Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Борис Колымагин. Избранные молитвы преподобных Ефрема Сирина, Исаака Сирина


Избранные молитвы преподобных Ефрема Сирина, Исаака Сирина. – М.: Международный фонд христианского просвещения, 2003. – 214 с., 1000 экз. – ISBN 5-86748-006-2

"Язык Церкви есть язык молитвы". Эта древняя христианская формула верна и в наши дни, ибо молитва – самое живое и трепетное в Церкви, залог ее единства не по форме и подчинению людям и обстоятельствам, но по Духу, в Его силе и действии.

Именно поэтому Международный фонд христианского просвещения обратился к духовному опыту сирийских святых Ефрема и Исаака и выпустил сборник молитвословий этих подвижников. В него вошли избранные молитвы преподобных, взятые из уже опубликованных трудов: "Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина" (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900), "Иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сирина. Слова подвижнические" (изд. "Правило веры, 1993), "Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни" (Зачатьевский монастырь, 1998). Здесь они оказались собраны под одной обложкой, что очень удобно. Опубликованы они на русском языке с частично измененной старой орфографией. Книга имеет карманный формат и чрезвычайно удобна в обращении – ее можно взять с собой в общественный транспорт, раскрыть в свободную минуту. Скажем, возвращаясь с работы, прочитать длинную вечернюю молитву св. Ефрема (в понедельник – свою, во вторник – свою и т.д.).

Св. Ефрем был, прежде всего, аскетом, и в то же время обладал прекрасным поэтическим даром. Не случайно великий Пушкин изложил одно из молитвословий преподобного – "Господи и Владыко живота моего" – в стихах. Яркие покаянные образы глубоко входят в душу, помогают почувствовать дыхание вечности. Тексты интонационно чрезвычайно богаты и певучи. Преподобный словно развертывает перед нами драматическую картину, в которой есть место и богословию, и воспоминанию о богооткровенной истории, и слезам умиления. Правда, здесь почти не говорится о Евхаристии, даже в вечерних субботних молитвах. Что свидетельствует о серьезном разрыве уже в IV веке между мистической и мистериальной жизнью.

По сравнению с прп. Ефремом, прп. Исаак, живший в VII веке, кажется более суровым. Не потому что он возлагал на других "бремена неудобоносимые" – нет, если и возлагал, то только на себя. Но то ли воздух эпохи давил, то ли музыка речи сильно изменилась, но ощущение такое, словно в какой-то темной пещере оказался. И ищешь вместе с аввой выход. Ощущение это, разумеется, чисто субъективное. А что объективно – так это то богатство святоотеческого опыта, которое открывается в текстах, точность и глубина паузы и слова: "Поток тайн Христовых, подобно волнам океана, захлестывает разум мой. Хотел бы я, Господи, умолкнуть перед ними и не говорить, но они оказались подобными горящему пламени в сердце моем, пожигающему кости мои".

Составители сочли полезным предварить молитвы святых отцов фрагментами из дневников святого праведного Иоанна Кронштадского и о. Сергия Булгакова. В заключении позволим себе привести только одну цитату из св. Иоанна, задающую, как мне кажется, тональность всему сборнику: "Молитва – постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущей силы Божией, молитва – постоянное благодарственное настроение".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования