэра говорится: "В связи с нарушениями, выявленными прокуратурой города Москвы при принятии решения о строительстве культового сооружения во вл. 39 по Ленинградскому проспекту…: 1. Отменить распоряжение Правительства Москвы от 20 января 2004 г. № 27-РП "О строительстве культового сооружения религиозной организации — Московского общества сознания Кришны по адресу: Ленинградский проспект, вл. 39 (Северный административный округ города Москвы)". 2. Департаменту земельных ресурсов города Москвы в установленном порядке расторгнуть с религиозной организацией — Московским обществом сознания Кришны договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 27 февраля 2004 г. № М-09-603028" (22). В освоение участка и разработку проектной документации были вложены немалые средства. В феврале 2007 г. заместитель мэра Валерий Виноградов сообщил, что участок кришнаитам будет выделен на дальней окраине города в Северном административном округе.

В Волгограде пятидесятническая церковь "Благодать Иисуса Христа", богослужения которой каждое воскресенье посещает около полутора тысяч верующих, уже десять лет не может получить от городских властей земельный участок для строительства дома молитвы. Обращения от имени Волгоградского объединения РЦ ХВЕ с просьбой выделить участок земли представители Церкви посылали бывшему мэру Волгограда Евгению Ищенко, который ныне отстранен и находится под следствием, а также исполняющему в настоящее время обязанности мэра Роланду Херианову. Письмо с изложением проблем Церкви было также направлено полпреду президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрию Козаку. Однако ни положительного, ни отрицательного ответа верующие от мэрии не получили. Отчаявшись добиться правды, пятидесятническая община обратилась за помощью к губернатору Волгоградской области Николаю Максюте, но из областной администрации Церкви ответили, что выделение участков находится вне их компетенции. Кроме того, областные власти не располагают землей в черте города. Для проведения служения церковь "Благодать Иисуса Христа" вынуждена постоянно арендовать Театр эстрады (филармонию) (23).

В сентябре 2006 г. в Белгороде руководство мусульманской общины "Мир и созидание", которое ходатайствовало перед городскими властями о выделении участка под строительство мечети, получило отрицательное заключение за подписью первого вице-мэра Василия Болтенкова. Ранее городское управление градостроительства и архитектуры предложило общине на выбор три варианта. Мусульмане один из них выбрали, но, по информации газеты "Коммерсантъ-Черноземье", представители городских властей изменили планы на этот участок, решив построить там социальнозначимый объект — детский городок, остро необходимый жителям микрорайона.

В свою очередь, священник Преображенского кафедрального собора РПЦ МП Белгорода Олег Кобец высказал изданию свое отрицательное отношение к идее сооружения в городе мечети, сославшись при этом на историческую моноконфессиональность и монорелигиозность региона. Священник даже не исключил того, что строительство мечети задумано некой организаций для увеличения в дальнейшем потока переселенцев этнических мусульман в "традиционно православный регион" (24).

На территории еврейского кладбища в Краснодаре предполагается разместить музей истории еврейской общины юга России. Сейчас некрополь находится в плачевном состоянии. Похищена большая часть памятников, разграблены и разрушены склепы.

За последние 15 лет территория кладбища уменьшилась наполовину. Последний ремонт здесь проводили еще в советское время. Сегодня за порядком на погосте следят члены еврейской общины. Чтобы создать на территории некрополя музей, им не хватает решения администрации Краснодара о передаче участка земли, на котором находится кладбище, в бессрочное пользование общины (25).

По информации "Кавказского узла", этой весной мусульманская община Адыгеи обратилась в администрацию за разрешением построить в ауле Большой Кичмай (Лазаревский район Сочи) культурный центр, в котором предполагается разместить и мечеть. "Это место компактного проживания адыгов-шапсугов. Я думаю, этот вопрос будет рассмотрен положительно при условии создания религиозной организации. Пока ее нет", — заявил начальник управления по взаимодействию с общественными организациями Владимир Волков. В прошлом году идею обсуждали на общественных слушаниях. Представители диаспор, в том числе и исповедующих другие религии, высказали свое одобрение. На одной из встреч в мэрии глава города Виктор Колодяжный даже предложил представить проекты мечети. Эскизы заказали в Москве. Но дальше этого дело так и не пошло. "Хорошо, что нас сейчас хоть выслушали", — отметила председатель сочинского общества мусульман "Ясин" Равза Рамазанова, которая добивается строительства мечети более десяти лет (26).

С трудностями приобретения земли под строительство мечети сталкиваются мусульмане Рязани. До сих пор власти и мусульмане не могут договориться о местопо- ложении будущей мечети (27).

Во Владимире мечеть была построена в огороде частного дома, поскольку официального разрешения на ее строительство в других местах города мусульмане так и не смогли добиться от городских властей в течение многих лет. Строительство мечети велось на средства прихожан с начала 1990-х годов. Мусульманская община последовательно выбирала себе участки в различных местах, но каждый раз в строительстве мечети городские власти отказывали, ссылаясь на опросы местных жителей, выступающих против мечети. Лидер азербайджанской общины публично заявил, что главный противник строительства мечети во Владимире — архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. И все же 30 марта 2007 г., в день рождения пророка Мухаммеда, во Владимире состоялось неофициальное открытие мечети и праздничное моление (28).

Администрация Сочи на протяжении десяти лет отказывается давать разрешение на строительство мечети Ясинской мусульманской общине. Как сообщила службе новостей "Форума 18" администратор общины Равза Рамазанова, департамент архитектуры постоянно выделяет верующим участки земли, которые либо проданы, либо по ним проходят коммуникации. Около 70 активных мусульман вынуждены молиться и проходить обучение в тесных квартирах. Лишь в 2002 г. Ясинская община получила ответ от департамента по связям с общественными организациями администрации Краснодарского края, в котором говорилось, что в Сочи нет района, где бы компактно проживали последователи ислама, поэтому выделение земли под строительство мечети во избежание конфликтных ситуаций должно сопровождаться опросом общественного мнения среди местного населения. Рамазанова все же надеется на то, что мэр Сочи Виктор Колодяжный ответит на просьбы верующих и вернется к проблеме строительства мечети, как он обещал в одном из своих выступлений в 2005 г. (29)

В 2006 г. после целого года регулярных митингов и пикетов в центре Москвы церковь "Эммануил" добилась того, что земельный комитет Западного административного округа стал оформлять аренду земли вокруг здания бывшего Дома культуры, которое является собственностью церкви. Ранее чиновники хотели оформить в аренду только 0,2 га, оставив здание по существу без подъездных путей. В настоящее время представителям церкви удалось добиться того, что будет оформлено 0,4 га. После того как 13 июня 2006 г. было распространено открытое письмо (30) пастора церкви Александра Пуршаги к мэру Юрию Лужкову о нарушениях прав верующих, 16 июня чиновники из управления по работе с органами обеспечения безопасности связались со служителями церкви и сообщили, что впредь будут согласовывать вопросы проведения митингов верующими. Никаких претензий и требований в письменном виде церкви предъявлено не было. По словам Пуршаги, оформление аренды наконец-то даст возможность реконструировать здание и разместить там дом молитвы и офис церкви. После передачи общине в аренду положенных вокруг здания 0,4 га было отменено решение властей о строительстве гостиницы рядом с бывшим Домом культуры.

По поводу земли, которая была зарезервирована за церковью на проспекте Вернадского, вопрос не решен до сих пор. Чиновники предложили альтернативный участок на улице Шверника около станции метро "Академическая". Однако Пуршаги считает, что по сути это была провокация, так как на там располагаются гаражи. "Злых протестантов", посягающих на личные гаражи местных жителей хотели сделать "козлами отпущения", на которых должен был излиться народный гнев (31).

В начале 2007 г. земельно-инвестиционная комиссия г. Дзержинска (Нижегородская область) отказала религиозной организации "Свидетели Иеговы" в предоставлении земельного участка под строительство лекционного зала. Такое решение комиссия приняла, руководствуясь мнением жителей города. "Свидетели Иеговы" в течение 2006 г. неоднократно обращалась в мэрию Дзержинска и управление архитектуры и земельных участков города с просьбой выделить им землю. Но каждый раз земельно- инвестиционная комиссия, основываясь на общественном мнении, принимала решение об отказе. В мае 2006 г. в Дзержинске прошли общественные слушания по вопросу выделения земли "Свидетелям Иеговы" под строительство лектория. В соответствии с законом, общественные слушания по этому вопросу разрешила провести местная администрация. В течение месяца местные последователи "Свидетелей Иеговы" со- бирали голоса "за" и "против". На слушания были приглашены жители города. Перед ними выступили священник РПЦ МП Михаил Голик, а также преподаватель "сектоведения" Московской духовной академии Роман Конь. По итогам общественных слушателей жители города приняли резолюцию об отказе. Это уже вторая попытка религиозной организации обзавестись помещением в Дзержинске. В 2004 г. им также было отказано (32). Вообще Свидетели Иеговы регулярно получают отказы в приобретении участков под строительство залов Царства (зданий для религиозных собраний) во многих регионах России.

5 июня арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Салтыковской церкви евангельских христиан-баптистов о признании незаконным бездействия администрации городского округа Балашиха. В 2005 г. церковь обратилась за разрешением на оформление в собственность земельного участка, находившегося в безвозмездном бессрочном пользовании общины. Управление имущественных отношений Балашихинского района отказало, сославшись на то, что на участке помимо молитвенного дома и воскресной школы расположены хозяйственный блок и котельная. Поскольку последние не являются постройками религиозного назначения, администрация сочла невозможным переоформление участка. В феврале 2007 г. община оспорила это решение в суде. Представители министрации утверждали, что церковь пропустила установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ трехмесячный срок для обжалования в судебном порядке ее бездействия, но суд не принял эти доводы во внимание (33).

В 2000 г. религиозная организация "Церковь христиан веры евангельской "Слово Жизни" на аукционе, проводимом фондом имущества Калужской области, приобрела недостроенное здание физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) площадью 1058,4 кв. м. В 2002 г. — земельный участок площадью 4711,2 кв. м, на котором на- ходилось купленное здание. Право собственности было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права. В 2004 г. практически всю площадь, занимаемую пустырем, получило в аренду ЗАО "Центрум Парк Калуга", которое приступило к строительству гипермаркета, по масштабам сопоставимое с "Ашанами", вокруг столичной МКАД. В результате здание, принадлежащее церкви, оказалось в самом центре возводимого торгового комплекса. После длительных переговоров между церковью и заказчиком (шведской фирмой), были достигнуты устные договоренности о переносе здания, принадлежащего церкви, в другое место, неподалеку от торгового центра. Однако, видимо, решив "сэкономить", застройщик отказался от своих слов и "передал" вопрос на решение местным властям. Власти, не долго думая, издали распоряжение № 9823-р от 23 ноября 2006 г., согласно которому земельный участок, принадлежащий на правах собственности Церкви, подлежал изъятию для муниципальных нужд города путем выкупа в связи с размещением торгового центра. Мотивировано это было тем, что, как оказалось, строительство торгового центра было запланировано Генеральным планом развития г. Калуги, принятом еще в 1986 г. 6 июня 2007 г. арбитражный суд Калужской области признал распоряжение нействительным как не соответствующее Земельному кодексу РФ, сообщает пресс-служба Славянского правового центра.

Как подчеркнул в интервью юрист СПЦ Роман Маранов, законом не допускается зъятие земельных участков со ссылкой на государственные и муниципальные нужды для фактического предоставления их другим лицам. Иначе любой земельный участок можно было бы изымать бесконечное количество раз в пользу более богатого "инвестора". Действия властей в данном случае являются вмешательством государства в отношения частной собственности, что противоречит ст. 1 Протокола 1 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (34).

В июне 2007 г. Духовное управление мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области (ДУМНО) получило извещение о приостановлении решения инвестиционного совета при губернаторе о предоставлении ДУМНО земельного участка по Казанской набережной с формулировкой "по вновь выявленным обстоятельствам".

В 2004 г., получив разрешение на проектирование, ДУМНО потратило значительные средства на проектные и подготовительные работы. О строительстве Нижегородского центра мусульманской культуры была проинформирована мусульманская общественность. В соответствии с решением инвестиционного совета о предоставлении ДУМНО земельного участка были проведены публичные слушания, утверждено постановление думы Нижнего Новгорода об изменении градостроительных регламентов (от 28 февраля 2007 г. № 23), участок освобожден от прав третьих лиц. Вся информация представлена в региональное министерство инвестиционной политики. Департамент градостроительства города подготовил проект границ запрашиваемого участка.

И вот, как удалось выяснить, на инвестиционный совет выносится другая заявка, зарегистрированная по адресу участка, предоставленного ДУМНО (35).

Помимо проблем с землей религиозные организации сталкиваются с трудностями при строительстве культовых зданий.

В 2006 г. администрация Оренбурга вынесла решение приостановить строительство мечети, которую предполагалось возвести в 15-м микрорайоне города возле дома, где проживают ветераны боевых действий в Афганистане и вдовы погибших.

"Администрация признала, что поступила некорректно по отношению к "афганцам", дав разрешение на строительство мечети возле их дома и не спросив у жильцов их мнения по данному поводу", — сообщил 23 июня агентству "Интерфакс-Поволжье" источник в комитете по градостроительству и архитектуре администрации Оренбурга. По его словам, просьба о приостановке строительства храма направлена в прокуратуру Ленинского района Оренбурга.

Представитель застройщика, помощник президента оренбургского городского центра "Исламское возрождение" Игорь Симоненко в свою очередь заявил агентству:

"Мы не собираемся останавливать строительство мечети. Нами была получена вся документация на строительство. Когда градостроительный комитет давал разрешение, нам не ставилось условие, что мы должны были собрать подписи граждан, голосующих за строительство". Симоненко также подчеркнул, что в строительство уже вложено около 5 млн рублей. Ранее сообщалось, что жители одного из районов Оренбурга, участники боевых действий в Афганистане и вдовы погибших, обратились к депутату законодательного собрания региона от своего участка с просьбой помешать строительству мечети рядом с их домом. Их главным аргументом стало то, что решение принималось без согласования с жителями, что, по их мнению, необходимо было сделать по этическим соображениям. Более того, в 2005 г. они пытались добиться разрешения на строительство на данном участке гаражного комплекса для "афганцев", но получили отказ, поскольку там планировалось открыть парк отдыха и возвести общественное здание (36).

23 января 2006 г. Советский районный суд Астрахани постановил снести мечеть № 34, расположенную при въезде в город на федеральной трассе. Разрешение на строительство мусульманского храма было выдано в 1998 г. по распоряжению тогдашнего мэра Игоря Безрукавникова. Однако верующие долгое время не могли найти спонсора.

Когда же стройка началась, то власти отказались продлить разрешение, а суд признал мечеть "самовольной постройкой" и вынес решение о ее сносе. 1 марта 2006 г. Астраханский областной суд отказал мусульманам в обжаловании решения Советского районного суда Астрахани о сносе мечети. Астраханскую мечеть № 34 ежедневно посещают 40—50 человек. Уже собрано около полутора тысяч подписей под обращениями к уполномоченному по правам человека в РФ и к президенту РФ с просьбой пощадить чувства верующих (37). 14 августа 2006 г. решение о сносе мечети подтвердил Верховный суд РФ. Мусульмане подали жалобу в Европейский суд по правам человека (38).

В октябре 2006 г. в Тюмени власти снесли здание по ул. Ленина, 13, где должна была открыться мечеть. Передачи этого здания, в котором до 1917 г. располагалась мечеть, местные мусульмане добивались на протяжении нескольких лет (39).

В Кирове во 2-м арбитражном апелляционном суде федерального арбитражного округа состоялось рассмотрение дела о строительстве в Костроме мусульманского духовно-культурного центра. Как сообщил глава костромской общины "Мусульманское религиозное объединение" Хасан Зарипов, "второй по счету апелляционный суд в Кирове, рассмотрев апелляционную жалобу прокурора Костромской области Юрия Пономарева, принял решение его жалобу оставить без удовлетворения". Начатое в 1999 г. строительство вскоре было заморожено. Летом 2006 г. чиновники предложили перенести его в другое место, но мусульмане ответили отказом: в строительство уже было вложено 12,6 млн рублей. Занимаемое же общиной здание клуба прокурор об- ласти попытался вернуть через суд в муниципальную собственность (40).

В мае 2007 г. имам Мирза Улугбек Абдуллаев сообщил ИА "IslamNews", что костромские мусульмане выиграли и третий процесс в арбитражном суде — в Нижнем Новгороде. По словам имама, прокуратура Костромской области готовит очередной судебный иск (41).

В Краснодаре местные власти пытались снести здание, принадлежащее церкви евангельского христианского миссионерского союза (ЕХМС) "Дом Евангелия". Под давлением властей Первомайский районный суд Краснодара вынес постановление о сносе. 1 августа 2006 г. коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда по жалобе епископа Краснодарской епархии ЕХМС Алексея Еропкина отменила реше- ние Первомайского суда и направила дело на новое рассмотрение. Тем не менее представители власти настаивали, что здание молитвенного дома возведено незаконно, и предложили оформить его как муниципальную собственность, а затем предоставить в безвозмездное пользование Еропкину в качестве жилого дома. 15 декабря суд первой инстанции принял решение в пользу ЕХМС (42).

В сентябре 2006 г. администрация Абакана (Хакассия) обратилась в арбитражный суд Хакасии с иском против местной общины евангельских христиан "Церковь Прославления". Власти требуют освободить земельный участок на ул. Жукова и снести молитвенный дом, который, по мнению чиновников, был построен религиозной орга- низацией незаконно (43).

В Санкт-Петербурге недавно с новой силой вспыхнул конфликт вокруг сноса языческого капища во Фрунзенском районе. Капище, построенное еще в 1990-е руками людей, считающих себя язычниками, или родноверами, должны были снести по предписанию районной администрации. Петербургская неоязыческая община (которую, по словам ее руководителей, власти намеренно не регистрируют) собирается отстаивать свою святыню всеми возможными способами. В Интернете даже появилась информация о том, что "верховный волхв наложил проклятие на главу района Всеволода Хмырова"(44).

Агентство по управлению федеральным имуществом обратилось в арбитражный суд г. Москвы с иском к московской церкви христиан веры евангельской "Царство Божие" о признании помещения, принадлежащего ей и используемого ею как молитвенный дом, собственностью Российской Федерации и об изъятии у церкви данного помещения. Спорное помещение в 1992 г. было приватизировано заводом "Калибр", а в 1997 г. продано церкви. Свои требования агентство обосновывает тем, что приватизация имущества ОАО "Калибр" якобы была произведена с нарушением закона, и поэтому совершенная ОАО "Калибр" сделка по купле-продаже имущества является недействительной.

После покупки части здания и открытия в нем молитвенного дома церковь постоянно подвергалась нападкам квазиправославных и других экстремистски настроенных организаций. Около здания неоднократно проводились пикеты с плакатами "Сектанты, вон из России!". В церковь много раз приходили сотрудники милиции с "проверками" — якобы для обнаружения наркотиков. Деятельность церкви, в том числе обстоятельства покупки здания, несколько раз проверяла московская прокуратура, но никаких нарушений так и не установила.

30 ноября 2006 г. федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил права церкви "Царство Божие" на здание дома молитвы на ул. Годовикова. Решение в пользу церкви было вынесено Арбитражным судом Москвы 3 мая 2006 г. (45)

В Новокузнецке в 2006 г. закончилась череда судебных процессов, в ходе которых предприниматель Сергей Мартюшов стремился отобрать у Новоильинской церкви христиан веры евангельской здание дома молитвы. Церковь была признана собствен- ником своего здания, все решения, ставящие под сомнение право собственности церкви на дом молитвы, были обжалованы и отменены.

Новоильинская поместная церковь христиан веры евангельской г. Новокузнецка (входит в Российскую церковь ХВЕ) приобрела здание будущего дома молитвы в 1998 г.

На открытых торгах Управление юстиции Кемеровской области продавало здание акционерного общества "Сибгипромез" в счет уплаты долгов работникам по заработной плате. Представители церкви не могли вступить в права собственности из-за противодействия арендаторов и бывшего владельца здания предпринимателя Сергея Мартюшова, пока пастор Илья Банцеев не потребовал освободить здание, прибегнув к помощи вневедомственной охраны. Однако Мартюшов не смирился с потерей здания. Им была организована целая серия судебных процессов, направленных против церкви.

В 2003 г. с иском к церкви обратилось РСУ-96. Представители организации заявили, что еще в 1997 г. здание было продано РСУ-96, т. е. на момент торгов оно уже не было собственностью ОАО "Сибгипромез". РСУ-96 потребовало признать результаты торгов недействительными. Была назначена почерковедческая экспертиза документов, подтверждающих права РСУ-96, которая установила, что документы поддельные. Арбитражный суд Кемеровской области отказал в иске РСУ-96. Вместе с тем апелляционная инстанция и федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа пошли навстречу Мартюшову и РСУ-96, неожиданно признав торги недействительными (46).

23 января 2007 г. арбитражный суд Пермского края отказал в удовлетворении иска краевого департамента культуры и искусства об изъятии Дворца культуры у ОАО "Мотовилихинские заводы" и повторно подтвердил право собственности на здание за Пермским епархиальным управлением христиан веры евангельской (пятидесятников) (47).

Управление ХВЕ купило здание в апреле 2005 г. — был заключен договор, согласно которому управление перечислило ОАО "Мотовилихинские заводы" 48 млн рублей. Но под давлением администрации Пермской области представители предприятия отказались прийти в регистрационную палату для регистрации перехода права собственности к церкви. В конце 2005 г. церковь подала иск в арбитражный суд. Однако суд признал сделку ничтожной. Но в апреле 2006 г. апелляционный суд признал сделку действительной, и тогда же арбитражный суд обязал Федеральную регистрационную палату зарегистрировать право собственности Церкви на Дворец культуры. Возникло новое препятствие: областной департамент культуры и искусства потребовал признать сделку недействительной, так как якобы Церковь не может приобретать здания, не предназначенные для богослужений, а государство имеет преимущественное право покупки памятника культуры, коим является здание Дворца культуры. 16 августа департамент объяснил свое намерение изъять бесхозно содержащийся памятник культуры тем, что Церковь начала реставрировать здание без надлежащего разрешения (хотя, не будучи официально собственником, управление ХВЕ не может заключить договор с фирмой, у которой есть лицензия на реставрацию). В ходе судебного разбирательства стало очевидным, что краевая администрация давно намеревалась получить Дворец культуры им. Ленина, но протестантская церковь купила здание раньше. В результате со стороны администрации и в местной прессе стали раздаваться призывы не допустить перехода прав собственности на Дворец культуры "сектантам" (48).

Некоторые религиозные организации не имеют возможности провести ремонт и ввод в эксплуатацию церковных зданий.

В центре Саратова, у здания областного правительства, законсервирован ремонт разваливающегося здания, выкупленного общиной Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов). Ремонт (по существу, восстановление разрушающегося здания) не производится уже более двух лет из-за реакции муниципальной власти на протесты, организованные православной епархией. Формальным поводом для приостановки стало недооформление некоторых документов. Однако до сих пор "дооформить" документы общине не удается из-за саботажа со стороны председателя комитета по градостроительству и архитектуре городской администрации Владимира Вирича. По словам руководителей общины мормонов, он в течение длительного времени просто избегает встречи с уполномоченными представителями мормонов (49).

В 2006 г. католические приходы в Ростове-на-Дону и в Сочи не могли получить от властей официального разрешения на использование построенных ими церковных зданий. Как отметил настоятель прихода свв. Апостолов Фаддея и Симона в Сочи отец Дариуш Ягодзинский, здание церкви отказываются, в частности, принимать пожарные инспектора, которые считают опасным тот факт, что храм стоит рядом с бывшим нефтехранилищем, которое, кстати, уже не используется. По словам отца Дариуша, пожарная инспекция даже спрашивала адрес римского папы, чтобы предупредить его о том, что его подопечные находятся в опасности. В администрации Сочи "Форуму 18" отказались давать какие-либо комментарии по поводу проблем католического прихода. Настоятель прихода Тайной Вечери в Ростове-на-Дону отец Михаил Нуковский сообщил службе новостей "Форума 18", что церковное здание строилось с 1996 по 2000 гг. и до сих пор ждет официального подтверждения своей принадлежности (50).

Из общего ряда имущественных проблем религиозных организаций выделяется случай передачи РПЦ культового сооружения другой конфессии.

3 апреля 2006 г. Свято-Ольгинский храм РПАЦ в Железноводске был передан судебными приставами в ведение Ставропольской и Владикавказской епархии РПЦ МП (51). Решение было принято 20 октября 2005 г. Краснодарский арбитражный суд оставил в силе решение Ставропольского краевого суда, в соответствии с которым храм РПАЦ передавался епархии РПЦ МП.

Трудности в проведении публичных мероприятий

10 февраля 2006 г. в Ярославле была сорвана конференция "Путь к себе", которую проводил международный фонд "Соловецкий мемориал" и Православная церковь Божией Матери Державная в Доме офицеров ярославского гарнизона. В начале мероприятия явился настоятель храма Михаила Архангела г. Ярославля о. Андрей с группой молодых людей (около 10 человек), которые держали в руках плакаты "Осторожно, секта!". О. Андрей заявил, что это его территория и в грубой форме потребовал убираться вон, а молодые люди перекрыли доступ в помещение, где намечалась конференция. Кроме того, о. Андрей выбил из рук представителя фонда цифровой фотоаппарат (он упал на пол). Затем вызвал сотрудников Ярославской телерадиокомпании и организовал видеосъемку. В результате на местном телевидении вышло два сюжета, в негативном свете показывающих конференцию и содержащих мотивы разжигания религиозной розни и нетерпимости. Как следствие, начальник Дома офицеров отказал фонду в проведении конференции, и пришедшие на заседание 11 февраля участники и гости вынуждены были уйти (52).

11 июля 2006 г. милиция Красноярска задержала участников пикета российских активистов движения "Фалуньгун", которые перед зданием администрации Красноярского края пытались выразить протест против репрессий в отношении сторонников "Фалуньгун" в Китае, сообщает Красноярский правозащитный информационный центр. Всего было задержано четверо активистов. Их доставили в отделение милиции и предъявили обвинение в нарушении КоАП РФ. Всем были вручены повестки в суд. Красноярские власти в ответ на уведомление о пикете заявили, что его проведение недопустимо. При этом они ссылались на договор о дружбе между Россией и Китаем.

Во вторичном уведомлении сторонники "Фалуньгун" указали на то, что реализовывают свои демократические права, гарантированные российским законодательством, которые не может отменить договор между КНР и РФ. Ответа на это уведомление не последовало (53).

Летом 2006 г. в Верхней Салде (Свердловская область) усилиями местной епархии РПЦ МП предпринимались неоднократные попытки запретить и воспрепятствовать проведению религиозных традиционных шествий (харинам) Общества сознания Кришны (54).

28 июля 2006 г. в сыктывкарском парке им. Кирова активисты фонда "Возрождения" (занимающегося, в основном, реабилитацией наркоманов) и принадлежащего церкви христиан-евангелистов "Исход", организовали концерт, который уже проводили не один год. Прежде претензий к "возрожденцам" со стороны правоохранительных органов не было. Однако на этот раз сыктывкарская прокуратура начала проверку мероприятия на основании письма, подписанного исполнявшим обязанности начальника УФСБ по Республике Коми М. Евдокимовым. 16 августа в мировой суд было направлено постановление о "возбуждении производства по факту административного правонарушения". Суть позиции прокуратуры такова: поскольку мероприятие "явно религиозного характера" проводилось "вне культовых зданий и сооружений", оно должно было оформляться в городской администрации в порядке, предусмотренном федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Летом 2006 г. по инициативе ФСБ было возбуждено административное производство по ст. 20.2 ("Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования") КоАП РФ в отношении одного из лидеров организации "Свитедели Иеговы" А. Харламова в связи с организацией собрания этой организации в КСЦ "Ренова".

Оба дела были закрыты за отсутствием состава преступления (55).

В конце марта 2007 г. во время визита председателя КНР в Москву группа буддистов из Элисты отправилась на автобусах в Москву с целью пикетировать китайское посольство и вручить послу обращение на имя Ху Цзиньтао, в котором говорится:

"Мы, выражая мнение народа Калмыкии, различных общественных организаций, предлагаем Ху Цзиньтао сесть за стол переговоров с духовным и светским лидером тибетского народа, лауреатом Нобелевской премии мира Его Святейшеством Далай-ламой XIV". Однако сотрудники милиции и ФСБ не пропустили автобус с пикетчиками в столицу под предлогом того, что уведомление о проведении пикета подано ими в московскую мэрию с нарушением закона (56).

Вообще, органы власти в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске и других городах постоянно отказывают религиозной организации "Фалуньгун" в согласовании проведения публичных мероприятий в защиту репрессируемых в Китае последователей этой организации (57). Иногда представители городских администраций ссылаются на Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г., ст. 8 которого гласит:

"Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает создания и деятельности на своей территории организаций и групп, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны". Ссылка на эту статью в качестве причины несогласования мероприятия есть в ответных письмах заместителей префекта Центрального административного округа г. Москвы С. А. Васюкова от 5 октября 2006 г. № 07-16-11914/6 и А. В. Литошина от 31 октября 2006 г. № 07-16-13082/6 на имя гр. И. П. Шкодюка, в ответных письмах заместителя главы Красноярска по правовым вопросам, начальника департамента общественной безопасности А. В. Букарина от 15 марта 2006 г. № 19-доб на имя гр. М. В. Кочеткова и от 3 мая 2006 г. № 40 доб на имя гр. А. А. Малогулко, в ответном письме временно исполняющего должность заместителя главы Красноярска по правовым вопросам, начальника департамента общественной безопасности Н. К. Сарапулова от 3 июля 2006 г. № 52-доб на имя гр. А. А. Малогулко и др.

Механизм реализации конституционного права граждан на свободу публичных мероприятий в России регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Закон устанавливает, что в Российской Федерации действует уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, т. е. для их проведения не требуется специального разрешения властей (ст. 2, 7). Он заключается в том, что инициаторы, лица, уполномоченные организаторами массовых акций общественных организаций (объединений), учреждений и организаций, и отдельных групп граждан, подают уведомление о проведении массовой акции в органы исполнительной власти в срок не позднее определенного Законом до намечаемой даты их проведения. Согласованию подлежат только место и время проведения мероприятия.

Следует отметить, что при проведении мероприятий, призванных обратить внимание на происходящие в Китае репрессии последователей "Фалуньгун", никогда не нарушался общественный порядок, всегда соблюдалась установленная процедура уведомления властей о намечаемых действиях. Тем не менее в нескольких городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске и Пятигорске — представители правоохранительных органов незаконно задерживали российских граждан, в основ- ном последователей "Фалуньгун".

Представители российской ассоциации "Фалуньгун" обратились с письмом в ГУВД г. Москвы с просьбой проверить законность действий сотрудников милиции по задержанию последователей "Фалуньгун" и получили ответ за подписью врио заместителя начальника генерала-майора милиции В. А. Козлова: "В ходе проведенной проверки нарушений законности сотрудниками милиции у здания посольства КНР не установлено". На личном приеме Козлов также сказал, что и в дальнейшем при несогласовании публичных мероприятий со стороны местных органов власти все попытки их проведения будут строго пресекаться сотрудниками милиции, а организаторы будут задерживаться.

Аналогичной позиции придерживаются власти Красноярска. Так, 11 июля 2006 г. А. А. Малогулко, С. Ф. Яремчук, А. В. Докшина и др. попытались провести пикет, предварительно уведомив о нем власти города. Уведомление не было согласовано, а инициативная группа была предупреждена, что милиции будет дано указание осуществить задержание. В последующем состоялось несколько судебных разбирательств.

Решением суда Центрального района г. Красноярска действия милиции были признаны незаконными, порядок уведомления о мероприятии и обоснованность его проведения — достаточными. Кроме того, была подтверждена законность деятельности на территории России движения "Фалуньгун". Однако городская администрация проигнорировала судебные решения и на очередное уведомление о проведении пикета ответила: считаем невозможным проведение данной акции. Таким образом, местные власти целенаправленно ущемляют права граждан на проведение митингов и пикетов (58).

13 мая 2007 г. в ходе празднования Международного дня "Фалунь Дафа" в Нижнем Новгороде задержаны восемь практикующих, сообщили в московском Центре духовного и физического совершенствования "Фалунь Дафа". По информации ГУВД по Нижегородской области, переданной агентством "Интерфакс", около 16.00 в Сормовском парке трое мужчин и пятеро женщин попытались провести акцию в поддержку этого метода духовного и физического совершенствования, а также распространить газету "Великая эпоха" и листовку "Фалунь Дафа" сегодня". Сотрудники милиции доставили нарушителей в Сормовский РОВД Нижнего Новгорода, где в отношении них были составлены протоколы об административном нарушении по ст. 20.2 КоАП РФ и изъяты 320 экземпляров газеты (59).

В мае 2007 г. в Набережных Челнах (Татарстан) местные власти попытались воспрепятствовать проведению традиционных шествий Общества сознания Кришны (60).

В г. Узловая Тульской области был сорван фестиваль христианской музыки "Слово", который хотели провести с 6 по 10 июня 2007 г. церковь евангельских христиан- баптистов "Воскресение" (входит в Российский союз ЕХБ), тульская церковь ЕХБ, а также ряд других церквей и общественных организаций. Разрешение на проведение фестиваля и установку палатки было получено. Однако, как подчеркнул в интервью СПЦ Алексей Афонин, фестиваль был сорван, так как сотрудники милиции потребовали свернуть палатку. Одновременно с этим в городская администрация аннулировала разрешение на проведение мероприятия. Проблема возникла из-за того, что в заявлении на проведение фестиваля было написано, что он проводится в "храме-палатке", а значит, это мероприятие может подпадать под религиозную деятельность.

Как отметил Афонин, неожиданные репрессии против верующих со стороны милиции начались после звонков из ФСБ (61).

Неправомерные ограничения деятельности религиозных организаций, лидеры и члены которых являются гражданами иностранных государств

В 2006 г. из Ивановской области было выслано несколько групп американских граждан, которые ранее неоднократно приезжали по приглашению церкви ЕХБ "Воскресение", привозили гуманитарную помощь для детских домов и проводили занятия по английскому языку. В местной прессе сообщалось, что депортированные миссионеры "хотели завлечь детей в свою секту" (62).

8 февраля десять миссионеров из США, прибыв с религиозными целями в г. Иваново и желая ближе познакомиться с его жителями, изъявили желание регулярно встречаться и общаться с людьми, планирующими улучшить свои навыки разговорного английского языка на безвозмездной основе. Однако миссионеры были обвинены в незаконном преподавании иностранного языка, после чего начальник милиции общественной безопасности Октябрьского района города подполковник А. Г. Смирнов наложил на них штраф.

Председатель Российского союза ЕХБ Юрий Сипко прокомментировал "Проекту "Ковчег" эту ситуацию следующим образом: "Ивановская область внятно обозначила вектор на вытеснение религиозных свобод, и отношение, которое встречают миссионеры, полностью подтверждает эту позицию государства и власти. Причем, не только в Ивановской области, а, что гораздо печальнее — это всероссийская тенденция. Мы уповаем на Господа и обращаемся к государственным властям с надеждой на изменение этой ситуации" (63).

В мае 2006 г. российские пограничники депортировали пастора киевской церкви "Посольство Божие" Сандея Аделаджи. "На границе у меня забрали паспорт и, не объясняя причин, приказали возвращаться в Киев, — сказал пастор. — Только там мне вернули документы уже местные работники погранслужбы и объяснили, что моя виза аннулирована с формулировкой "цель поездки не соответствует действительной", хотя это абсурд. У меня служебная виза, и я ехал для участия в телевизионной пере- даче". Пастор сообщил также, что возможной подлинной причиной отказа во въезде стали обвинения его лично и его церкви в "экспорте оранжевой революции" (64).

---------------------------------------

1 Региональный доклад. Саратовская область. 2007.

2 Пастор церкви "Спасение" в Балаково приговорен к штрафу за организацию несанкционированного шествия // Портал-Credo.Ru. 15 мая 2006.

3 Заявление администрации Балаковской АЭС по поводу действий членов церкви "Спасение" // Портал-Credo.Ru. 10 мая 2006.

4 Командир российского самолета не пустил на борт российских мусульманок в хиджабах // Портал-Credo.Ru. 16 июня 2006.

5 Выступление И. Ю. Никитина, президента ассоциации христианских церквей "Союз Христиан" в ОБСЕ // Портал-Credo.Ru. 10 ноября 2006.

6 Правительство Москвы лишает права на жилье верующих граждан, принадлежащих церкви МСЦ ЕХБ. Информация Отдела заступничества МСЦ ЕХБ. 28 августа 2006.

7 Региональный доклад. Красноярский край. 2007.

8 Давление властей и РПЦ МП на приходы РПАЦ в Брянской области усиливается // Портал-Credo.Ru. 26 мая 2006.

9 Региональный доклад. Санкт-Петербург. 2007.

10 Великий Новгород: судебное преследование "Армии Спасения" прекращено // Портал-Credo.Ru. 13 июня 2006.

11 Власти Тюменской области ликвидировали женский монастырь РПЦЗ(Л) в Ишиме, отказавшийся "воссоединяться" с РПЦ МП // Портал-Credo.Ru. 26 октября 2006.

12 В Ярославле налоговая инспекция лишила регистрации старообрядческую общину // Центр "СОВА". 15 мая 2007.

13 Служение Богу не понравилось депутатам // Baznica.info. 28 мая 2007.

14 В Петербурге саентологи оспаривают решение Министерства юстиции о приостановке их деятельности // Центр "СОВА". 27 июня 2006.

15 За распространение "Книги единобожия" в Санкт-Петербурге задержан президент татарского общества // Портал-Credo.Ru. 18 апреля 2006.

16 Правоохранительные органы города Иваново пытаются запретить верующим дарить людям Евангелия // Портал-Credo.Ru. 18 мая 2006.

17 Коптевский суд Москвы признал "экстремистскими" русские переводы книг известного турецкого богослова и философа Саида Нурси // Портал-Credo.Ru. 22 мая 2007.

18 Информация Отдела по связям с общественностью Центраобществ сознания Кришны в России. 2007.

19 Протестантская церковь в Тихорецке с Нового года лишилась помещения для проведения богослужений // Портал-Credo.Ru. 13 января 2006.

20 Протестантским церквям в Волгограде отказывают в аренде помещений // Портал-Credo.Ru. 13 января 2006.

21 Региональный доклад. Орловская область. 2007. Арбитражный суд Москвы отказался удовлетворить иск кришнаитов к правительству столицы с требованием выделить участок земли // Портал-Credo.Ru. 21 марта 2006.

22 За ошибки московского правительства заплатят кришнаиты. Ньюс-релиз отдела по связям с общественностью Московского общества сознания Кришны // Портал-Credo.Ru 14 октября 2005

23 Пятидесятническая Церковь "Благодать Иисуса Христа" в Волгограде десять лет не может получить землю под строительство дома молитвы // Портал-Credo.Ru. 28 июля 2006.

24 Белгород: городские власти отказали мусульманам в выделении участка для строительства мечети, а представитель епархии РПЦ МП заявил об отрицательном отношение к идее сооружения мечети в городе // Портал-Credo.Ru. 12 сентября 2006.

25 Региональный доклад. Краснодарский край и Республика Адыгея. 2007.

26 Региональный доклад. Краснодарский край и Республика Адыгея. 2007.

27 Из интервью с Ф. Ситдиковой / Май 2004 года / Материалы Рязанской Школы прав человека.

28 Региональный доклад. Владимирская область. 2007.

29 Сочинская городская администрация уже 10 лет не дает разрешение мусульманской общине на строительство мечети // Портал-Credo.Ru. 19 мая 2006.

30 Открытое письмо мэру города Москвы Юрию Лужкову от московской центральной церкви христиан веры евангельской "Эммануил" // Портал-Credo.Ru. 14 июня 2006.

31 Благодаря открытому письму пастора церкви "Эммануил" Александра Пуршаги с требованием прекратить гонения, столичным властям пришлось отступить // Портал-Credo.Ru. 21 июня 2006.

32 Нижегородская область: "Свидетелям Иеговы" отказали в предоставлении земельного участка для строительства лекционного зала // Портал-Credo.Ru. 24 января 2007.

33 Арбитражный суд Москвы поддержал церковь ЕХБ, требующую от администрации Балашихи переоформления участка в собственность // Центр "СОВА". 6 июня 2007.

34 Арбитражный суд Калужской области признал незаконным изъятие земельного участка у церкви "Слово жизни" // Поортал-Credo.Ru. 11 июня 2007.

35 Информация Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода. 2007.

36 По требованию ветеранов-"афганцев" в Оренбурге приостановлено строительство мечети // Портал-Credo.Ru. 24 июня 2006.

37 В Москве у Дома правительства впервые будет организован пикет в защиту прав российских мусульман // Портал-Credo.Ru. 7 апреля 2006.

38 Верховный суд РФ поддержал решение о сносе мечети в Астрахани // Портал-Credo.Ru. 30 августа 2006.

39 Верховский А., Сибирева О. Проблемы реализации свободы совести в России // Центр "СОВА" 22 марта. 2007.

40 Там же.

41 Арбитражный суд отказал прокурору, выступившему против строительства мечети в Костроме // Центр "СОВА". 30 мая 2007.

42 Новоильинская церковь ХВЕ отстояла право собственности на здание дома молитвы в Новокузнецке // Портал-Credo.Ru. 13 мая 2006.

43 Власти Пермского края снова проиграли суд, направленный против епархии христиан веры евангельской // Портал-Credo.Ru. 24 января 2007.

44 У пермской церкви ХВЕ "Новый Завет" пытаются отобрать здание бывшего Дворца культуры // Портал-Credo.Ru. 24 августа 2006.

45 Верховский А., Сибирева О. Указ соч.

46 Там же.

47 Региональный доклад. Санкт-Петербург. 2007.

48 Москва: агентство по управлению федеральным имуществом пытается отобрать у пятидесятнической церкви молитвенный дом // Портал-Credo.Ru. 20 января 2006.

49 Региональный доклад. Саратовская область. 2007.

50 Два католических прихода на юге России не могут получить разрешение на использование своих храмов // Портал-Credo.Ru. 19 мая 2006.

51 Свято-Ольгинский храм РПАЦ в Железноводске с помощью казаков и сотрудников ОМОНа передан в ведение Ставропольской епархии РПЦ МП // Портал-Credo.Ru. 3 апреля. 2006.

52 Семинаристы во главе со священником РПЦ МП сорвали проведение конференции "Путь к себе" в Ярославле // Портал-Credo.Ru. 13 февраля 2006.

53 Милиция Красноярска задержала активистов "Фалуньгун", протестовавших перед зданием краевой администрации против репрессий в Китае // Портал-Credo.Ru. 12 июля 2006.

54 Информация отдела по связям с общественностью Центра обществ сознания Кришны в России. 2007.

55 Региональный доклад. Республика Коми. 2007.

56 Региональный доклад. Республика Калмыкия. 2007.

57 Региональный доклад. Красноярский край. 2007.

58 Региональный доклад. Красноярский край. 2007.

59 В ходе празднования Международного дня "Фалунь Дафа" в Нижнем Новгороде задержаны восемь практикующих // Портал-Credo.Ru. 14 мая 2007.

60 Информация Отдела по связям с общественностью Центраобществ сознания Кришны в России. 2007.

61 В городе Узловая Тульской области милиция пытается разогнать фестиваль христианской музыки, организованный баптистами // Портал-Credo.Ru. 6 июня 2007.

62 Правоохранительные органы города Иваново пытаются запретить верующим дарить людям Евангелия // Портал-Credo.Ru. 18 мая 2006.

63 Информация предоставлена Информационным агентством, освещающим вопросы свободы совести и прав верующих, независимой правозащитной инициативой "Проект "Ковчег".

64 Пастор Сандей Аделаджа считает, что его не пустили в Россию из опасения "экспорта оранжевой революции" // Портал-Credo.Ru. 31 мая 2006.

Продолжение следует


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования