Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

И.А. Васюков. СМОЛЕНСКИЕ СВЯТЫЕ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ И ОТЕЧЕСТВА. - Смоленск: б. и., 2012. – 327, [1] с.


Книга И.А. Васюкова "Смоленские святые в истории Церкви и Отечества" имеет гриф "Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви". Есть в книге и цветная вклейка. Но, несмотря на столь почтенный статус и на то, что внешне книга выглядит довольно эстетично, при ее издании не соблюдены многие необходимые полиграфические требования.

Это видно уже на титульном листе, а на его оборотной стороне имеются ошибка правописания и несколько пунктуационных огрехов. Библиография составлена неудовлетворительно, в ней отсутствует даже Библия, хотя ссылки на разные ее переводы в тексте издания имеются. Кроме этого, оставляет желать лучшего оформление приложений и иллюстративного материала.

Но главная проблема книги заключается в соотношении ее названия и содержания. Первое имеет претензию на масштабность, а второе являет собой пример фрагментарности и незавершенности (например, в книге вовсе не упомянуты Новомученики и Исповедники XX в.). Автор обнаруживает несовершенное знание исторического метода, заключающегося в уважительном отношении к историческим источникам и историческим исследованиям. В списке литературы отсутствует подавляющее большинство источников по затрагиваемым автором темам. Но даже если они и приводятся, то, как оказывается очевидным из текста работы, о них лишь упоминается, однако автор предпочитает ссылаться на одно издание - "Памятники литературы Древней Руси" (так, например, в разделе о преп. Авраамии, на с. 37, ссылка на издание Розанова, но цитируется по изданию "Памятники литературы Древней Руси"). Даже Никоновскую летопись автор цитирует не по Полному собранию русских летописей, а по другому исследованию (с. 38). Очевидно, что если автор даже и видел эти лучшие издания источников, то с ними все равно должным образом не работал.

Еще одна показательная деталь. В разделе о св. Ростиславе автор предпочитает труды Татищева настоящим летописям, в которых об этом святом имеется богатейший материал.

В нужных местах отсутствуют ссылки на самые полные и самые лучшие на сегодняшний момент исследования. Так, например, в разделе о преп. Авраамии нет ни одной ссылки на работы Н.Н. Редкова и В.Н. Топорова.

Читателя сбивают с толку неправильные ссылки. Например, на с. 82 автор ссылается на 102-ю страницу 149-го издания из списка литературы, но в этом издании указанная страница не входит в диапазон пагинации.

На с. 102 автор включает Мартирия Зеленецкого в список Собора Смоленских святых, в то время как он там никогда не состоял. И.А. Васюков на с. 29 утверждает отсутствие специальной даты памяти Владимира Мономаха, однако архим. Леонид (Кавелин) в своей справочной книге по русской агиографии (1891) приводит такую дату – 19 мая.

На с. 103 автор утверждает, что "отсутствует традиция почитания Смоленских святых". Но хочется спросить его: а факт установления празднования в честь Собора Смоленских святых, наличие посвященных им храмов, икон, служб и т.д. разве не являются видимыми знаками существования таковой традиции?

Стилистика издания во многих местах оставляет желать лучшего. Например, на с. 87 говорится: "После некоторых колебаний в сторону брака Михаил в возрасте 26 лет 24 июня 1818 года принял постриг с именем Макария".

Фрагментарный характер книги хорошо виден из перечня тех святых, которые в ней приведены. Здесь не только представители официального списка Собора Смоленских святых, но и те, кого И.А. Васюков считает по каким-то причинам причастными к смоленской святости. Так, он справедливо относит сюда Владимира Мономаха, апеллируя к тому факту, что его имя хоть и не включено в календарь РПЦ МП, но имеется в Минее в перечне имен святых, в земле Российской просиявших. Однако, вместе с тем, И.А. Васюков нигде не упоминает фигурирующего в этом же самом перечне князя Михаила Смоленского (+ 1248).

В книге И.А. Васюкова имеется целый блок информации, посвященный преп. Мартирию Зеленецкому, которого нет в списке Собора Смоленских святых, и, как доказывает сам же И.А. Васюков, он и не должен в нем находиться. В таком случае, зачем о нем делать отдельную главу в книге "Смоленские святые"? И при этом И.А. Васюков упускает из поля зрения очень и очень многих святых, связанных со Смоленщиной (например, Исаакия Печерского, Макария и Антония Оптинских и т.д.).

Автор обнаруживает свое несогласие с официальной позицией церковной власти РПЦ МП. На с. 5 он критически трактует решение ее Синода: "Существует иной, официальный на данный момент времени вариант определения географических рамок местных соборов святых. Синод Русской Православной Церкви 26 июля 2010 года постановил <…>. Но такое решение кажется еще более искусственным, поскольку ограничивается актуальной политической ситуацией, разрывая связь с христианской историей данного региона".

Василий Мазуренков,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования