Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Курляндский И.А. СТАЛИН, ВЛАСТЬ, РЕЛИГИЯ (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922–1953 гг.). М., «Кучково поле», 2011. 720 с.


В новой, вышедшей в издательстве "Кучково поле" книге ст.н.с. Института российской истории РАН, кандидата исторических наук Игоря Александровича Курляндского по-новому раскрыт ряд малоизученных проблем политики советского государства по отношению к религии в 1922-1953 гг. на многочисленных архивных документах, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот. Большое внимание уделено роли и личности И.В. Сталина как многолетнего лидера советского государства, оказавшего решающее влияние на выработку его конфессиональной политики на разных исторических этапах. На страницах книги также ярко предстают образы других большевистских вождей, занятых "штурмом небес": В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина, Е.М. Ярославского… Автором исследуются причины и механизмы выработки важнейших решений власти в деле антирелигиозной борьбы. Также он останавливается и на вопросах "религиозной" мифологии  большевизма в творчестве писателя Андрея Платонова.

Книга имеет гриф Института российской истории РАН и является плановой монографией сотрудника этого академического учреждения, выполненной в Центре истории религии и Церкви. Посвящена она памяти двух, хорошо знакомых автору лично, выдающихся людей России – историка, профессора, д.и.н. Анатолия Филипповича Смирнова (1925-2009) и поэта Евгения Ивановича Блажеевского (1947-1999).

В предисловии к книге И.А. Курляндский пишет: "Сталин, взятый в ипостаси государственного деятеля, выстраивающего конфессиональную политику в стране на разных исторических поворотах, является главным героем этой книги. Но не только. Представляется не менее важным рассмотреть религиозные и церковные факторы в контексте внутренней политики советского государства в течение нескольких десятилетий, и как выстраивалась эта конфессиональная политика, носившая антирелигиозный характер. Важно понять, какие "подводные течения" ее определяли, какие были механизмы выработки наиболее важных решений, какие исторические лица и какое влияние на нее оказывали. А также исследовать, как повлияла эта политика на положение религиозных организаций и верующих разных конфессий, в чем заключалось ее реальное содержание, и, наконец, каковы были отличительные особенности этой политики в разные периоды существования советской власти в годы ленинского и сталинского правлений".

Сам автор определяет жанр книги как исторические очерки, но они весьма информативны и охватывают очень серьезные темы в исторической науке, относящиеся к проблемам государственной политики по отношению к религии в 1922-1953 гг. Примечательно, что И.А. Курляндский анализирует аспекты взаимоотношений власти не только с православной Церковью, но и с мусульманами, "сектантами" и др.

Книга написана на обширной источниковой базе, в ее основе – документы как государственных, так и ведомственных архивов, важную часть из которых составляют впервые вводимые автором в научный оборот документы из Архива Президента РФ.

Во вводной части монографии рассмотрен вопрос о влиянии духовного образования на становление личности Сталина и на его деятельность. Там делается интересная авторская попытка реконструкции так называемого "духовного мира" Сталина, содержится острая полемика с современными творцами и распространителями мифов и выдумок о "православии в душенастрое Сталина".

В первой главе по новым документам впервые изучено участие Сталина в антицерковной кампании 1922-23 гг.,  объясняются также причины и движущие силы самой этой кампании, особенности ее проведения и роль в ней В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого (отдельные параграфы главы так и называются "Фактор Ленина…", "Фактор Троцкого…", "Фактор Сталина…"), обстоятельства создания Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) – ВКП(б).  Уделяется внимание участию Сталина в репрессиях против духовенства и мирян в 1922 г. и в "деле" Патриарха Тихона. Дается также подробная документальная история отношений Сталина с Е.М. Ярославским, ставшим на долгие годы "правой рукой" вождя в деле религиозной борьбы.

Во второй главе анализируются причины поворота советской политики к так называемому "религиозному нэпу" весной-летом 1923 гг., рассмотрены роль Сталина и других деятелей партии в этом процессе, его реальное содержание, раскрыта двойственность и противоречивость "религиозного нэпа" как исторического явления.

Третья глава посвящена малоизученной проблеме свертывания "религиозного нэпа" и перехода к политике гонений и репрессий против разных конфессий (1926-1930 гг.). В этой связи рассмотрены предпосылки ликвидации "религиозного нэпа" и сигналы к этому в выступлениях Сталина; тексты некоторых из них, по архивным подлинникам, впервые вводятся в научный оборот. На многочисленных архивных документах, значительная часть которых впервые вводится автором в научный оборот, в деталях воссоздается история поэтапного наступления государства на православие, ислам и другие конфессии, обозначается место в этом процессе Антирелигиозной комиссии ЦК ВКП(б). Серьезное внимание уделено истории подготовки и последствиям принятия постановления ЦК "О мерах по усилению антирелигиозной работы" (1929 г.) как оказавшего существенное влияние на дальнейшую антирелигиозную политику власти и положение религиозных конфессий в стране. Рассматривается и история политики по закрытию церквей в этот период, а также особенности противоречивой позиции по вопросу борьбы с религией так называемых "правых", то есть умеренных большевиков, из которых И.А. Курляндский подробно останавливается на личности и взглядах Н.И. Бухарина (1888-1938), одного из главных сталинских оппонентов конца 1920-х гг. В главе раскрывается прямая связь между гонениями на религию и другими политическими процессами в стране в эпоху "Великого перелома" - сталинского "раскулачивания" и сплошной коллективизации, свертывания НЭПа в целом и преследований "бывших людей".

Используя новые архивные документы, в четвертой главе книги автор останавливается на ответах советского руководства на протесты зарубежных кругов по поводу преследования религии и церкви в Советском Союзе в 1930 г. И.А. Курляндский восстанавливает картину, как советские вожди не останавливались перед фальсификациями и манипуляциями, чтобы создать ложное впечатление в мире о благополучном положении религии в СССР,  и использовали для этого как дипломатические, так и церковные каналы.

В пятой главе на основе анализа сталинских маргиналий на тексте повести Андрея Платонова "Впрок" (1931 г.) делаются наблюдения относительно "религиозной" мифологии большевизма и сталинизма, которые так тонко передал в своем творчестве этот великий писатель. А также анализируются мировоззренческие и  психологические причины яростной реакции Сталина на эту повесть.

В шестой главе освещены некоторые малоизвестные аспекты отношения власти к религии в годы "большого террора" 1937-1938 гг., осмысливаются причины неудачных попыток установления в этот период систематической антирелигиозной пропаганды в стране, а также рассматривается механизм охвата верующих и церковников репрессивными "массовыми операциями", остро ставится вопрос о необходимости открытия архивов по политическим репрессиям советской эпохи.

Седьмая глава посвящена некоторым особенностям церковно-государственных отношений в 1939-1941 гг. - на фоне разоблачения распространяемых в публицистике фальшивок (таких как печально известное "Постановление Политбюро ЦК от 11 ноября 1939 г." и др.), призванных подтвердить тезис о радикальном изменении Сталиным церковной политики в 1939 г. Попутно предлагается основанный на подлинных документах и фактах ответ на вопрос, можно ли говорить о каком-либо серьезном повороте политики государства навстречу религии в предвоенный период.

В восьмой главе публикуется извлеченный из Архива Президента РФ полный текст записки министра государственной безопасности В.С. Абакумова об усилении антисоветской деятельности церковников в 1948 г. со вступительной статьей.

В заключении работы, наряду с краткими выводами, рассматриваются некоторые проблемы сталинского "нового курса" церковно-государственных отношений 1943-1953 гг. во внутренней политике государства, в том числе рассмотрены: вопрос о политике советского государства в отношении открытия церквей; о положении духовных учебных заведений и состоянии приходского духовенства в этот период, делаются выводы о некоторых особенностях сталинского "нового курса" и недопустимости его идеализации в историографии (а такие тенденции есть у некоторых авторов и в научной литературе).

В приложении к монографии публикуются некоторые важные документы о политике партии и государства в отношении религии и церкви в конце 1920-х – начале 1930-х гг. В их числе впервые опубликованы полные тексты стенограммы заседания Оргбюро ЦК по выработке постановления "О мерах по усилению антирелигиозной работы" (10 декабря 1928 г.), записки Ярославского в Политбюро ЦК с различными редакциями проектов постановления о деятельности Антирелигиозной комиссии ЦК (1929 г.), записка Г.Г. Карпова Сталину об иерархах Русской Православной Церкви (1952 г.) и т.д. Кроме того, некоторые документы небольшого объема, ввиду их важности для излагаемого сюжета, публикуются и в тексте глав  монографии, где они выделяются мелким шрифтом. Также мелким шрифтом выделяются некоторые биографические отступления в тексте.

Книга И.А. Курляндского легко читается, написана хорошим литературным языком. Это насыщенное документами и фактами оригинальное и объективное исследование, вносящее серьезный вклад в историографию отношений власти и религии в советскую эпоху. Такая монография может быть полезна не только ученым и специалистам, но и широкому кругу читателей, интересующихся историей СССР и России в XX веке.

Фото с сайта: iriran.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования