Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Свт. Киприан Карфагенский. Книга о благе терпения


КНИГА О БЛАГЕ ТЕРПЕНИЯ

Намереваясь говорить с вами, возлюбленнейшие бра­тья, о терпении и желая изобразить пользу его и выгоды, с чего лучше всего начать мне, как не с указания на необ­ходимость в настоящее время терпения, с вашей стороны, для выслушания меня, так, чтобы терпением могло сопро­вождаться и то, что ныне услышите, и то, чему научитесь, потому что поучение и спасительное слово деятеля усвояется только тогда, когда с терпением выслушивается то, о чем говорят. Да и между различными мерами небесно­го благочиния, которыми дастся правильное направле­ние учению, ведущему к достижению Божественных на­град упования и веры нашей, я не нахожу, возлюбленнейшие братья, ничего столь важного и полезного для жизни, столь необходимого для снискания славы, как требова­ние — чтобы мы с благоговением и преданностию, опира­ясь на повиновении Господним заповедям, преимуще­ственно со всяким тщанием хранили терпение. О нем заботились и философы, как они сами сознаются в этом. Только их терпение так же было ложно, как была ложна их мудрость. Ибо как мог быть мудрым и терпеливым тот, кто не имел понятия ни о мудрости, ни о терпении Божием? Тем более, что Сам Бог о тех, которые почитают себя в этом мире мудрыми, делает следующее замечание: погублю премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю (Ис. 29, 14). Божественный апостол Павел, испол­ненный Духа Святого, посланный для призвания и на­учения язычников, также говорит в наше наставление: блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе: яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне (Кол. 2, 8-9). И в другом месте: никтоже себе да прельщает! Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да пре­мудр будет. Премудрость бо мира сего буйство у Бога есть, писано бо есть: запинаяй премудрость в ковар­стве их (1 Кор. 3, 18-19). И еще: Господь весть помыш­ления человеческая, яко суть суетна (Пс. 93, 11). Таким образом, если нет там истинной мудрости, то не может быть там истинного терпения. Если мудрый есть вместе смирен и кроток, - а мы не видим философов ни сми­ренными, ни кроткими, напротиввсегда много мечта­ющими о себе, и потому самому, что много они думают о себе, неугодными Богу: то явно, что нет истинного терпе­ния там, где существует непомерная дерзость притворной свободы и безответное тщеславие хвастливого и полуот­крытого сердца.

Что касается до нас, возлюблепнейшие братья, то мы, будучи философами не на словах, а на деле, ценя премуд­рость не по одежде, но по истине, — мы, которые созна­ние добродетелей ставим выше тщеславия, - говорим немного, но живем как слуги и почитатели Бога, — мы должны в духовном повиновении проявлять то терпение, которому научаемся из Божественных наставлений. Эта добродетель у нас обща с Богом; от Него терпение начи­нается; от Него слава и достоинство терпения получают свое происхождение. Начало и величие терпения от Бога. Человек должен любить то, что любезно Богу и величие Божие предлагает ему то благо, которое само любит. Если же Бог Владыка и Отец наш, то будем подражать терпе­нию Владыки и вместе Отца, потому что как слуги долж­ны быть покорны, так и детям неприлично быть выродка­ми. А каково и как велико терпение в Боге! Допуская с необыкновенным долготерпением существование язычес­ких храмов, построенных людьми в поношение Его вели­чия и славы, допуская земные вымыслы и святотатствен­ные жертвоприношения, Он возводит день, и сияет солн­це одинаково как для добрых, так и для злых, и — когда орошает дождями землю, никто не исключается из Его благодеяний, так что дожди безразлично изливаются сколь­ко для праведных, столько же и для неправедных. При всегдашнем одинаковом ровном долготерпении Его, мы видим, что, по Его мановению, злым и добрым, благочести­вым и нечестивым, благодарным и неблагодарным пови­нуются времена, служат стихии, дуют ветры, текут источ­ники, тучнеют жатвы, созревают виноградные кисти, преизобилуют плодами сады, зеленеют рощи, цветут луга. И, несмотря на то, что огорчают Бога частыми, или лучше постоянными оскорблениями, Он умеряет Свое негодова­ние и долготерпеливо ожидает однажды предопределенно­го для воздаяния. Имея полную власть сотворить отмще­ние, Он лучше желает продолжить терпение, то есть мило­стиво долготерпит и отлагает на другое время, чтобы, если можно, слишком далеко простертая злоба могла, наконец, измениться, и чтобы человек, зараженный пороками и зло­деяниями, хотя поздно обратился к Богу, как он Сам напо­минает о том, говоря: не хощу смерти грешника умираю­щего..., но еже обратитися ему... и жити (Иез. 18, 32). И еще: Обратитеся к Господу Богу вашему, яко милос­тив и щедр есть, долготерпелив и многомилостив и раскаяваяйся о злобах (Иоил. 2, 13). Божественный апостол Павел, имея в памяти эти слова о призывании грешника к покаянию, обращается к нему со следующими словами: или о богатстве благости Его и кротости и долготерпе­нии нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сер­дцу собиравши себе гнев в день гнева и откровения пра­ведного суда Божия, Ижв воздаст коемуждо по делом его (Рим. 2, 4-6). Назван суд Божий праведным, потому что он поздний, потому что надолго и много раз откладывает­ся, чтобы долготерпение Божие послужило человеку к жизни: наказание постигает нечестивого и грешника только тогда, когда раскаяние не может уже принести никакой пользы согрешающему.

Для более полного вразумления нашего, возлюбленнейшие братья, в том, что терпение есть дело Божие и что каждый кроткий, терпеливый и смиренный подражает Богу Отцу, Сам Господь, когда давал спасительные заповеди и, изрекая Божественные наставления, вел учеников к со­вершенству, утвердительно сказал в Своем Евангелии: слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша... и молитеся за творящих вам напасть,... яко да будете сыново Отца вашего, Иже есть на небесех, яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя. Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? не и мытари ли тожде творят? И аще целуете други каша токмо, что лишше твори­те? не и язычницы ли такожде творят? Будите убо вы совершении, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 43-48). Таким образом чада Божий, по словам Господа, становятся совершенными и, восстановленные рождением небесным, по Его же указанию и учению дос­тигают зрелости, если терпение Бога Отца пребывает в вас и если подобие Божие, утраченное Адамом чрез грех, открывается и проявляется в делах наших. Какова слава соделаться подобным Богу! Каково и сколько велико сча­стие - иметь такие добродетели, которые могут равняться с Божественными достоинствами! И этому-то, возлюбленнейшие братья, не словами только учил, но все испол­нял самим делом Иисус Христос, Бог и Господь наш. Пришедши для того, как Сам говорил, чтобы исполнить волю Отца, Он в числе других, достойных удивления, доб­родетелей Своих, в которых выразилось Божественное Его величие, с постоянною терпеливостию проявлял От­чее терпение. Все действия Его от самой минуты рожде­ния сопровождаются терпением. Первое всего, нисходя с небесных высот на землю, Сын Божий не пренебрегает облечься в плоть человеческую — и Сам безгрешный не гнушается понести грехи других. Потом, отложивши бес­смертие, Он благоизволяет соделаться смертным, чтобы, будучи невинным, умереть для спасения виновных. Гос­подь приемлет крещение от раба и, имеющий даровать отпущение грехов, Сам не гнушается омыть тело в купели возрождения (Мф. 3, 15). Сорок дней постится Тот, Кто насыщает других, алчет и чувствует голод, чтобы чув­ствовавшие голод слова и благодати напитались небес­ным хлебом. Вступает в борьбу с искусителем диаволом и, довольствуясь только показанием победы над врагом, противоборствует ему одними словами (Мф. 4, 2). Он не показывает Своего господства над учениками, как над рабами, но, будучи благосклонным и кротким, возлюбил их братскою любовию; Он благоволил даже умыть ноги апостолам, чтобы примером Своим научить, каков дол­жен быть раб к равным себе,, когда Владыка явился тако­вым в отношении к рабам Своим (Ин. 13, 5). И нет ни­чего удивительного, что вел Себя так с послушными Ему Тот, Кто, по Своему долготерпению, до последней край­ности терпел при Себе Иуду, вкушал вместе с. недругом пищу, знал домашнего Своего врага и, однако ж, не объяв­лял его, не отвергл лобзания предателя (Мф. 26, 25). А какое благодушие и какое терпение в снисхождении к Иудеям? Их — неверных — Он убеждением склоняет к вере,неблагодарным оказывает услужливость, - от­вечает кротко прекословящим, милостиво терпит гордых, снисходительно уступает преследователям, - до после­днего даже часа крестных страданий желает обратить убийц пророков, постоянно противящихся Богу. Во вре­мя самых страданий и крестоношения, прежде чем наста­ло бесчеловечное убийство и пролитие крови, сколько поносных ругательств терпеливо выслушано Им, сколь­ко перенесено оскорбительных насмешек? Подвергается заплеваниям ругателей Тот, Который незадолго пред тем плюновением Своим отверз очи слепому; Чье имя, для слуг Его, служит теперь бичом на диавола с его аггелами, Сам испытывает бичевания — увенчивается тернием Вен­чающий мучеников неувядаемыми цветами; поражается дланями (palmis) в лицо Вручающий победителям истин­ные победные ветви (palmas) [Palma значит ладонь и пальмовая победная ветвь. Здесь, очевидно, игра словами]; совлекается земной одежды Одевающий других одеждою бессмертия; напитывается желчью даровавший нам небесный хлеб в пищу, — напоевается оцтом Предложивший нам для питья спаси­тельную чашу (Ин. 19, 6; Мф. 27. 29). Он, неповинный и праведный, даже более - Сущая невинность и правда, вменяется с беззаконными; истина подавляется ложны­ми свидетельствами; судится Тот, Который Сам имеет со­творить суд; Слово Божие безмолвно ведется на закла­ние. И в то время, когда из-за креста Господа приходят в беспорядок небесные светила, когда трясется земля, день заменяется ночью, солнце скрывает лучи и взоры свои, чтобы не быть вынуждену зреть злодеяние Иудеев, Он безмолвствует, не возмущается и при самом даже страда­нии не высказывает своего величия; до самого конца не­прерывно и неослабно претерпевается все, чтобы во Хри­сте вполне и совершеннейшим образом выявилось тер­пение. И после всего этого Он готов принять самых убийц Своих, если бы только они обратились к Нему: испол­ненный благоволительного терпения и благодушный ко спасению всех. Он ни для кого не заключает Церкви Сво­ей; — самых противников Своих, богохульников, всегдаш­них врагов имени Своего удостаивает не только проще­ния, но и награды в Небесном Царстве, если только они покаются в преступлении, если сознают содеянное зло­деяние? Какое терпение, какое благоснисхождение мо­жет быть больше? Кровию Христовою оживотворяется даже проливший Кровь Христову. Таково и столь вели­ко Христово терпение; и если бы оно таковым не было, Церковь не имела бы и апостола Павла. Потому, если и мы, возлюбленнейшие братья, во Христе есмы и облека­емся в Него; если Он есть путь нашего спасения; — то, следуя за Христом по спасительным стезям, будем под­ражать и добродетелям Христовым, как научает тому cв, апостол Иоанн, говоря: глаголяй в Нем пребывати, дол­жен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да хо­дит (1 Ин. 2, 6). Также апостол Петр говорит в своем Послании: Христос пострада по нас, нам оставль об­раз, да последуем стопам Его: Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его: Иже укоряемъ, противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же Себе су­дящему Его не праведно (1 Пет. 2, 21-23).

Наконец, известно нам, что патриархи, пророки и все святые, которые преобразовательно носили образ Хрис­та, при похвале за свои добродетели особенно дорожили похвалою за то, что с твердым и постоянным спокой­ствием духа хранили терпение. Так, Авель, первый предначинающий и освящающий мученичество и страдания праведных людей, не сопротивляется, не противоборствует убийце брату, но кроткий и смиренный с терпением при­нимает смерть (Быт. 4). Так верующий Богу Авраам, пер­вый полагающий начало и основание веры, искушаемый в сыне, не впадает в сомнение, не медлит, но с полным и благодушным терпением повинуется повелениям Божиим (Быт. 21). И Исаак, предъизобразивший жертвопри­ношение Господа, является терпеливым, когда отец воз­лагает его на жертвенник для заклания (Быт. 18 и 33). Иаков, прогнанный братом, терпеливо уходит из земли своей и потом с сугубым терпением, покорною просьбою и миротворными дарами примиряет с собою питающего к себе сильную злобу своего преследователя (Быт. 33). Иосиф, проданный и отверженный братьями, не только терпеливо прощает им, но и еще, когда они пришли к нему, щедро и милостиво наделяет их безмездно пшени­цею (Быт. 45). Моисея часто презирает неблагодарный и вероломный парод, едва не побивает камнями, между тем он — кроткий и терпеливый, о нем же ходатайствует пред Богом (Исх. 32). А какое великое, достойное удивления и чисто христианское терпение у Давида, родоначальни­ка Христова по плоти! Часто имел он возможность убить царя Саула, который преследовал и желал убить его; од­нако ж, несмотря на все это, когда тот сам попадался и когда его выдавали, он лучше желал спасти его, и не только не отплатил врагу злом за зло, но еще и отметил за смерть его (2 Цар. 20). Наконец, все убиенные пророки, все му­ченики, знаменитые славною смертию, достигли венцов небесных чрез терпение; потому что и нельзя получить венец за болезни и страдания, если болезни и страдани­ям не предшествует терпение. Но чтобы яснее и лучше выразуметь, возлюбленнейшие братья, как полезно и не­обходимо терпение, нужно помышлять о том приговоре Божием, который, при самом начале мира и человеческо­го рода, произнесен над Адамом, забывшим заповедь и преступившим закон; тогда познаем, как мы должны быть терпеливы в этой жизни, мы, которые на то и рождаемся, чтобы терпеть скорби и страдания. Сказано: яко послушал ecи гласа жены твоея и ял ecи от древа, егоже заповедах тебе сего единого не ясти, от него ял ecи; проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего; терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву сольную; в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят ecи: яко земля ecи, и в землю отъидеши (Быт. 3, 17-19). Все мы подчинены этому приговору, доколе, чрез смерть, не отойдем из этого века. В печали и стенании мы долж­ны проводить все дни жизни своей; в поте и труде нам нужно есть хлеб. Отсюда - каждый из нас, рождаясь и вступая в этот мир, начинает слезами и, ничего еще не ведая при самом рождении; умеет только плакать. Моло­дая душа, тотчас при появлении своем, по естественному предведению, уже оплакивает бедствия скоропреходящей жизни, плачем и стенанием свидетельствует о тех трудах и треволнениях мира, в которые вступает; потому что нужно проливать пот и трудиться, доколе продолжается здешняя жизнь. Проливающие же лот и трудящиеся толь­ко в терпении скорее всего могут найти себе отраду. Это утешение пригодно и необходимо и для всех, живущих в этом мире, но особенно необходимо для нас, на которых преимущественно направляет свои удары напаствующий диавол, для нас, которые, ежедневно стоя на брани, при­ходим в изнеможение от противоборства с закоренелым и опытным врагом, и которым, по наставлению Господа, кроме различной и постоянной борьбы с искушениями, также в борьбе с гонениями нужно бросать отцовское наследие, попадать в тюрьму, носить цепи, тратить жизнь и, при помощи доблестного терпения, переносить меч, зве­рей, огонь, кресты и, наконец, вес роды мучений и казней, по слову Господа, сказавшего в наше наставление: сия глаголах вам, да во Мне мир имате; в мире скорбни бу­дете, но дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16, 33). Если же мы, отвергшись мира и диавола, очень часто под­вергаемся оскорблениям и вражеским нападениям со сто­роны мира и диавола, то не тем ли более должны мы доро­жить терпением, при помощи и содействии которого мож­но бы переносить все неприязни! Спасительна заповедь Господа и Учителя: претерпевый, — говорит, — до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22); и еще: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете. И ура­зумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8, 31-32).

Нужно, возлюбленной иже братья, со всею терпеливостию и усилием заботиться о том, чтобы мы, получивши право на чаяние истины и свободы, могли стяжать самую истину и свободу, так как то самое, что мы христиане, есть дело веры и надежды; но чтобы вера и надежда могли дать плод свой, для этого необходимо терпение. Мы ищем не настоящей славы, но будущей, как о том напоминает апос­тол Павел, говоря: упованием бо спасохомся, упование же видимое несть упование; еже бо видит кто, что и упова­ет? Аще ли егоже не видим, надеемся, терпением ждем (Рим. 8, 24-25). Поэтому ожидание и терпение необходи­мы для того, чтобы исполнить начатое нами и чтобы, при благоноспешении Божием, получить то, во что веруем и чего надеемся. Наконец, в другом месте тот же апостол, научая людей праведных и милосердых, которые, отдавая имущество для приращения Богу, скрывают себе сокрови­ща на небе, чтобы и они также были терпеливы, говорит в научение: тем же убо доидеже время имамы, да делаем благо ко всем, паче же к присным в вере. Доброе же творяще да не стужаем си, во время бо свое пожнем (Гал. 6, 10 и 9). Увещевает, чтобы кто-либо не ослабел в благотворительности по недостатку терпения, чтобы кто-либо, ув­леченный, или побежденный искушениями, не остановил­ся на половине поприща хвалы и славы, и чтобы таким образом, когда начатое перестанет быть совершенным, не погибло прошедшее, по Писанию: правда праведника не избавит его, в оньже день прельстится (Иез. 33, 12). И еще: держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего (Апок. 3, 11). В этих словах содержится увеща­ние — сохранять терпение и мужество, чтобы при помо­щи неослабного терпения мог увенчаться тот, кто в доблестномстремлении своем стал уже близок к венцу.

Терпение, возлюбленнейшие братья, не только хранит доброе, но и предотвращает злое: благоугождая Духу Свя­тому и прилепляясь к небесному и Божественному, оно, укрепленное своими доблестями, отражает дела плоти и тела, которыми препобеждая и увлекается душа. Из мно­гого обратим внимание на немногое, чтобы из немногого уразуметь и прочее. Прелюбодеяние, ложь, человекоубий­ство — суть смертные грехи. Но пусть будет в сердце мужественное и неослабное терпение; тогда ни освящен­ное тело — храм Божий — не осквернится прелюбодея­нием, ни преданная правде невинность не заразится ло­жью, ни рука, после принесения Евхаристии, не осквернит­ся мечом и кровью. Любовь есть союз братства, основание мира, крепость и утверждение единства: она больше веры и надежды, она предшествует благотворению и мучениче­ству, она вечно пребудет вместе с нами у Бога Царстве Небесном. Отними у нее терпение, и она, как разоренная, перестанет существовать. Отними у нее способность пере­носить и претерпевать, и она останется без корней и сил. Апостол, говоря о любви, соединил с нею переносчивость и терпимость. Любы, — говорит он, — долготерпит, ми­лосердствует, любы не завидит, не превозносится... не раздражается, не мыслит зла...; вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит (1 Кор. 13, 4-7). Таким образом он показывает, что любовь может пребывать не­изменно твердою, потому что умеет переносить все. И в другом месте: терпят, — говорит, — друг друга любовию, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Ефес. 4, 2-3). Этим подтвердил, что ни единение, ни мир не могут существовать, если братья не будут подкреплять друг дру­га взаимно снисходительпостию и если, при участии тер­пения, не будут поддерживать союза согласия. Притом же, будучи не тверд в терпеливости и перепосчивости, мог ли бы ты не клясться, не злословить, не требовать обратно похищенного у тебя, подставлять бийце другую щеку, ког­да получил от него пощечину, прощать своему брату, со­грешающему против тебя, не только семьдесят раз седмерицею, но и вес его прегрешения? Мы знаем, что Стефан так именно сделал, когда, насильственно побиваемый от Иудеев камнями, просил не отмщения за себя, но проще­ния убийцам. Он говорил: Господи, не постави им греха сего (Деян. 7, 60). Таков действительно долженствовал быть первый Христов мученик, потому что он, предваря славною смертию последующих мучеников, был не только проповедником страдания Господа, но и подражателем Его, исполненным величайшего терпения, кротости. Что ска­зать о гневе, о раздоре, о притворстве, которых не должно быть в христианине? Пусть будет в сердце терпение, и они не могут иметь в нем места, — а если бы они и попыта­лись взойти в него, то немедленно убегают, не находя там для себя пристанища, так что остается мирным то жилище в сердце, в котором благоугодно обитать Богу. Наконец, апостол увещевая говорит в наше поучение: не оскорб­ляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавления. Всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула да возмется от вас (Ефес. 4, 30-31). Так, христиа­нин, освободившись от ярости и распри плотской, как от волнений мира, и начавши спокойно и мирно пребывать в пристани Христовой, не должен допускать в сердце ни гнева, ни несогласия; — ему не позволительно ни возда­вать злом за зло, ни ненавидеть.

Терпение также необходимо при различных повреж­дениях плоти и при частых и жестоких болезнях тела, которыми ежедневно поражается и страдает род челове­ческий. Ибо, так как вследствие первого преступления заповеди, погибла, вместе с бессмертием, крепость телесная, и вместе со смертью явилась слабость, и крепость может быть возвращена не иначе, как только с возвращением бес­смертия; то необходимо стало бороться с этим бессилием и слабостью, а борьба эта может поддерживаться един­ственно только терпением. Для нашего также искушения и испытания насылаются различные скорби, и качество искушений бывает многоразлично, каковыущерб в имуществе, жестокие лихорадки, страдание от ран, потеря дорогих сердцу. Праведные же тем особенно и отличают­ся от нечестивых, что нечестивый вследствие нетерпения жалуется и богохульствует в несчастиях, а праведный тер­пением снискивает похвалу, как написано: е болезни будь великодушен, и в уничижении своем долготерпи: як во огни искушается злато и сребро (Сир. 2, 4), Так был искушаем и испытываем Иов — и добродетелию терпе­ния он достиг высочайшей похвалы. Сколько стрел было пущено в него диаволом? Сколько употреблено было пы­ток? Он поражается потерею имущества, у него отнимает­ся многочисленное семейство; господин, богатый по иму­ществу, и еще более - отец, богатый в детях, он вдруг перестает быть и господином и Отцом: весь покрывается ранами, да еще и ненасытные черви точат гниющие и рас­падающиеся суставы его. И чтобы не осталось ничего, чего бы Иов не потерпел в своих испытаниях, диавол вооружа­ет против него и жену. употребивший в дело древний при­ем своего непотребства, как будто и можно ему соблаз­нить и обольстить всех чрез жену, как это и сделал при начале мира; и однако ж Иов, пораженный тяжкими и частыми нападениями, не изнемогает до того, чтобы, не­смотря на бедствия и скорби свои, с помощию победонос­ного терпения не благословлять вслух Бога (Иов. гл. 1 и 2). Точно так же Товия, вслед за славными подвигами правды и милосердия своего, искушенный лишением зре­ния, сколь терпеливо перенес слепоту, столь же великую заслужил и похвалу у Бога за терпение (Тов. 2).

Но чтобы еще очевиднее было для нас благо терпе­ния, размыслим, возлюбленнейшие братья, о том, сколько зла причиняет недостаток терпения. Ибо как терпение есть благо Христово, так, напротив, нетерпение есть зло диавола, и как тот, в ком живет и обитает Христос, явля­ется терпеливым, так, напротив, всегда бывает нетерпе­лив тот, чьим умом владеет непотребство диавола. Обра­тим внимание на самое начало. Диавол не стерпел того, что человек создан по образу Божию; вследствие чего и сам первый погиб и (его) погубил. Адам, который по не­терпению не мог воздержаться от смертной яди, вопреки Божественной заповеди, подвергся смерти и, не имея стра­жем терпения, не соблюл полученной свыше благодати. Каин убил брата потому, что не стерпел жертвоприноше­ния его и дара; Исав, не преодолевший страсти к чечеви­це, потерял свое первородство и ниспал с высоты долу. Что еще? Вероломный при всех благодеяниях Божиих и неблагодарный иудейский народ не потому ли в первый раз отпал от Бога, что имел порок нетерпения? Не могши снести продолжительности собеседования Моисеева с Богом, он дерзнул требовать себе языческих богов, чтобы наименовать вождями в своем путешествии воловью го­лову и земного идола! У этого народа и всегда было по­добное нетерпение, так что, постоянно нетерпеливый к Божественному научению и увещанию, он от убийства своих пророков и праведников дошел ли распятия на кре­сте и пролития Крови Господа. Нетерпение производит также еретиков в Церкви, и, по уподоблению Иудеям, по­буждением к враждебной и яростной ненависти тех, ко­торые возмущаются против мира и любви Христовой. Долго было бы перечислять частности: вообще все, что терпение делами своими созидает к славе, нетерпение низвергает к погибели. Почему, возлюбленнейшие бра­тья, тщательно исследовавши и блага терпения и зло от нетерпения, со всяким тщанием будем хранить терпение, посредством которого пребываем во Христе, чтобы вмес­те с Ним можно было нам прийти к Богу; будем хранить терпение, которое, как мпогообъемлющее и многообразное, не заключается в тесных границах и не ограничивается малыми пределами.

Так, далеко простирается добродетель терпения; обильное и плодотворное, оно хотя берет начало из од­ного источника, — но избытку жил развивается по многим путям, ведущим к славе, так что ни одним из наших действий мы не можем заслужить совершенной похвалы, если оно не получит отсюда твердости совер­шения. Терпение и делает нас угодными Богу и сохра­няет пае для Бога. Оно умеряет гнев, обуздывает язык, управляет умом, хранит мир, поддерживает благочестие, укрощает порыв похоти, смягчает силу гнева, погашает пламень злобы, останавливает насилие богачей, одушев­ляет бедного в нищете, хранит блаженную непорочность в девах, — многотрудную чистоту во вдовах, - вза­имную любовь .между соединенными узами брака. Оно смиряет в счастии, укрепляет в несчастий, соделывает кроткими при обидах и поношениях. Оно учит скоро прощать согрешающим, много и долго умолять, если сам согрешаешь. Оно побеждает искушения, переносит пре­следования, совершает страдания и мученичества. Оно прочно утверждает основания нашей веры, — высоко поднимает ростки надежды. Оно дает направления на­шему шествию, так, чтобы, идя по стезям терпения Хри­стова, мы могли держаться и пути Христова. Оно соде­лывает то, что, подражая терпению Отца, мы неизменно пребываем чадами Божиими.

Между тем я знаю, возлюбленнейшие братья, что очень многие, или по тяжести жестоких обид, или но ожесточению па тех, которые обижают их и жестоко по­ступают с ними, желают немедленного отмщения. Поче­му в конце нашей речи нельзя не высказать того, что, При этих смутах волнующегося мира, нам, подвержен­ным преследованию со стороны как Иудеев, так язычни­ков и еретиков, надлежит терпеливо ожидать дня от­мщения и поспешною жалобою не ускорять возмездия, тем более, что я Писании сказано: потерпи Мене, глаго­лет Господь, в день воскресения Моего во Свидетельство; зане суд Мой в сонмища языков, еже прияти ца­рей, еже излияти на ня гнев Мой (Соф. 3, 8). Господь повелевает нам потерпеть и с мужественным терпением ожидать дня будущего отмщения. Он же говорит в Апо­калипсисе: не запечатлей словес пророчеству книги сея;яко время близ есть. Обидяй да обидит еще; и скверный да осквернится еще; и праведный правду да тво­рит еще; и святый да святится еще. И се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его (Апок. 22, 10-12). Таким же образом и мученикам, во­пиющим и с явною скорбию требующим немедленного отмщения, повелевается ожидать и терпеть, доколе скон­чаются времена и исполнится число мучеников. И егда, сказано, отверзе пятую печать, видех под олтарем души избиенных за слово Божие и за свидетельство, еже имеяху. И возопиша гласом великим, глаголюще: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови пашей от живущих на земли? И даны быта коемуждо их ризы белы, и речено бысть им, да почиют еще время мало, дондеже скончаются и клевреты их и братия их, имущий избиени быти, якоже и тии (Апок. 6, 9-11). О наступлении же Божественного отмщения за кровь праведных Дух Святой объявляет чрез Малахию пророка, говоря: се, день (Господень) грядет горящ, яко пещь... и будут ecu иноплеменницы и ecu творящий беззаконная яко стеблие, и возжжет я день Господень грядый, глаголет Господь (Мал. 4, 1). То же самое чи­таем в псалмах, где предвозвещается пришествие Судии Господа, прославляемое величием суда Его: Бог яве приидет, Бог наш, и не промолчит; огнь пред Ним возго­рится, и окрест Его буря зелна. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя. Соберите Ему преподобныя Его, завещающий завет Его о жертвах. И воз­вестят небеса правду Его, яко Бог Судия есть (Пс. 49, 3-6). И Исаия тоже предсказывает, говоря: се бо, Гос­подь, яко огнь, приидет, и яко буря колесницы Его, воз­дати яростию отмщение... Огнем бо Господним судитися будут и мечем Его уязвятся (Ис. 66, 15-16). И еще: Господь Бог Сам изыдет, и сокрушит рать, воздвиг­нет рвение, и возопиет на враги Своя со крепостию. Молчах, еда и всегда умолчу? (Ис. 42, 13-14). Кто же это, который говорит, что прежде он молчал, но не всегда молчать будет? Это Тот, Который яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих (Ис. 53, 7); это Тот, Который не возопиет... ниже услышится вне глас Его (Ис. 42, 2). Это Тот, Который не противился, не противоглаголал, когда вдал плещи Свои на раны и ланиты Свои на зау­шения, лица же Своего не отвратил or студа заплеваний (Ис. 50, 5-6); это Тот. Который ничего не отвечал, когда Его судили священники и старцы, и Который, к удивле­нию Пилата, хранил самое терпеливое молчание. Да, это Он, Который, сохранивши молчание при страдании, не умолчит потом при отмщении. Это Бог наш, то есть не всех, но Бог верных и верующих, Который не умолчит, когда открыто придет во второй раз; потому что, будучи прежде сокровенным в уничижении, Он открыто при­дет в могуществе. Его, Судию и Отмстителя своего. Ко­торый одинаково имеет отметить как за людей Церкви Своего так и за всех от начала мира праведников, Его-то будем ожидать, возлюбленнейшие братья. Кто слишком желает отмщения за себя, пусть помыслит, что не отмщен еще Тот, Кто творит отмщение. Бог Отец повелел чтить Своего Сына, и апостол Павел, помня Божествен­ную заповедь, излагает это следующим образом: Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякого имене; да о имене Иисусове всяко колено поклонится небес­ных и земных и преисподних (Флп. 2, 9). И в Апока­липсисе Ангел Господень остановил Иоанна, когда тот хотел воздать ему Божеское поклонение, говоря: виждь, ни (не делай сего), клеврет 6о твой есмь и братии твоея Богу поклонися (Апок. 22, 9). Вот каков Господь Иисус! и каково же Его терпение, когда Он, поклоняемый на небесах, еще не отмщевается на земле. Его терпение, возлюбленнейшие братья, будем иметь в виду при напастях и страстях своих. Его пришествия будем ожидать с полною покорностию. И не будем, по нечестивой и бесстыдной поспешности, настаивать на том, чтобы нам — рабам получить защиту прежде своего Влады­ки. Лучше будем непоколебимы и прилежны к трудам, неослабно бдительны и, твердо пребывая во всяком тер­пении, будем соблюдать Божественные заповеди, чтобы, когда наступит определенный день гнева и мщения, по­лучить нам не наказание вместе с нечестивыми и греш­никами, но — прославление вместе с праведными и боя­щимися Бога.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования