Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Филипп Парфёнов. ТОРЖЕСТВО И НИЩЕТА ПРАВОСЛАВИЯ. М., Волшебный фонарь, 2013


Книга православного священника Филиппа Парфёнова притягательна уже своим названием. Назван конфликт, мимо которого может пройти только "теплохладный" верующий, далёкий от церковной жизни. А потому она обращена к тем, кто ощущает болезненную антиномичность среды, в которой пытается полноценно жить, помогая другим.

Первый раздел книги - "Библейские крохотки" - связан с текстами Священного Писания, актуализированного в жанре церковной проповеди. Опытные священники, разъясняя на литургии прочитанный текст Евангелия, соотносят его с сегодняшним днём. Благая весть дана на все времена, но – во все времена - нуждается в адаптации. К тому же, в России многие не понимают её, прочитанную в храме по-церковнославянски.

Вот он отвечает на вопрос: "Обладает ли Бог чувством юмора?" И правда, новообращенный частенько задаётся этим вопросом, подозревая, что за смеховой культурой прячется только дьявольская усмешка. Монашеское благочестие и униформа, понимаемые превратно, наводят страх на приходящего в Церковь. Отец Филипп приводит цитату из воспоминаний психолога Владимира Леви, который беседует с отцом Александром Менем:

"- Когда-то хотел я пуститься в такое исследование: юмор Христа.

- Да?.. Но в церкви…

- Из церкви юмор изгоняет не Он. Абсолют юмора – это  Бог. В божественном юморе, в отличие от человеческого, отсутствует пошлость.

- А в сатанинском?

- У сатаны как раз юмора нет. Но и серьёзности тоже. Сатана - абсолют пошлости. Дьявол  начинается там, где кончается творчество".

И далее автор разбирает те места Евангелия, где Христос явно шутит, что скрыто или архаическим переводом, или недостаточным комментарием. Христианство - оплот духовного здоровья - не чуждается животворного юмора, который угнетённому мирянину может показаться саркастической гримасой.

Вторая часть книги - "Богословская публицистика". Священник касается проблем, которые на епархиальных собраниях не поднимаются и в прессе обсуждать их не позволительно. Но они есть и зреют на виду, как гангренные пятна Церкви, возникшие и в советские, и в досоветские времена.

Ключевая глава книги - "Анатомия властолюбия и любоначалия". "Есть что-то необъяснимое и иррациональное в стремлении властвовать и господствовать над окружающими людьми среди православных христиан, - пишет автор. - Наглядным свидетельством чему является неискоренимое любоначалие в современной российской православной бытовой церковности. В этом плане остаётся загадочным, как люди, особенно среди духовенства, читающие из года в год Евангелия или слышащие слова Христа в церковном собрании, не только не меняются в лучшую сторону, но подчас становятся ещё более властными и нетерпимыми к несогласиям с ними, к тем, кто поступает не по их воле (…). И выхода из этого замкнутого и порочного круга не будет, а будет лишь царить принцип армейской "дедовщины": те, кто в начале церковной жизни прошёл через унижения и понукания, продвинувшись выше по служебно-иерархической лестнице, будут так же понукать других". Отец Филипп вскрывает один из болезненных очагов любоначалия в РПЦ МП – младостарчество. Отслеживает его глубоко укоренённый генезис. И неслучайно упоминает в этой связи дедовщину.

Позволю себе отойти чуть в сторону, в пределах российской действительности. Дедовщина перекочевала в армию из уголовной среды, из ГУЛАГа. Тюремное начальство поощряло произвол уголовников, удерживая тем самым дисциплину в лагерях, где политических заключённых было несоизмеримо больше. Устрашало силой. Армия, куда загоняют новобранцев, вынуждена копировать уголовные методы дисциплины. Нашу армию не удержать без насильственных скреп.  И священник на приходе очень часто правит как "авторитет в законе". Там, где нет нравственного закона, верховодит сила – физическая или моральная.

Я приведу некоторые мысли и положения, которые делают книгу, выражаясь словами Пастернака, "куском дымящейся совести":

"Истина для христианина неотделима от свободы; свобода не может выражаться без стремления к истине, и истина не может быть воспринята без свободы".

"Должно повиноваться Богу больше, чем человеку… Обретая веру, нельзя терять голову! Иначе есть риск, в конечном счете, потерять и то, и другое".

Вспоминается тютчевское "Умом Россию не понять". Не потому ли исчезла та Россия, что вера в неё носила секуляризованный характер? Если вовремя не определить диагноз больного, лечение бесполезно. Русские религиозные философы диагноз поставили, но было уже поздно… Октябрь уж наступил.

"При тотальном произволе христиане – смертники. Они обречены на гонения извне или внутри Церкви".

Важна мысль об экспансии Ислама. Она попускается Свыше, как инъекция, как провокация на здоровье, на выздоровление. Христианская цивилизация поражена и на Востоке, и на Западе, хотя и в разной степени. И Провидение посылает решительные меры к её спасению. Только бы поняли это сами христиане!

Автор предполагает в читателе собеседника, он как бы наводит его и на собственные мысли - о кастовости священства, о духовной энтропии. Автор открыт, с ним можно в чём-то не соглашаться. Но он надеется, что вы понимаете друг друга. В новых исторических условиях востребован новый язык Церкви. С миром можно говорить на языке мира, не предавая своих ценностей, не смешивая понятий. Истинное христианство всегда оказывается между Сциллой и Харибдой, между сектантской замкнутостью и соблазнами мира: "Опыт предыдущих христианских поколений, в том числе монашеский, остаётся во многом ценным не только своей положительной, но и отрицательной стороной, а на ошибках предков необходимо также учиться".

Эта книга стоит в ряду православной публицистики Георгия Федотова, Марии Скобцовой, отца Сергия Желудкова, отца Георгия Чистякова… Её автор - просвещённый, деятельный пастырь, пребывающий сегодня, как нетрудно догадаться, за штатом.

Александр Зорин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования