Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Ури Шахар. МЕССИАНСКИЙ КВАДРАТ. Минск, Делта-инфо, 2012


Что привлекает людей в романах? Интригующий сюжет, неожиданное раскрытие характеров, нетривиальность жизненных решений, сильные страсти, сталкивающиеся с не менее сильной волей, наконец, перекрывающая наличный текст тайна. Все это, а также и то, что я, возможно, в этом перечне упустил, присутствует в романе Ури Шахара «Мессианский квадрат», изданном в Минске в минувшем году. Но, кроме того, в нем имеется еще что-то, что в романах обыкновенно не встретишь, а именно - изобилие всевозможных идей и теорий религиозного свойства.

Тут и «научная эсхатология» - футурологические прогнозы, показывающие, что ускорение темпов развития неумолимо подводит человечество к какой-то загадочной последней черте – «точке омега», неожиданно точно коррелирующей с рубежами, обозначенными в древнем пророчестве: «Мир просуществует шесть тысяч лет» (Авода-Зара, 9.а). Тут и формулировка  критериев последнего объединения людей в лице Экзистенционала, провозглашенного в столь несерьезной форме, что к этой забаве невольно хочется примкнуть («Сомнений сбрось с себя вериги/ В сей мир заброшенный народ./ Твой круглый стол от всех религий / Остатки верных соберет./ Это есть наш последний…  и т.д.»).   

А чего стоит гипотеза личности Учителя Праведности - основателя кумранской общины «Яхад»? Как известно, собственное имя этого выдающегося духовного лидера ни в одном из кумранских документов не названо, но разве могла фигура такого масштаба никаким внешним источником не упоминаться?

На кого только не думали исследователи. Среди претендентов - первосвященник Ония (упомянутый во 2-й Маккавейской книге), ясновидящий Иуда и ессей Менахем (описанные Иосифом Флавием в «Иудейских древностях»). Некоторые указывают на Иоанна Крестителя, другие на Апостола Павла, третьи на брата Иисуса из Назарета – Иакова.

С Самим Иисусом из Назарета Учителя Праведности, насколько мне известно, ни один уважающий себя ученый так и не отождествил. Говорят только о влиянии. Ури Шахар осмелился именно на это. Однако отождествил он с Учителем Праведности все же не Того Иисуса, Который был распят при Понтии Пилате, а того, который, согласно Талмуду, подвергся отлучению при царе Яннае.

В талмудическом трактате Сангедрин (107 б), рассказывается, что после того как царь Яннай (правивший с 103 по 76 год до нашей эры) казнил мудрецов, глава тогдашнего Сангедрина (Синедриона) рабби Йегошуа бен Перахия вместе со своим учеником Йешу из Нацрата бежали в Египет. По возвращении им устроили роскошный прием в гостинице. Рабби Йегошуа воскликнул «Как прекрасна эта гостиница!», но слово «гостиница» - «ахсания» означает также и ее хозяйку. Йешу понял рабби Йегошуа именно в этом втором значении слова и ответил: «Мне так не кажется. У нее слезятся глаза». Тогда рабби Йегошуа рассердился: «Нечестивец! – воскликнул он. - Вот оказывается, что тебя интересует!» После этого он объявил Йешу «херем» – отлучение. Несколько раз Йешу возвращался к своему учителю и просил принять его обратно. Но рабби Йегошуа бен Перахия отказывался. Наконец, однажды, когда он молился и Йешу снова пришел просить у него прощения, рабби Йегошуа решил принять опального ученика и сделал знак, чтобы тот подождал, когда он кончит молитву. Но Йешу понял это движение руками как знак того, что его отталкивают. Тогда Йешу ушел, установил кирпич и публично поклонился ему. Рабби Йегошуа сказал ему: «Вернись». Но на это Йешу ответил: «Так я выучил от тебя, что тому, кто согрешил и совратил многих, не предоставляют возможности раскаяться».

История эта всегда вызывала недоумение как среди комментаторов, так и среди ученых. Предположение Шахара объясняет хронологическую путаницу. «Иисусов», утверждает он, было два! Учителя Праведности тоже звали Иисусом, и даже Иисусом «Аноцри» («из Назарета»), но это была другая личность. При этом Ури Шахар считает, что прозвище «Аноцри» было связано не с местом жительства Учителя Праведности (Нацрат - Назарет), а со словом «нецер», означающим «молодой побег», «отрасль» - то есть с мистически очень насыщенным и используемым словом (Ис., 11:1).

При этом идея двух Йешу Талмуда остроумно переплетается в романе с идеей двух Иисусов Евангелия. В Интернете не так давно было выставлено сочинение Безродина «Конкордация», в котором евангельские разночтения нашли неожиданное разрешение в гипотезе, согласно которой в Евангелиях описываются два разных лица. В «Мессианском квадрате» подробно рассказывается, каким образом Безродин пришел к своим нестандартным идеям.

Невольно задаешься вопросом: да как же так могло получиться, что за эти почти уже два тысячелетия эту гипотезу так никто и не высказал? В этом отношении «Конкордация» Андрея Безродина несколько напоминает «Ледокол» Виктора Суворова: все лежало на поверхности, но никто внимания не обращал! Однако, если Суворов просит у русского народа прощения за свое открытие, то Безродин как будто бы не смущается тем, что  своим сочинением подвергает христианскую веру определенному искушению. Он явно убежден, что лучший способ защиты - нападение, и силится убедить читателя в том, что даже если Иисусов из Назарета было два, христианская вера от этого ничуть не страдает. Напротив, даже выигрывает.

«Я верю в Благую весть, - отвечает Безродин на упреки своего друга-священника, - и в том, что в этой Вести вырисовывается еще один загадочный план, я усматриваю не противоречие, а дополнительную глубину. Поистине великое не может быть ни плоским, ни однозначным». Или: «Что бы кто ни думал о степени реальности открывшейся мне картины, она обладает своей духовной подлинностью, она охвачена боковым зрением Церкви».

Арье Барац,
для «Портала-Credo.Ru»

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования