Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Борис Колымагин. Преодолевая государственно - конфессиональные отношения: Сборник статей / Под общ. ред. С.Н. Градировского. - Н. Новгород: издательство Волго-Вятской академии госслужбы, 2003. - 310 с., 1000 экз.


Религиозная политика в России подобна банановой корке, вброшенной в темную комнату: вот ты вступаешь в нее и не знаешь, когда раздастся гром, скрежет и пронзительное "ой-йоо". Когда государственно-конфессиональные отношения развиваются в полумраке закрытости, скрежет неизбежен, равно и крик - обязательно наступишь кому-то на любимую мозоль и обязательно будешь схвачен за руку. В общем, российская религиозная политика как ягуар: трудно поймать скотину-кошку там, где она есть.

Известный журналист Максим Шевченко говорит об этой ситуации более драматично: "Не исключено, что помимо кошки в комнате нас ожидают многочисленные неожиданности, в том числе неприятные и даже весьма опасные". И - погружает читателя в мифы, распространенные в среде верующих.

Погружение это происходит в сборнике с пафосным названием "Преодолевая государственно-конфессиональные отношения", составитель которого - советникполпреда в ПФО Сергей Градировский.

Пафос составителя вполне понятен. "Поставьте мошенника у всех на виду, и он будет действовать как честный человек". Так говорит Наполеон. Так говорит (вслед за ним)советник полпреда Кириенко. И предлагает заинтересованному читателю найти черную кошку в темной комнате, зная, однако, что кошка в комнате есть.

Сборник, если отставить шутки, смотрится вполне солидно: уважаемые эксперты (достаточно назвать имена И. Кантерова, А. Пчелинцева, А. Себенцова), тонкаяаналитика, академический язык.

Книжка состоит из четырех частей. В первой из них, концептуальной, обосновывается необходимость "преодоления" государственно-конфессиональных отношений - в смысле их развития, а не искоренения. В совместной статье Анатолия Пчелинцева и Владимира Ряховского "Правозащитные организации и права верующих" рассматривается роль правозащитных организаций и адвокатуры в деле формирования конфессиональной политики. Игорь Кантеров освящает деятельность и роль экспертных советов. Сергей Зуев пишет о культурно-конфессиональной политике, а Максим Шевченко - о религиозной журналистике. Бессмысленно, да, наверное, и ни к чему пересказывать в краткой рецензии серьезные публикации. Поэтому я ограничусь отдельными замечаниями на отдельные материалы. В "концептуальной части" обращают на себя внимание статьи Гейдара Джемаля. Стиль его - философский и поэтичный одновременно - производит двойственное впечатление, как, впрочем, и сам автор. С одной стороны, он свидетельствует о Едином Боге - Джемаля так и хочется назвать "блесной Аллаха". С другой - политический ислам бродит в его писаниях как призрак коммунизма. Вот и в тексте о новом понимании феномена диаспоры мы можем прочитать такие пассажи: "Партия как легальное оформление диаспорной структуры - вот та платформа, на которой возможна коммуникация между свободным от почвенничества религиозным солидаризмом и авторитетом официальной власти".

Во второй части сборника - аналитической - говорится о противоречиях в законодательстве о свободе совести (Андрей Себенцов) и о "разностатусности" религиозных организаций (Сергей Градировский, Евгения Малахова).

В третью, исследовательско-проектную, часть вошли тексты, посвященные модернизации православия и ислама. Статьи Рафаэля Хакимова и Валиуллы Якупова отражают противоположные точки зрения по вопросу модернизации татарского ислама. Экспертом по русскому православию выступает сотрудник РАГСа Александр Кырлежев. Статья последнего, как и тексты Джемаля, производит двойственное впечатление. С одной стороны, да - необходимы изменения, движение между Сциллой модернизма и Харибдой фундаментализма, возрождение соборности. И автор об этом говорит. Но говорит как-то недостаточности внятно, без конкретных предложений. С другой -автор явно обслуживает нужды церковно-государственной политики. И разговоры об очередном Вселенском соборе (он даже не упоминает о той мифологии, которая существует вокруг такого собора!), об экуменических контактах и т.п. лежат именно в этой плоскости.

Четвертая, кейсовая, часть состоит из двух статей, описывающихрегиональный опыт Татарстана и Архангельской области. Здесь стоит упомянуть один "говорящий" эпизод, который приводит Г. Гудим-Левкович. Стоило Архангельской епархии дистанцироваться от прямой поддержки губернатора на выборах в 2000 году, как "симфония" рухнула, и взаимоотношения региональных властей с крупнейшим религиозным объединением вернулись в исходную ситуацию неопределенности начала 1990-х. В полумраке закрытости могут происходить странные вещи...

И в заключение несколько слов о книжке в целом. Она, безусловна, полезна, хотя уже несколько устарела. Сборник, так сказать, не соответствует структуре момента. Представитель господствующего вероисповедания удалился с представителем власти в темную комнату. И кого они там поймают, кроме кошки, сказать решительно невозможно.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования