Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

СИЛА ДОБРА. Рассказы о Ненасилии и Примирении (На чеченском, русском, английском яз.) - Грозный: ФГУП "Издательско-полиграфический комплекс "Грозненский рабочий", 2012. – 544 с. ISBN 978-5-4314-0046-9


Книга выпущена в Чечне квакерами, чья "Звездочка" является, пожалуй, единственной международной миротворческой организацией, которая, несмотря ни на что, продолжает работать там. Подчеркнем, это не миссионерство, не пропаганда очередной "западной ветви" христианства, а исключительно благотворительная деятельность, начатая еще во время Первой чеченской войны, в 1995 году, англичанином Крисом Хантером (ныне занесен ФСБ РФ в список "невъездных"), который основал тогда на Северном Кавказе "Центр миротворчества и общественного развития", а впоследствии - "Звездочку", психологический реабилитационный центр для детей с посттравматическим синдромом.

Вряд ли надо объяснять, какие это травма и синдром. Возможно, если бы не "Звездочка", террористических актов в России было бы гораздо больше. Возраст боевых действий, до сих пор идущих в этом регионе, почти 20 лет, а значит целое поколение чеченцев вообще не знает, что такое мир. Ведь, как пишет в предисловии к книге чеченский писатель Муса Ахмадов, чеченская пословица гласит: "Увиденное в детстве подобно надписи, высеченной на камне"

Писатель ссылается на слова одного из героев романа Достоевского "Братья Карамазовы" о том, что "высшая гармония не стоит детской слезинки", и восклицает: "Тогда что же за великие деяния совершают политики в Чечне, проливая столько детских слез? Чтобы облегчить эту боль в сердцах чеченских детей и освободить их души от тягостных мыслей, нужна помощь всего человечества".
Эта книга и есть тот самый цветок, что светится на ее обложке. Он изображен проросшим сквозь рваное пулевое отверстие в консервной банке, которой можно уподобить сердце чеченца, ожесточившееся от нескончаемой войны с Россией и ставшее жестяным. Жесть в том, что ясное благородство лозунга "свобода или смерть" сменилось подлым кадыровско-путинским компромиссом, когда некое циничное подобие свободы куплено в обмен на некое подобие смерти - нет, не физической, но, что гораздо страшнее, духовной.

Истинный чеченский характер, завораживавший русских писателей XIX века своим бесстрашием и самоотверженностью, проявляется ныне очень немногими представителями этого народа, ответственность за физический и культурный геноцид которого лежит на властях и молчаливом большинстве их подданных. 

"Последние могикане" Чечни помогли квакерам из разных стран сделать так, чтобы книга "Сила добра" была издана именно на этой многострадальной земле, а не завезена из-за рубежа. Это очень важный аргумент против ложного понимания "миссионерства" квакеров. Строго говоря, чеченцы, издавшие эти рассказы, тоже являются квакерами. Ведь если правильно называть это христианское течение его собственным названием, оно является Обществом Друзей, попадание в круг которых не предполагает "смены веры". И христиане различных конфессий, и мусульмане, и иудеи, и буддисты - все могут быть Друзьями, рыцарями без страха и упрека во имя мира и любви.

Одним из координаторов проекта издания этой книги является москвич Михаил Рощин, член Международного комитета Друзей, старообрядец и востоковед. В книге есть его рассказ "Молитва за мир" - о старообрядческом подвижнике Викторе Попкове, который голодал 40 дней в центре Москвы, возле правозащитного общества "Мемориал", в самом начале второй "контртеррористической операции" в Чечне, в 1999 году. Тогда немногие правозащитники понимали, что путинская борьба с ваххабитами-террористами выльется в преступления против человечности, которые своей жестокостью превзойдут преступления времен ельцинского военного вторжения в Чечню. Через полтора года после той голодовки Попков будет смертельно ранен неизвестными, когда он вез гуманитарную помощь в отдаленные горные районы.

Но смысл рассказов в этой книге - не в том, чтобы еще раз окунуть читателя в ужасы этой войны. Ведь книга издана, прежде всего, как учебное пособие для чеченских детей, чтобы поведать им о том, как разорвать порочный круг насилия с помощью самопожертвования и любви, показать, что эти качества были изначально присущи чеченскому характеру и что примеры победы с помощью этих человеческих качеств многочисленны по всему миру. Поэтому в конце каждого рассказа, как и полагается в учебнике, помещены вопросы для усвоения материала, в число которых обязательно входит соотнесение прочитанного со статьями Всеобщей декларации прав человека ООН.

Каждый рассказ дан на трех языках - чеченском, русском и английском, именно в такой последовательности - и проиллюстрирован самими чеченскими детьми, которым и принадлежит изначальная идея книги. Помимо историй о проявлениях человечности со стороны как чеченцев, так и русских во время последних войн на Северном Кавказе, здесь есть и тексты классиков. Как, например, рассказ Льва Толстого "Упустишь огонь - не потушишь", или отрывок из романа Виктора Гюго "Отверженные". Есть и много рассказов современных европейцев. Таких как история об американке, которая нашла в себе силы подружиться с приговоренным к смертной казни убийцей своего сына, что привело убийцу к покаянию. Или рассказ о другой женщине, в чей гостиничный номер забрался вор, а она, найдя его, накормила и не стала сдавать в полицию. Или история о том, как, следуя учению Библии, школьник возлюбил своего яростного обидчика и вместо того, чтобы "давать сдачи", угостил обидчика его любимым мармеладом. Или о борьбе с тем, что в Америке стало прошлым, а в России, похоже, становится ее будущим, - речь о расовой дискриминации и об "эксперименте", который поставила хозяйка кафе "только для белых", позволив там обедать чернокожему американцу.

Но ядром книги можно назвать рассказ о чеченском святом Кунта-Хаджи, приверженце суфийского мирного ислама, проповеднике ненасильственного сопротивления российской агрессии, стороннике мирного решения вопросов с Россией. Приведено множество его мудрых изречений. Красноречиво сравнение его биографии с биографией Имама Шамиля. Лидера газавата, от чьей руки простился с жизнью не один российский солдат, царская власть, взяв в плен, в итоге сделала "почетным гостем Российского царя". А Кунта-Хаджи, не убивший никого и "всю жизнь проповедовавший смирение, мир, доброту и справедливость, был арестован с ведома царя Александра II зимой 1864 года и сполна испытал судьбу заурядного уголовника в тюрьмах Новочеркасска и Устюжино", где и "был замучен одиночеством, голодом и холодом".

Параллели с современностью очевидны, хотя, конечно, "почетный гость Путина" президент Чечни Рамзан Кадыров не чета Имаму Шамилю, а убитый в подвале, без суда и следствия, как "заурядный уголовник", президент Ичкерии Аслан Масхадов, хоть и был сторонником мирных переговоров, все же не Кунта-Хаджи. Фарс же истории состоит в том, что уголовник без всяких кавычек, контролирующий ныне несвободную Чечню, называет себя как раз последователем Кунта-Хаджи и всячески облагораживает его могилу...

Впрочем, пусть читатели книги "Сила добра" сами оценят, где истинная параллель, а где фарс, прочитав изречения Кунта-Хаджи, спорившего с Имамом Шамилем:

"Злого победи добротой и любовью. Жадного победи щедростью. Вероломного победи искренностью. Неверного победи верой"; "Наши обычаи и нравы возникали и совершенствовались тысячелетиями. Поэтому они оказались настолько близкими исламу. Мы должны их свято беречь и не позволять опошлять никому. Отношение к женщине, как к святой, почитание старших, уважение в семье, особое отношение к гостю, коллективная взаимопомощь и общественные работы, единство в горе и в праздники, умение быть милосердным и уступчивым - все эти качества объединяют нас и берегут нашу честь"

И, вместе с тем, он же: "С теми, кто попытается посягнуть на это, нужно воевать до последнего чеченца".

Главное - чтобы чеченские дети поняли, в чем заключается эта "война", идущая, прежде всего, в сердцах тех "последних могикан" этого народа, которые хотят остаться людьми.

Феликс Шведовский

"Портал-Credo.Ru"

 

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования