Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Переписка Архиепископа Мелетия и П.Г.Хорева. Эпизод из истории старообрядчества конца 1920-х гг. [древлеправославие]


Знакомясь с перепиской людей, давно ушедших, всегда пытаешься представить их себе. Ведь минули десятилетия, а в письмах как бы бьется пульс того давнего времени, и рассказано о событиях по самым горячим следам, с репортажной точностью очевидца. В письмах "день пришпилен", как выразился однажды М. Пришвин.

Ниже публикуется переписка архиепископа Мелетия и Петра Григорьевича Хорева. О первом известно немало. Все-таки глава церкви. О втором ничего, кроме места жительства - хутор Вислый и возраста - 25 лет. Когда завязалась эта переписка, архиепископу Мелетию было около семидесяти лет. Письма эти - своеобразный диалог разных поколений старообрядцев. Но интересны они не только тем, что приоткрывают особенность характера архиепископа Мелетия: глава Церкви, миллионного старообрядчества, загруженный сложнейшими делами вдруг начинает переписываться с каким-то юнцом, которого поначалу и за старообрядца не принял, советовать ему книги... Дело в том еще, что в своем собеседнике он увидел человека, не желающего идти вслед за безбожным веком и принять его разрушающие душу "ценности"; в письмах Хорева пронзительно звучало и звучит стремление остаться во что бы то ни стало самим собой, со своей верой - в его 25 лет. За письмами, что приходили к пожилому архиепископу из хутора Вислый, стоял вполне самостоятельный человек с утвердившимся характером, жаждущий веры в то время, когда кругом закрывались храмы и над верующими смеялись.

Может быть, в этой переписке окажется что-то интересное для сегодняшней старообрядческой молодежи. Все-таки один из авторов вполне вписывается в те возрастные рамки, которые, по крайней мере в наши дни, позволяют отнести человека к той группе, которую принято называть молодежью. Да и в самом деле, разве не заслуживает симпатии, разве не привлекает в Хореве такая черта, как его стремление бороться против безбожия в меру своих возможностей, понимаемое как нравственный императив, как долг, и сквозящее в безыскусном стиле его письма... Впрочем, письма расскажут об этом старообрядце лучше.

В заключение остается сказать, что сведений о дальнейшей судьбе Хорева пока выявить не удалось. Письма архиепископа Мелетия публикуются по их машинописным копиям с исправлением опечаток. Письма П.Г. Хорева - по автографам (из них лишь одно письмо написано чернилами, остальные - карандашом), с небольшими сокращениями, не искажающими смысл писем и необходимыми только для облегчения чтения, с исправлением орфографических ошибок, описок. В некоторых запутанных местах применена для облегчения понимания и чтения стилистическая правка. Публикация ориентирована на современную орфографию и пунктуацию. Письма хранятся в архиве митрополии РПСЦ (Переписка архиепископа Мелетия и П.Г. Хорева (хутор Вислый). - 1929 г. -Л. 1-11об.).

1

П.Г. Хорее - архиепископу Мелетию

Г.И.Х.С.Б. П.Н.

Патриарху Мелетию!!
Благоговейно пребывать пред Господем во
вся дни жизни своей!

Как только я услышал весть от отца Иоанна о том, что у нас есть еще истинные защитники веры Христовой, то я поспешил к составлению этого письма, чрез которое надеюсь получить себе душевную пользу.

Я хочу напомнить, что в настоящие годы, как это является не секретом, народ совершенно отступает от веры, внимая духам обольщения и учению, которое чуждо здравому человеческому разуму, которое нагло и без стыда разразилось над истинноверующими в Исуса Христа Бога, в особенности над молодым народом, которому представляется, что будто бы его выводят из какой-то замкнутости. Но это только так кажется неопытному юношескому сердцу, которое не хочет от своей юности вникнуть в бытие Божие и рассмотреть дело рук Его, которое при первом воззрении на мир Божий в одно мгновение представит в уме их Творец. На моей родине, где я живу, это х<утор> Вислый, имеется такое безбожие [и безбожники], которые привлекли на свою сторону немалое число молодежи. Хотя еще есть колеблющиеся, и те смотрят туда же. Но я ничуть не согласился с их мнением и приступил к изучения этого дела, и увидел, как беспочвенен их научный прогресс.

Итак, с<вятыи> отче, в настоящее время никак не допускают говорить в защиту веры Хр<истовой> церковных служителей, миссионеров и т.д., то мне это очень доступно, и я убедил своим убеждением некоторую часть из молодежи, которая согласилась вечно пребывать в вере в Бога.

То я, отче, обращаюсь к Вам с покорною просьбою, может быть у Вас есть тот материал, который будет погашать безбожество, и если есть это, то пришлите по почте, и если это будет дорого стоить, то вы пришлите выписями в виде письма. Просьба моя если не затрудняет, то сделайте это поскорей, потому что время зимнее, делов мало, молодежь собирается часто в библиотеке и при лекции будет возможно безбожество рассеивать. Я писал это епископу Геннадию1, тоже просил об этом, но он мне ответил только цену книг: то жизнь святых, которые не являются для убеждения атеистам.

Итак, с<вятыи> отче, теперь я познакомлюсь с Вами... душевными очами: я хлебороб хутора Вислого, старообрядец, священнослужитель у нас о. Иоанн Силантьев. Я исполняю в церкви долг певцов и ревностно исповедую Бога.

Итак, я буду счастлив тогда, когда получу вскоре ответ. Адрес: Д<онская> обл<асть>, Ростов<ский> округ, Семикаракорского района хутор Вислый, гр<ажданин> Хорев Петр Григорьевич. Может, отче, есть у тебя под руками какое назидательное слово? То вложите в конверт и пришлите. Я слышал, что у Вас есть консультант, то пропишите. Слышал, будто можно подпись иметь на журнал. Если это есть, то я сгруппирую подписчиков <...>.

Письмо не датировано.

2

Архиепископ Мелетий - П. Г. Хореву

Марта 15/28 дня 1929 г.

Г.И.Х.С.Б.П.Н.

Православный христианин Петр Григорьевич!

К сожалению, я не знаю Вас лично и ничего вообще о Вас никогда не слышал. В письме же своем Вы затрагиваете самые серьезные вопросы. Посему прошу Вас прислать удостоверение от своего священника о. Иоанна Силантьева, что действительно Вы являетесь служителем храма и трудитесь на пользу Церкви, и тогда я отвечу на Ваши вопросы.

В письме своем Вы меня называете патриархом, но я ведь только архиепископ. В обращении именуете меня "отче". Это, конечно, мелочь, но, однако, эти обстоятельства дают повод думать, что Вы очень плохо знаете старообрядчество и его обычаи. Я ничего не утверждаю, может быть Вы и хороший христианин, однако я должен знать, с кем имею дело.

Призываю на Вас Божие благословение.

Смиренный Мелетий, архиепископ Московский.

3

П.Г.Хорев  - архиепископу Мелетию

Г.И.Х.С.Б.П.Н.

1929, 12/IV.

Архиепископу Мелетию, здравствовать!!

С получением Вашего письма, которое было пущено 28 марта, увидел его содержание. Конечно, я прошу извинения лишь в том, что я не знал Вас, что Вы не соответствуете дол<жности> патриарха, а именно архиепископ. Но когда я дохожу до следующей строки, то я начинаю задумываться, что в обращении я Вас именовал "отче", и Вы сочли это за мелочь. Верно, может быть для Вас это и считается за мелочь, но для моего усердия к Вам я счел это долгом. Прежде чем приступить к составлению этого письма, я унизил себя пред тем, кому я пишу. Хотя и в Евангелии сказано, что "не называйте на земле отцом никого, ибо у вас один Отец, который на небесах". Так это верно, но я Вас именовал лишь только по духу, потому что дух, живущий в истинноверующих, тем более в служителях Господа Исуса Хр<иста> усыновляющих, взываем "Авва Отче".

Далее. Ваше письмо коротко, которое не удовлетворило моего желания <...> Несмотря на свои безрезультатные просьбы, я приступаю к следующему составлению письма. <...> Я не для того пишу, чтобы иметь с Вами знакомство (которое хотя не мешает), но я пишу для получения своей душевной пользы, так как в настоящее время требуются большие материалы для уничтожения безбожества, а ведь такие книги не найдешь именно в избе-читальне, потому что их только можно найти у священнослужителей церкви. Далее, Вы пишите в своем письме: пришлите удостоверение от св<ященника> Иоанна Силант<ьева>, что действительно Вы являетесь служителем храма и трудитесь на пользу церкви, тогда я отвечу Вам... Что Вы будете отвечать? Мне ответа письменно не нужно, я только задал вопросы для того, чтобы Вы их разобрали и дали форменные материалы или, короче говоря, книги, которыми можно руководствоваться против безбожества, конечно за деньги. Далее. В сказанном Вами слове, которое затронуло меня, что действительно ли я являюсь служителем храма и только трудился бы на пользу церкви - и тогда Вы ответите, это значит, если бы я был священником что ли? Тогда Вы ответили бы?.. Я христианин и сильно верующий, и исполняю в церкви долг певцов, вот и мое служение. Ну а если я не священнослужитель и доступно мне разговаривать в любом месте о Божестве? И если мне и [благодаря] моим знаниям удастся привлечь большинство народа к вере Христовой - тогда это не труд на пользу Церкви? Не только труд, но и большая награда. Затем, если Вы находитесь в сомнении обо мне, так это не только священник знает меня, но и епископ Геннадий, который может подтвердить. Я с ним нахожусь тоже в письменном знакомстве. Затем я прошу Вас, простите в моих словах, которые, может быть, наведут оскорбление на Вас. Теперь я Вас буду просить об одном и том же, есть ли у Вас книги, такие именно: о личности Исуса Христа, о его учениях, и о бытии Божием и Его творении, и против безбожества (с большим разъяснением). И если это есть, то пришлите по почте. Я обязуюсь заплатить, как удостоверяет и от<ец> Иоанн Силантьев. <...>

...В настоящее время следует быть примерным пастырем, подавая пример стаду, и не тщеславиться. А давайте согласимся, что за наши грехи постигла нас такая печальная жизнь, потому что и сейчас есть такие св<ященно>служители, которые только и стремятся, чтобы получить земное удовольствие, и вот этим-то примером затворяют Царствие Божие. Надо одушевлять не только словом, но и благочестивым примером. Есть даже и [такие, которые] совершенно отступили от веры Хр<исто-вой>, именно как свящ<еннослужители> никониане. Может быть они тоже, как бы по своему знанию думают, что нет Бога - нет, далеко ошибаются. А мое мнение такое, что хотя бы отступили во всем свете священ<ники>, патр<иархи>, епископы, сказали, что мы вас обманывали - и тогда я бы выступил против. Во-первых, указал на чудесное устройство человека, которое посрамило бы их как злодеев, увлекшихся мирскими благами, [и которые] не хотят претерпеть в этой испытательной жизни.

Итак, я желаю Вам от Господа крепости духовной, на которой Вы бы могли устоять, и... продолжения Ваших дней, чтобы, на Вас взирая, продолжать жизнь и веру во Хр<иста> Ис<уса> и Бога нашего!

Это мне рассудилось написать в виду того, что мне однажды пришлось быть в городе Новочеркасске, и приходил я однажды с своим сопутником к никонианскому митропол<иту> вроде, да по делам, вечером... Время позднее, ночевать негде, то он ответил, чтобы якобы часы отошли, придете завтра, и я вам дам свое решение, а в дом не ввел. Куда это годится, это языческий обычай <...>.

4

Архиепископ Мелетий - П. Г. Хореву

Г.И.Х.С.Б.П.Н.

16 апреля 1929 г.

Православный христианин Петр Григорьевич!

Получил второе Ваше письмо, вместе с ним и удостоверение от о. Иоанна Силантьева. Вот с самого начала надо бы Вам сделать так. Я в своем первом письме отнесся к Вам с подозрением и вовсе не считаю это со своей стороны нетактичностью, ибо не мог Вас принять за старообрядца, так как именуете меня патриархом, а в обращениях называете "отче". Мне тогда представилось, что этот человек не знает, какие степени, или, точнее, пожалуй сказать, звания ныне существуют в нашей Христовой Церкви. Причем опытами мы научены, что вовсе нестарообрядцы выдавали себя за таковых и ставили в неловкое положение епископов. Так, будучи до некоторой степени в данном случае осторожным, и я попросил от Вас удостоверение.

Я ношу титул смирения и никогда ни в чем не превозношусь. Посему Ваш упрек несправедлив.

Если бы <Вы> оказались не член церкви, то естественно, я морально не должен бы Вам отвечать. Вот причина, заставившая меня сделать Вам запрос.

Неверно Вы также говорите, что с мирянином я не считаю нужным разговаривать. Нет с мирянами мы говорим и переписываемся, если в этом есть надобность и если человек искренен.

Адрес мой таков: Москва, 4, Новоселенский пер., 4, архиепископу Мелетию.

Никакого журнала у нас, к сожалению, в данное время не издается.

В храмах в Москве мы пока, благодарение Господу Богу, молимся.

Теперь скажу Вам относительно книг по вопросам апологетического характера. Их раньше было напечатано немало, а теперь нигде ничего подобного не издается, и купить эти книги можно только как-либо по случаю. Я, пожалуй, не сумею Вам в данный момент дать более или менее полный список апологетической литературы, но кое-что перечислю:

1. Лютард, "Апология христианства"2.

2. Геттингер, "Апология христианства"3.

3. Гладков "Толкование четвероевангелия"4.

4. Его же "Общедоступные рассказы из Библии".

5. Проф<ессор>Покровский А.И. "Первобытная библейская религия"5.

6. Табрум "Религиозные верования современных ученых"6.

7. Философия Кудрявцева-Платонова7.

8. Светлов "Религия и наука" 8.

9. Его же "Курс апологетики".

10. Его же 1 и 2 тома.

11. 1 и 2 тома сочинений проф<ессора> Богословского9.

12. Полюмурат "Идея о Боге" 10.

13. Фламмарион "Бог в природе"11.

Призываю на Вас мир и Божие благословение.

5

П. Г. Хорее - архиепископу Мелетию

Г.И.Х.С.Б.П.Н. 3/VI - 29г.

Высокопреосвященнейший архиепископ Мелетий!!!

Письмецо Ваше получил, которое было пущено 17 апреля (12), а получено 1 июня.

С получением Вашего письма я очень был на этот день удовлетворен своим желанием, потому что увидел целый каталог исчисленных Вами литератур, из которых меня заинтересовали следующие: "Религия и наука" Светлова, его же 1 и 2 тома, "Идея о Боге" Полюмурата, "Бог в природе" Фламмариона.

Теперь я обращаюсь к Вашему высокопреосвященству, чтобы Вы постарались уважить мою просьбу - как бы их доставить, и если бы так аккуратно запаковать и прислать их в качестве посылки. Таким же образом можете получить и деньги. И если это будет невозможно, то с большим терпением придется ожидать Освя<щенного> Собора, посредством которого Вам удастся передать либо епископу Геннадию, или же отцу Иоанну.

Итак, Высокопреосвященнейший архиепископ Мелетий, простите меня за мое письмо, которое могло волновать Ваши чувства - только лишь потому, что ошибочно понял характер Вашего первого письма, и может быть по этой моей ошибке со стороны моего господина я не ощущаю в этом полученном письме к себе великодушия, но все-таки вижу Ваше смирение.

Далее Вы подчеркнули, назвали меня человеком, не знающим, какие звания существуют в нашей Христовой Церкви, потому что я Вас именовал патриархом и "отче", и Вы в этом правы, по существующему обряду приписать меня к незнающим. Но дело ведь в следующем. Конечно, я не ученый, не оканчивал никакие высшие учебные заведения, а был я, как и в сие время, простым человеком, хлеборобом, и во время империалистической и гражданской войн я остался без отца 15-ти лет моего юношества. И видел в эти моменты, как мои товарищи дерзали вышнего. Мною было заметно, как страх овладел моею душою, которая невольно трепетала в моем смертном теле, и отселе я дал себе урок, что верить в Бога Господа нашего Исуса Христа - это есть величайшее благородие не только на земле, но и на небесах. И так доходя до 25-летнего возраста, я видел, как падали в заблуждение - и кто? Люди как будто с хорошим образованием (против меня) и знающие обряды, и хорошее красноречие, и хорошее поведение, и была хорошая кротость и спокойное отношение к Церкви и ее служителям (но только лицемерное). И что же? Все эти благородные при моих глазах впадали в область сатаны, а я благодатию Божию остался на том основании, которое есть Исус Христос, и с тех пор и сейчас в моем уме осталось такое знание, и отвечаю безбожникам по астрономической части, и кто Бог по своему существу, и как должен человек угождать Ему. И даже мне как неученому приходилось в больших быть беседах с безбожниками, которые были из округа, ученые-то. Я с ними не только беседовал, а даже ставил им "тупые" вопросы, на которые они обещались ответить письменно, и до сих пор отвечают.

Конечно, что старообрядческие звания, ныне существующие в нашей Христовой Церкви - я не знаком с этим, и когда дошло дело, чтобы приобрести для себя соответствующие материалы, то я думал поискать в своей епархии, и потому обратился как к высшему чину, и представил в своем уме слово "патриарх".

Далее Вы подчеркиваете, что в моем письме будто я говорю, что с мирянином Вы считаете ненужным разговаривать. Напрасно Вы так поняли. Я... только соизволил отрекомендовать свое письмо первый раз. А во-2-х я живу от Вас за 1000 верст и не знаю, ведете ли переписку и занимаетесь ли разговорами с мирянами. Я знаю, что от Вашего смирения не должно быть, чтобы Вы не разговаривали, простите, я ведь писал об никонианах, как мне приходилось встречаться с ними в Новочеркасске. <...>

Я теперь пропишу, как у нас праздновалось на празд<ник> Светлого Воскресения Г<оспода> н<ашего> Ис<уса> Христа. Противники, которые злоумышляют на общество верующих, в Великую субботу учинили свои сатанинские затеи, устроили танцы, игры, маскарады и призывали верующую молодежь. Но в результате оказалось, что не только верующие, даже и комсомольцы двое ушли в церковь <к> великороссийцам. Ихняя затея оказалась сорванной, только дали критику одному мне, хотели этою наглостию разрушить мою веру. И что же вижу я после? Священник, который служил в хуторе Большой Мечетный (великороссийский), муж красноречивый, ему своим умным подходом пришлось возвратить не только одних верующих, но и неверующих партийных, то его приехали на катере и тайком увезли. Как раз под Николая, когда он готовил певцов. Жители этого не знали. Когда узнали, то пешие бежали, хотели возвратить, но напрасно. Теперь общество ходатайствует.

А теперь у нас такое несчастие: о. Иоанн отказался от службы ввиду большого налога, который выражается в 250 пудов хлеба, и на уставщика 40 пуд. Может, он только заявил предварительно, но думать можно, что и навсегда. Такая судьба нашего прихода.

Ваши письма очень долго идут. Потрудитесь послать доплатное, которое, хотя Вы не уплатите, так я могу. Итак, дай Вам Бог прожить в хорошем благополучии.

На Вас писать - адрес очень сомнителен, потому что бывает пересмотр, и я пишу, как и писал.

Адрес: Д.О. Шахтино-Донецкого округа,
Константиновского РИКа, хутор Вислый.

Хорее Петр Григорьевич.

6

Архиепископ Мелетий - П.Г.Хореву

Г.И.Х.С.Б.П.Н. Июня 5 дня 1929 г. Благоговейный христианин Петр Григорьевич!

Получил Ваше письмо, на которое спешу ответить.

Прежде всего хвалю Вашу ревность о Господе и Ваше стремление к защите Церкви Христовой.

Что же касается книг апологетического характера, то я должен Вам сказать, что их теперь едва ли где можно купить, разве только как по случаю у какого букиниста остались. Но торговли этими книгами в данное время нигде нет. Посему при всем моем желании помочь Вам я не могу. Если бы была возможность достать эти книги в Москве, то мы прислали бы Вам.

Я на Вас не обижался и не обижаюсь, прошу и на меня не гневаться. Смирение и любовь - это первое и самое высшее благо для христианина.

Очень печально, что необходимость земной жизни привела о. Иоанна Силантьева, хоть по-видимому и временно, но отказаться от службы...

Адрес мне пишите прямо: Москва, 4, Новоселенский переулок

4, для меня.

Видя Вашу ревность и просьбу, и желая помочь Вам, могу предложить Вам следующее: напишите нужные для изучения Вам вопросы и мы кратко ответим Вам.

Призываю на Вас мир и Божие благословение.

7

П. Г. Хорев - архиепископу Мелетию

Г.И.Х.С.Б.П.Н. 7/VIII. 29 г.

Высокопреосвященнейший архиепископ Мелетий

Уведомляю Ваше смирение, почтенное письмецо Ваше получил. Которое было пущено 2 июня (13), а получено 25 июня, содержание его видел, за Вашу благодетель и попечение ко мне приношу Вам великую благодарность, спаси Вас Христос.

Печальная для меня картина, что не нашлось этой книги, которую я просил: "Жизнь Ис<уса> Хр<иста>" Фаррара (14). Теперь в виду такого обстоятельства я заношу покорную просьбу к Вашему высокопреосвященству, прошу ответить хотя на мои необходимые вопросы.

Именно: безбожн<ики> говорят, что Исус Христос шел не по водам, когда разрешил пойти ап<остолу> Петру, а по берегу (я, конечно, смеюсь над этою глупостью согласно Еван<гелию>, но все же решил представить Вам на разрешение этот вопрос). Далее, если Бог имеет такое величество и окружен великою славою, то как Он мог скрыться от наших глаз в небесном пространстве? Потом от меня именно вопрос. Почему такая разница у евангелистов, именно: Ев<ангелие> от Марка, гл. 5, где говорится: "И когда вышел Он (т.е. Ис<ус>Хр<истос>) из лодки, тотчас встретил Его человек, вышедший из гробов, одержим нечистым духом" (в котором был легион) и Еван<гелие> от Луки, гл. 8, ст. 27, тоже пишет: "Встретил Его один человек, из города, одержимый бесами. А Ев<ангелие> от Мат<фея>, глава 8, ст. 28 пишет, что встретили Его 2 бесноватых. Вот те вопросы, которые прошу разъяснить письменно.

Итак, Высокопреосвященнейший архиепископ Мелетий, ввиду того, что нет такого материала: "Ж<изнь> Ис<уса> Хр<иста>" Фарр<ара>, я вношу заочно покорную просьбу, чтобы Вы дали точный адрес; от царицынского священ<ника> или еще от кого я слышал, что там происходят диспуты с безбож<никами>, может посчастливится найти этот материал.

Далее. Я писал в предыдущем письме, что о. Иоанн имел предварительный отказ от богослужен<ия>. Теперь, слава Богу, о. Иоанн, благодарение Господу Богу, молится. В оказание помощи в его нужде приход внес посильную помощь, в чем о. Иоанн доволен. Итак, желаю от всего сердца, дай Вам Бог в жизни временной и вечной всего хорошего.

Прошу Ваше смирение, простите за мое письмо, в котором, может быть по неопытности своего ограниченного ума, затронул неподходящие вопросы от безбожеского веяния.

Итак, жду от Вашего смирения милостивый ответ.

<...>

8

Архиепископ Мелетий - П. Г.Хореву

Г.И.Х.С.Б.П.Н.
Августа 26 дня 1929 г.

Православный христианин Петр Григорьевич!

Письмо Ваше от 7-го августа с<его>/г<ода> я получил и по Вашей просьбе кратко отвечаю на Ваши вопросы.

1) Прежде всего скажу об изгнании духов злобы из бесноватых Господом нашим Исусом Христом. Он, Сын Божий, является в страну Гадаринскую, как повествуют евангелисты Марк (гл. 5) и Лука (гл. 8), а Матфей-евангелист эту страну называет Гергесинской (гл. 8). То и другое правильно, ибо в этой стране были два города: Гадары и Гергесс. По имени этих городов и страна сия называлась различно. Здесь Исуса Христа встретили два бесноватых. Но Марк и Лука говорят об одном бесноватом. Святые отцы, а в особенности св. Иоанн Златоуст, а также и ученые-экзегеты(15) говорят, что бесноватых было два, и между евангелистами никакого противоречия в данном повествовании нет. Если бы Лука и Марк сказали: был один бесноватый, а другого не было, тогда бы было противоречие, а здесь только различный образ повествования, и больше ничего. Все эти толкователи говорят: бесноватых было два, но один был очень свиреп, а другой по сравнению с ним был едва заметен. Посему евангелисты Марк и Лука о последнем не упоминают. Матфей же, не делая подробного повествования об этом чуде, кратко сказал, что Исуса встретили два бесноватых. Он имел в виду и свирепого, и малозаметного. А Марк и Лука, как уже мы сказали, о втором, спокойном, не творившем ничего ужасного, не упомянули. Свирепого бесноватого связывали цепями, но он их разрывал. В страшных муках свирепый бесноватый кричал и бился о камни, наводя на всех страх, видевших это. И жил он во гробах, т.е. в таких пещерах, где погребали мертвецов. Ничего подобного не было со вторым бесноватым, вот почему два евангелиста и не упомянули о нем. И Матфей евангелист если бы подробно повествовал о сем событии, то тоже, вероятно, упомянул бы только об одном, но так как он говорит об этом как бы мимоходом, то можно было сказать и о другом, непохожем не первого. Свирепый бесноватый подошел к Христу и кланялся, ибо он был сильно мучим.

2) Евангелие повествует, что Христос позвал Петра и он шел к нему по водам. Но откуда же взяли, что Петр шел по берегу, а не по водам, чем это могут подтвердить?

3) Мир потусторонний, небесный, духовный мир скрыт от наших телесных очей. Обитая на грешной земле, в этом мире мы ничего не видим, что совершается в небесном мире. А вот когда разрешимся с этою плотью и переселимся в Вечный Мир, тогда мы все увидим и узнаем. Своими глазами мы видим поверхность звезд, это все не то, что якобы мы видим Вечный Мир. Итак, Христос находится в том Мире, который мы своими грешными очами не можем видеть. Там, в Мире Вечном, блистает и слава Божества. Там чертоги Царства Небесного, там тьмы тех Сил Небесных. И когда мы придем в тот Мир, то все увидим: и места славы и блаженства, и места вечных мучений.

Когда этот земной мир окончит свое существование и когда ему надлежит сгореть от небесного огня, то тогда Христос явится на землю во всей Своей славе, со всеми силами небесными, тогда славу Его увидят и те, которые до того времени еще останутся живущими на земле. Вот когда мы увидим славу Божества. Но переселившись...(16)

Призываю на вас мир и Божие благословение.

-----------------

Примечания

(1) Епископ Геннадий Донской (Георгий Лакомкин).

(2) Эрнст Христофор Лютард (1823-1902) - профессор Лейпцигского университета, автор книг "Апология христианства", "История апостольской церкви".

(3) Франц Геттингер (1819-1890). Его книга "Апология христианства" (в двух частях) была переведена и издана в России в 1870-х годах.

(4) Борис Ильич Гладков  (1847-?) - духовный писатель, с 1911 года - председатель учрежденного им Всероссийского Трудового союза христиан-трезвенников. Автор книг "Общедоступное толкование Евангелия" (1906 г.), "Библия в общедоступных рассказах" (1907 г.),"Граф Л.Н. Толстой как богоискатель" (1914 г.), брошюр о вреде пьянства. Книга "Толкование Евангелия" (1905 г.) была переиздана в 1991 году московским издательством "Столица".

(5) Покровский Александр Иванович - автор ряда книг по истории раннего христианства. В письме архиепископа Мелетия, по-видимому, имеется в виду его книга "Библейское учение о первобытной религии". Книга была издана в 1901 году.

(6) Артур Табрум - английский религиозный писатель. Книга "Религиозные верования современных ученых" на русском языке вышла в 1912 году.

(7) Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов (1828-1892) - философ. Преподавал логику и историю наследнику Николаю Александровичу. В своих работах касался вопросов дарвинизма, позитивизма, материализма, обосновывая идеи Божиего бытия.

(8) Павел Яковлевич Светлов - протоиерей господствующей церкви, доктор богословия, профессор богословия Киевского университета, автор многочисленных брошюр и книг. Книга "Религия и наука" вышла в 1914 году. В списке архиепископа Мелетия имеется также в виду книга Светлова "Курс апологетического богословия" (в первом издании - "Курс богословия (апологетического)"). В пункте десятом имеется в виду книга "Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения". Книга представляет собой переработанный курс лекций, который П.Я. Светлов читал в Нежинском историко-филологическом институте в 1889-1893 гг.

(9) Михаил Измаилович Богословский (1807-1884) - протоиерей Успенского собора в кремле, доктор богословия.

(10) В подлиннике - именно так. Имеются в виду книги Люи Мюрата и Поля Мюрата "Идея о Боге по современному состоянию естественных наук. Твердь небесная. Атом. Растительный мир" и "Идея о Боге по современному состоянию естественных наук. Чудеса человеческого тела". Они были переведены с французского и изданы в России в первой половине 1910-х годов.

(11) Николя Камиль Фламмарион (1842-1925) - французский астроном, популяризатор астрономии, метеорологии. Книга "Бог в природе" выходила в русском переводе в девятнадцатом веке и в 1900 году.

(12) В черновике опубликованного выше письма архиепископа Мелетия стоит дата 16 апреля, которая и сохранена. В беловом автографе, очевидно, была поставлена иная дата - 17 апреля, на которую и ссылается П.Г. Хорев.

(13)Копия письма архиепископа Мелетия датирована 5 июня.

(14) Фредерик Вильям Фаррар (1831-1903) - английский писатель и проповедник, автор книг "Жизнь и труды святого апостола Павла", "Жизнь и труды свв. Отцов и учителей церкви". Его "Жизнь Исуса Христа" (мы сохраняем орфографию авторов переписки) не упомянута в списке литературы, предложенной архиепископом Мелетием в письме от 16 апреля 1929 года. Очевидно, речь о ней шла в неизвестном нам письме.

(15) Экзегетика - раздел теологии, занимающийся толкованием текстов Священного Писания.

(16) В копии письма машинописные строки, напечатанные через копирку, наезжают друг на друга и продолжение фразы невозможно разобрать. Этим письмом заканчивается переписка архиепископа Мелетия и П.Г. Хорева.

Приложение к журналу "Церковь", выпуск № 1, 2005


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования