Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Борис Колымагин. Александр Щипков. Соборный двор: публицистические статьи: 1991 - 2001.- М.: "ПРОБЕЛ", 2003. - 320 с. 1000 экз.


Автора сборника "Соборный двор" без сомнения можно назвать зубром отечественной религиозной журналистики. Александр Щипков – ведущий радиопрограммы "Во что верит Россия", главный редактор интернет-портала "Религия и СМИ", председатель Гильдии религиозной журналистики Медиасоюза. В книге под одной обложкой он собрал разные материалы – по темам, по жанрам, по стилистике: социологические очерки, интервью, фельетоны, тексты сценарных планов для радиопередач.

Название сборника отсылает нас к знаменитому "Скотному двору" Оруэлла. Но эта связь обманчива. О жизни за железным занавесом напоминает разве что рассказ-интервью о подпольном христианском семинаре Александра Огородникова, который существовал в 70-е годы, и в работе которого автор принимал активное участие.

В центре внимания Щипкова – религиозная жизнь в социальном ее измерении, богатая нюансами картина многоконфессиональной России. Рассматривая религиозную ситуацию в разных регионах страны и в странах СНГ (Карелия, Якутия, Кубань, Белоруссия, Украина etc.), автор умеет быть одновременно и занимательным, и серьезным исследователем. Его статьи – вариации из журнала "Вокруг света" вкупе с серьезной аналитикой.

Если говорить о последней, то наибольшего внимания заслуживают размышления Щипкова по такому "скучному" вопросу, как государственно-церковные отношения. Ссылаясь на опыт Грузии и Армении, он выступает за конкордатную систему взаимоотношений между религиозными организациями и государством. Подобный подход, по мнению журналиста, позволяет полнее использовать потенциал традиционных религий, ограждает личность от посягательств псевдорелигиозных групп и одновременно предупреждает возбуждение конфликта между конкурирующими религиозными организациями.

При этом (в заключительной статье сборника "Регулирование государственно-церковных отношений") Щипков настаивает на необходимости создания при администрации президента РФ департамента по культам в качестве органа, вырабатывающего стратегию в области религиозной политики. Автор подчеркивает, что это должен быть именно политический орган, а не орган исполнительной власти, каковым являлся Совет по делам религий при советской власти.

В ряде статей Щипков затрагивает правозащитную тему. В частности, рассказывает о борьбе местной власти с протестантами в Белгороде. Результат: искусственное создание конфликта в регионе, где по историческому этноконфессиональному раскладу конфликт невозможен. Впрочем, борьба за правду имеет, так сказать, "официозный окрас". Она направлена на соблюдение федерального закона – гаранта стабильности.

Попрание Божией правды внутри церковной ограды автора хотя и волнует, но не очень. Во всей книге мы даже не встретим упоминания о фундаментализме, о нарушении канонических норм церковной жизни. Ну что, скажем, стоило журналисту, помещая свое интервью с известным иконописцем архимандритом Зиноном, упомянуть, что заступившийся за него священник Владимир Андреев был сам запрещен в служении и до сих пор находится под прещением (как известно, с самого о. Зинона Патриарх через голову правящего епископа прещения снял)?

В этом – определенный минус сборника, который, однако, не может свести на нет его многочисленные плюсы. Мы видим здесь и богатство религиозной палитры, и яркие портреты видных религиозных деятелей (один рассказ о митрополите Иоанне (Снычеве), переворачивающий наши представления об этом консервативном деятеле, дорогого стоит), и занимательные экскурсы в историю.

Очень интересно щипковское описание феномена новой русской религиозности. Читая о каком-нибудь казаке Дмитрии Подлипенцеве, создателе учения об истинно-казачьем свете, или о старце, настаивающем на том, что православный секс – "только сверху", руками разводишь. И думаешь: "Жалко, что Александр Эткинд не прочитал Щипкова до написания своего "Хлыста".

Книга "Соборный двор", помимо всего прочего, прекрасный материал для историков религии. В ней – и отражение тектонических сдвигов в религиозной жизни России в 90-е годы, и сор. Тот драгоценный сор, из которого, по слову поэта, растут стихи.

Борис Колымагин,
специально для Портал–Credo.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования