Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Папа Бенедикт, епископ Уильямсон и убиенные евреи. Возвращение в Римско-Католическую Церковь "раскольников-лефевристов" неожиданно вызвало скандал в Израилe


В последнее время внимание тех, кто интересуется церковной политикой, было приковано к Москве, где РПЦ МП в симфонии с Кремлем выбирала своего нового предстоятеля. Поэтому многие, возможно, не обратили внимание на скандал, вызванный решением Папы Бенедикта XVI снять отлучение с четырех епископов, принадлежащих к Священническому братству св. Пия (это движение также известно под именем "лефевристского").

Эта история началась еще в прошлом веке. В июне 1988 года архиепископ Марсель Лефевр, считавшийся неформальным лидером консервативной оппозиции внутри Римской Церкви, решил возвести в епископское достоинство четырех священников из числа своих последователей. При этом, однако, он не получил от Папы соответствующее разрешение, необходимое в соответствии с 1382-м каноном католической Церкви. Поэтому 17 июня Лефевру было послано официальное предупреждение, что если церемония будет проведена, за ней последует автоматическое отлучение.

Лефевр, однако, не внял этому предупреждению. И 1 июля 1988 года кардинал Гантин, возглавлявший епископскую конгрегацию, заявил, что и архиепископ Лефевр, и четверо возведенных им епископов считаются отлученными. На следующий день это решение подтвердил Папа Иоанн Павел II, издавший по этому поводу специальную энциклику "Ecclesia Dei".

Архиепископ Лефевр скончался в 1991 году, в состоянии отлучения. Однако его преемники настойчиво искали путей примирения с Ватиканом. В январе 2009 года лидер лефевристов, епископ Бернар Фелле (BernardFellay), обратился к Папе Бенедикту с очередной просьбой. И тот, в глубине души симпатизируя лефевристам, пришел к выводу, что пора закончить эту историю. 21 января в Ватикане был подписан "протокол 126/2009" о снятии отлучения с четырех епископов, рукоположенных Лефевром без папского согласия.

И тут грянул гром. Ибо одним из этих четырех оказался епископ Ричард Уильямсон, скандально известный своими антисемитскими выступлениями, прежде всего - последовательным и непримиримым отрицанием Холокоста. По утверждению Уильямсона, в нацистских концентрационных лагерях погибли 200-300 тысяч евреев, а газовых камер и вовсе никогда не было.

Как нетрудно догадаться, церковная "реабилитация" епископа-антисемита вызвала взрыв негодования в еврейских кругах. Кампанию протеста возглавил главный раввинат Израиля. По его инициативе отменили встречу с руководством Ватикана, которая должна была состояться через два месяца. Как заявил генеральный директор раввината Одед Винер, "решение папского престола означает публичную поддержку скандальных высказываний, и не оставляет места для назначенной встречи".

Не остались в стороне и светские организации. Решение Ватикана было раскритиковано Еврейским Агентством, назвавшим его "скандальным". А музей-мемориал "Яд Вашем" выпустил официальное заявление, в котором говорилось, что хотя снятие проклятия с Уильямсона и является внутренним церковным делом, оно является оскорблением "не только для всех переживших Катастрофу и памяти всех жертв, но и всех праведников народов мира, которые с риском для жизни спасали евреев". С аналогичными заявлениями выступили и другие еврейские организации.

Чувства, которые испытали многие евреи, узнав о церковной "реабилитации" епископа-антисемита, легко понять и совершенно не нужно объяснять. Однако если подойти к этому делу с холодной головой, с точки зрения формальной буквы закона (в данном случае – канонического права), то, скорее всего, придется признать, что Папа Бенедикт был в данном случае прав. Причиной отлучения епископа Уильямсона и его коллег стало нарушение церковной дисциплины, выразившееся в неподчинении папскому престолу. В настоящий момент эта проблема, с точки зрения курии, решена – и глава братства св. Пия Бернар Фелле, и другие епископы-лефевристы выражают свое полное подчинение Ватикану. Соответственно, появилась возможность для снятия церковного отлучения, которой Папа Бенедикт и воспользовался.

Что же до отрицания Катастрофы – то в нескольких странах это является уголовно наказуемым деянием, а во многих случаях пропаганда подобных взглядов оказывается проявлением зоологического антисемитизма их носителей. Однако, с точки зрения канонического права, они не содержат ереси, и не могут служить поводом для отлучения.

Безусловно, епископ Уильямсон – мягко говоря, не самый порядочный и достойный сын Римско-Католической Церкви. Однако история знает немало случаев, когда на высоких церковных должностях оказывались лица с совершенно людоедскими взглядами и/или ведущие аморальный и преступный образ жизни. Соответствующие примеры можно, увы, найти практически в каждой конфессии.
Отвечая многочисленным критикам, официальный представитель Ватикана о. Федерико Ломбардини заявил, что взгляды Уильямса возмутительны и необоснованны, но, вместе с тем, они не имеют никакого отношения к вопросу об отлучении и снятии отлучения.

Что же до заявления израильского раввината ("решение папского престола означает публичную поддержку скандальных высказываний"), то оно не подтверждается фактами. Вскоре после снятия отлучения с лефевристов Бенедикт XVI выступил с радиообращением, приуроченным к Международному дню памяти жертв Катастрофы (он отмечается ежегодно 27 января, в годовщину освобождения концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау частями Красной армии). В этом обращении Папа решительно осудил антисемитизм, а также "безумную, расистскую идеологию", послужившую оправданием Холокоста.

Высказывания епископа Уильямсона также были решительно осуждены и многочисленными католическими организациями. Даже лефевристы поспешили от них отмежеваться. "Мы просим прощения у понтифика и у всех людей доброй воли за драматические последствия этого акта. Высказывания монсеньора Уильямсона ни в коем случае не отражают позицию нашего братства", - говорится в официальном послании, подписанном главой братства св. Пия епископом Бернаром Фелле.

В заключение заметим следующее. Шок, вызванный Катастрофой, повлек ряд значительных изменений в сознании западного общества. Эти изменения привели, в том числе, к пересмотру традиционного отношения католической Церкви к евреям и иудаизму. Кульминацией этих перемен стала декларация "NostraAetate" ("В наше время"), снявшая с евреев коллективную ответственность за распятие Иисуса и призывающая к взаимному уважению между религиями.

Судя по всему, нынешний понтифик не собирается отклоняться от этого курса. Однако отдельные еврейские активисты восприняли произошедшие перемены как свое право диктовать Ватикану, что делать и как поступать, в том числе и в во внутрицерковных вопросах. И вот здесь Папа Бенедикт раз за разом демонстрирует вежливую твердость. Не позволяя себе никаких резких высказываний, всячески подчеркивая необходимость продолжения диалога, он, тем не менее, каждый раз делает то, что считает нужным. Так было с латинской молитвой о "спасении" евреев, которую Бенедикт вернул в католическую литургию. Так происходит с канонизацией Папы Пия XII. Так произошло и на этот раз.

В условиях противостояния с мусульманским Востоком хорошие отношения с Ватиканом, одной из влиятельнейших сил христианского Запада, нужны евреям, по крайней мере, не меньше, чем католикам. Периодические скандалы – последнее, что может способствовать улучшению этих отношений. Хотелось бы верить, что еврейские активисты рано или поздно это поймут. И не будут поднимать крик там, где от него не может быть никакой пользы.

Евгений Левин,
Иерусалим, для "Портала-Credo.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования