Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Александр Гуревич. История Свято-Троицкой семинарии, 1948-2003. Составители К. В. Глазков, монах Вениамин (Гомартели) и инок Всеволод (Филипьев). - Джорданвилль, 2004. - 256 с.


Книга, о которой пойдет речь, – уникальный сборник разнообразных материалов, связанных с историей Свято-Троицкой духовной семинарии РПЦЗ в г. Джорданвилле (шт. Нью-Йорк, США). В сборнике подводятся итоги более чем полувековой деятельности семинарии в Русском Зарубежье.

Свято-Троицкая семинария является центром подготовки священнослужителей Русской Православной Церкви Заграницей и, как утверждают составители сборника, продолжательницей дореволюционных традиций духовного образования Российской империи. Отличительными чертами "джорданвилльского" направления русского богословия является традиционализм и "духовная трезвенность в сочетании с умеренностью и рассудительностью".

Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле была основана по благословению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей архиепископом Виталием (Максименко) в 1948 году. Архиепископ Виталий, широко известный в Русском Зарубежье своей миссионерской и издательской деятельностью в местечке Ладомирова (Владимирова) в Чехословакии, обратился в Архиерейский Синод с прошением о благословении на открытие в США Духовной Семинарии Русской Православной Церкви Заграницей. Прошение владыки Виталия поддержали епископ Флоридский Никон (Рклицкий), а также члены организационного комитета Семинарии - епископ Серафим (Иванов), протоиерей Василий Демидов, игумен Иосиф (Колос) и профессор Н.Н. Александров. В книге приводится известный, пожалуй, только специалистам текст указа Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей N2670 от 30 сентября (13 октября) 1948 г. об открытии семинарии (сс. 72-73).

Первым ректором семинарии стал сам архиепископ Виталий. Первоначально в Духовной школе преподавались лишь Священное Писание, литургика, церковная история, церковное пение и английский язык.

В 1952 г. ректором Свято-Троицкой семинарии становится архимандрит Аверкий (Таушев), возведенный через год в сан епископа. Владыка Аверкий также известен как за рубежом, так и в самой России, своей педагогическо-просветительской деятельностью. Его двухтомный труд "Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета" выдержал несколько изданий.

После смерти архиепископа Аверкия ректором Семинарии стал ее воспитанник епископ Лавр (Шкурла), закончивший ее в 1958 г. Владыка Лавр, став предстоятелем РПЦЗ(Л), и поныне остается ректором Семинарии, преподает в ней догматическое богословие и церковно-каноническое право.

За более чем 50 лет со дня основания Семинарии ее выпускниками, получившими степень бакалавров богословия, стали более 200 человек. Многие из них служат священниками и диаконами под омофором Русской Православной Церкви Заграницей. Большинство архиереев РПЦЗ также в свое время окончили эту Семинарию.

Как отмечают составители сборника, основной упор в учебном процессе в Свято-Троицкой Духовной Семинарии делается на пастырскую деятельность. В первых строках памятки воспитаннику Семинарии говорится: "Помни, что подготовка к пастырству есть подготовка к служению самому высокому: нет служения на земле выше пастырского" (с. 160). Именно поэтому большинство избранных текстов ведущих богословов Русской Православной Церкви Заграницей и преподавателей семинарии, помещенных составителями сборника в первой части книги, посвящено обсуждению проблем пастырского богословия: это отрывок из книги "Учение о пастыре, пастырстве и об исповеди" Митрополита Антония (Храповицкого); "Мысли о пастырстве" Митрополита Анастасия (Грибановского); "Поучение семинаристам" Митрополита Филарета (Вознесенского); "Таинство священства" архимандрита Константина (Зайцева) и др.

Очень радует то, что составители книги поместили жизнеописание Митрополита Антония (Храповицкого) как наиболее яркого представителя русской духовной школы конца XIX- начала XX веков. В сборнике представлены наиболее интересные места из учения владыки Антония о пастыре и пастырстве, о подготовке будущих пастырей. Митрополит Антоний, в частности, обращает особое внимание на необходимость любви Христовой в пастырском служении и строго предупреждает будущих пастырей Православной Церкви: "Если …изучение не утвердит вас в любви и не утвердится вашей любовью, помните, что вам придется дать строгий ответ на Страшном суде Христовом".

Составители книги приводят также краткие описания жизни и деятельности не только таких известных религиозных деятелей Русского Зарубежья, как Митрополит Анастасий (Грибановский), архиепископ Виталий (Максименко), епископ Аверкий (Таушев), Митрополит Филарет (Вознесенский), архимандрит Константин (Зайцев), протопресвитер Михаил Помазанский, но и, что, на наш взгляд, особенно ценно, многих административных работников и преподавателей Семинарии, о которых православным верующим в России известно меньше, - Н.Н. Александрова, И.И. Марра, Е.Е. Алферьева, М.А Горчукова и др. Наряду с жизнеописаниями, в ряде случаев, в книге приводятся и избранные тексты творений указанных лиц. Заметно, что авторам сборника очень дорог каждый из этих людей. Они, в первую очередь, стараются подчеркнуть духовный вклад каждого из них в дело воспитания будущих пастырей.

Обращают на себя особое внимание размышления о духовном значении Семинарии, в особенности слово архимандрита Аверкия (Таушева) "О значении Свято-Троицкой семинарии" и статья протопресвитера Михаила Помазанского "Святая обитель и духовная школа на общем служении Церкви Христовой". Преподаватель истории русской литературы в Свято-Троицкой Семинарии М.А. Горчуков сделал попытку показать преемственность Семинарии от дореволюционной Московской Духовной Академии, где он учился вместе с будущим Митрополитом Анастасием (Грибановским). Также значительный интерес представляют воспоминания о годах, проведенных в Семинарии, протоиерея Георгия Ларина, иподиакона Илариона Марра, профессора Г.А. Знаменского, В.В. Антонова, З.В. Трифунович и др.

Первую часть книги завершает очерк "Краткая история Свято-Троицкой Семинарии", написанный одним из составителей сборника К.В. Глазковым. Перед мысленным взором читателя проходит вся история создания Семинарии.

Во второй части сборника дается подробный отчет о праздновании 50-летия Свято-Троицкой Духовной Семинарии, состоявшемся 23-25 августа (5-7 сентября) 1998 г. На праздновании прозвучали архипастырские напутствия семинаристам, многочисленные приветствия и поздравления бывших воспитанников Семинарии: преосвященных Антония (Медведева), архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского, и Илариона (Капрала), архиепископа Австралийского и Новозеландского, протопресвитера Валерия Лукьянова, преподавателя Семинарии протоиерея Гавриила Кина и др. В сборнике приводятся также отрывки из выступлений священнослужителей Русской Православной Церкви Заграницей, говоривших о том, на что необходимо обратить особое внимание в деле духовного воспитания в настоящее время. Ряд выпускников Семинарии рассказывают о своем духовном служении и отвечают на вопросы анкеты, специально подготовленной журналом "Русский пастырь".

Сборник завершается чрезвычайно важным для историка Русского Зарубежья списком получивших степень бакалавра богословия в Джорданвилле с 1958 по 2002 гг. (сс. 233-242).

Книга хорошо иллюстрирована редкими фотографиями из жизни Семинарии, многие из которых опубликованы здесь впервые.

Настоящий обзор хотелось бы закончить словами архиепископа Аверкия (Таушева), сказанными им при вступлении в должность ректора Семинарии в 1952 г.: "Наш общий долг помнить, что от Свято-Троицкой духовной семинарии, как единственного нашего духовно-учебного заведения, в значительной мере зависит будущее нашей Русской Зарубежной Церкви, нашего многострадального русского народа, в рассеянии сущего, и самой нашей родины, которая так будет нуждаться в истинных достодолжно подготовленных пастырях, если Бог сподобит нас на нее вернуться; мало того, решусь сказать это с дерзновением - зависит будущее всего человечества, поскольку судьбы его, как это становится теперь совершенно ясно, самым тесным образом фактически и таинственно-мистически связаны с судьбами нашей родины" ("Православная Русь". - 1952. -N11-12). Преподаватели и воспитанники Семинарии рассматривают эти слова, как духовное завещание и стараются следовать им в своей жизни и в своем служении.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования