Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Г.П. Федотов. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ, ТОМ V. М., «SAM and SAM», 2011 г. 424 с.


Из задуманных 12 томов собрания сочинений Георгия Петровича Федотова на сегодня вышли уже 9. Они выходили не по хронологическому принципу. Издатель заботился, прежде всего, об издании тех произведений, которые никогда не издавались в новой России. Поэтому поначалу вышли тома, особо необходимые для осознания насущных проблем нашей страны.

Федотов стоял особняком среди профессоров Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Несмотря на то, что он преподавал историю русской святости (вероятно, сейчас бы это назвали агиологией), он часто выступал с публицистическими статьями в эмигрантской периодике, которые вызывали порой ненависть и неприятие его идеологических противников. Он принимал активное участие в деятельности Русского христианского студенческого движения, его приглашали на экуменические встречи.

Эмигрировав в США в 1940 году, Федотов встал у истоков Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Будучи историком-медиевистом по образованию, он немало времени уделял современности. Он обладал уникальным для историка качеством, успешно соединяя способность к скрупулезному анализу и творческий синтез. Поэтому его произведения сегодня так востребованы в России.

На прошлогодней конференции, проходившей в Доме русского зарубежья в Москве и посвященной 125-летию со дня рождения мыслителя, Н.А. Струве обратил внимание на важное обстоятельство: "Первые его [Федотова] статьи посвящены не русским, а западным святым, до разделения Церквей – святой Геновефе, покровительнице Парижа, и святому Мартину Турскому. Это красноречиво показывает универсалистическую перспективу Федотова в восприятии христианства. "Руководящей нитью", как он сам пишет, были для него работы католиков-болландистов, чья задача была восстановить подлинную историчность святого. Но примечательно, что, отправляясь от них, Федотов выработал противоположный метод. Историчность показалась ему недостаточной. Он считал (цитирую его): "Через легенду прозреть лик святого".

Н.А. Струве отметил еще одну важную черту творчества Федотова: "После книг о русской святости Федотов отдался целиком своему изначальному призванию – публицистике – хотя опять-таки это слово не совсем точно выражает жанр, избранный Федотовым, точнее, тот жанр, который был присущ его гению. В нем он, пожалуй, не имеет себе равных, разве что в лице моего деда, П.Б. Струве (кстати, было бы интересно сопоставить их дарования в этой области: емкость, краткость, отсутствие повторений свойственны им обоим, но звучание языка у каждого иное – у Петра Струве более мажорное, у Федотова несколько мягче, мелодичнее)".

В V том собрания сочинений Г.П. Федотова вошли произведения, созданные им на протяжении 30-х годов ХХ века. Исключение – "Церковь и социальная правда" – тезисы, написанные Федотовым по просьбе Всемирного совета Церквей в 1949 году, за два года до смерти. Две трети V тома составляет книга "И есть, и будет" (Размышления о России и революции), вышедшая в Париже в 1932 году и никогда не переиздававшаяся. В свою очередь, книга выросла из четырех статей, опубликованных в начале 30-х годов в журнале "Современные записки".

В V том также вошли статьи Федотова из журналов "Новый град", "Современные записки" и "Новая Россия". Их объединяет общая тематика – проблемы свободы и демократии, а также социализма в его подлинном значении, очищенном от ядовитых примесей коммунизма. Поначалу Г.П. Федотов публиковал статьи, в которых анализировал причины побед и неудач российских политических сил в революции 1917 года, а также в Гражданской войне, в журнале "Современные записки". Три большие статьи под общим названием "Проблемы будущей России" были опубликованы в трех номерах этого журнала за 1931 год. Но уже через год вышла книга "И есть, и будет" с подзаголовком "Размышления о России и революции". Эта книга ничуть не устарела – более того, как нельзя современна, поскольку не только среди историков, но и среди мыслящей российской интеллигенции до сих пор не утихают споры о причинах великой трагедии, которая привела к развалу огромной империи, создававшейся в течение четырехсот лет, сначала царями династии Романовых, затем большевиками. Ситуация сегодня в России поразительно напоминает начало прошлого века. То же расслоение на кучку богатых, которые не знают, на что потратить деньги, и обнищавшее, вымирающее население, нежелание властей менять что-либо в стране. Все это вполне может завершиться социальным взрывом, подобным революции 1917 г.

Больше всего мыслителя беспокоило будущее России. Этой проблемой мучились и в Советской России – достаточно вспомнить споры заключенных в романе А.И. Солженицына "В круге первом". Неслучайно в этом томе даны статьи Федотова о социализме и демократии. В сегодняшней России, где само понятие социализма безнадежно скомпрометировано 70-летним правлением большевиков, важно очистить это течение политической и экономической мысли от примесей коммунизма. Нынешняя Россия, решительно вставшая на путь капиталистического развития, за последние 20 лет не только не достигла освобождения от коммунистического наваждения, но вновь стоит на грани развала. Отсутствие всенародного покаяния в грехах коммунистического прошлого – основной тормоз развития страны. Об этом постоянно напоминал в своих статьях и книгах Г.П. Федотов. Он же и указывает на новые пути развития – пути христианской демократии, которые отчетливо проявились в народовластии Новгорода и Пскова.

В предисловии к книге "И есть, и будет" Федотов писал: "В анализе революции и творимой ею новой России автор обязал себя к рассечению ее элементов: разрушительных и мертвых — революции коммунистической, и творчески-живых — революции народной. Отсюда разница в оценках явлений, внешне схожих и между собою связанных. Предпосылка двух революций (или революционной псевдоморфозы) неизбежна для положительного построения пореволюционной России. Автору чуждо всякое идолопоклонство перед стихией, как революционного народничества, так и всех оттенков современного скифства. Однако, не отождествляя волю народа ни с правдой, ни даже с волей России, автор готов пожертвовать ради народа многим, дорогим и привычным для него из старого наследства политической и социальной культуры. Эти жертвы особенно значительны в перспективах будущей России. Национальная Россия для своего бытия требует отречения от всех кумиров, которым служили в старой России: от монархии, социализма и формальной демократии. Каждая политическая группа и каждый общественный деятель должны совершить за себя этот тяжелый акт отречения — не от святыни, которой он служил, но от тленной ризы своей святыни. В новых формах, на новых путях России мы будем служить все той же вечной правде, которой служили и строители государства русского, и мятежное мученическое воинство русской интеллигенции. Лишь совершивший эту суровую работу отречения может надеяться войти небесполезным работником в мастерскую новой России".

Сегодня, благодаря издательству "Русский путь", вышло собрание сочинений лишь одного из мыслителей русского религиозного ренессанса – В.В. Зеньковского. Государственные издательства не проявляют заметного интереса к изданию богатейшего наследия русских религиозных мыслителей ХХ столетия. Современные историки и политологи, блуждая в поисках идеологии, якобы столь необходимой сегодняшней России, проходят мимо глубинных прозрений П.Б.Струве, С.Л. Франка, священников Сергия Булгакова и Георгия Флоровского, Г.П. Федотова, Ф.А. Степуна и многих других мыслителей русской эмиграции. Хотя в свое время протопресвитер Александр Шмеман точно определил несовместимость христианской веры и идеологии, все попытки сегодняшних как отечественных, так и зарубежных историков осмыслить трагедию, произошедшую с Россией в прошлом столетии, и обрести выход из затяжного кризиса, в котором она оказалась сегодня, бесплодны без пристального изучения творческого наследия мыслителей русского религиозного ренессанса. Вряд ли будут обретены пути выхода из этого кризиса без национального покаяния. А необходимость его может быть обретена только осмыслением трагедии русского народа. Сегодня в этом особенно нуждается раздираемая смутами и спорами Россия.

Заглядывая в будущее, Г.П. Федотов пророчески писал в начале 30-х годов о предназначении России: "Запад усомнился ныне в основах творимой им культуры. Запад обращается к Востоку, и перед ним стоит угроза затопления Востоком. Может быть, Россия, пережив все опыты отравления и Востоком и Западом, окажется более свободной, более здоровой, окажется подлинным центром между Римом и Пекином, Римом и Бенаресом. Восток и Запад готовы вступить в бой. Россия должна сохранить независимость в этом столкновении. Ее призвание — крестить Восток и быть посредницей религиозного просветления Востока христианством. В этом своеобразие исторической миссии России".

Николай Шеметов,
для "Портала-Credo.Ru"

Фото с сайта: books.j5.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования