Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Александр Ян. МИР ПОЛУНОЧИ. Книга 1. Партизаны Луны. - "Эксмо", "Домино". - 2011 г. 528 с. Тираж: 5000 экз. ISBN 978-5-699-48874-2


Пропаганда католичества в легком жанре – традиция, освященная еще именем Честертона с его знаменитым отцом Брауном. Так что неудивительно, что из трех авторов, написавших "Партизан луны" под общим псевдонимом Александр Ян, - две известные русскоязычные католички: украинская писательница Ольга Чигиринская ("Ваше Благородие", "По ту сторону рассвета") и московская переводчица Екатерина Кинн.

Начало 22-го века. Однако вместо Полдня, обещанного братьями Стругацкими, в мире наступила Полночь. Очередная "маленькая победоносная война", предпринятая в Третьем мире с целью его "демократизации", неожиданно превратилась в Третью Мировую, со всеми вытекающими: использованием оружия массового поражения, уничтожением жизнеобеспечивающей инфраструктуры, десятками тысяч беженцев, чудовищными эпидемиями, смертоносными болезнями…Человечество оказалось на краю гибели, и тут на сцену вышли "высокие господа" или, проще говоря, вампиры.

"Высокие господа" оказались крепкими хозяйственниками и эффективными менеджерами: справились с эпидемиями, восстановили цивилизацию и даже высокий уровень жизни на значительней территории. Однако новый порядок был восстановлен на крови в самом прямом смысле этого слова: для поддержания жизнедеятельности вампиру необходимо ежегодно выпивать кровь хотя бы нескольких человек. Впрочем, поскольку альтернативой был полный хаос, человечество согласилось с этой платой. Возникший на развалинах прежней цивилизации Союз Свободных Наций разработал свод правил, регулирующий сосуществование людей и "гемоглобинозависящих" - и новый мировой порядок заработал.

Естественно, подобный симбиоз с людоедами для многих оказался неприемлемым. В новом мире немедленно возникает антивампирское Подполье, к которому и принадлежит главный герой романа — боевик Андрей Витер  по прозвищу Эней.

И вот тут начинается самое интересное. В ходе подпольной деятельности Эней неожиданно выясняет, что, оказывается, вампиры плохо реагируют не только на серебро и осиновые колья, но и на христианскую атрибутику – кресты, молитвы, священнослужителей, вплоть до того, что на только что причастившегося не действует "волна" - психологическое оружие, при помощи которого высокие господа подавляют волю противника. Более того – вампиризм оказывается результатом симбиоза между человеком и некой духовной сущностью, которую авторы, не мудрствуя лукаво, называют просто бесом. И этого беса можно изгнать при помощи классического экзорцизма.

Когда руки варка повисли — сломанные в нескольких местах, они уже не слушались, — а правая нога вывернулась под неестественным углом, вспотевший Костя (православный священник) переложил катану в левую руку, а правой достал из-за пазухи крест.

— А теперь, — отдуваясь, сказал он, — Именем Господа нашего Иисуса Христа, заткнись и выйди из этого человека сейчас же.

Игорь что-то булькнул. Кажется, это был смех.

— Я кому сказал, сволочь — заткнись и выйди! — рявкнул Костя, опускаясь на колено. В морской пехоте он, наверное, дослужился не меньше чем до сержанта. Его правая рука, размером с хороший окорок, метнулась и припечатала крестом лоб вампира. Игорь выгнулся, став почти на "мостик", страшно завизжал — и вдруг обмяк, как куль, и умолк. Глаза ушли под веки.

О литературных достоинствах романа мы, возможно, поговорим в другой раз и в другом месте. Сейчас же остановимся исключительно на религиозной составляющей, ради которой текст и был написан. Ибо она, на наш взгляд, взывает серьезные вопросы.

Прежде всего, "Партизаны Луны" - роман вызывающе экуменистический: вампиры совершенно одинаково реагируют как на православных, так и на католических священников, а в одном случае экзорцизм совершил и вовсе раввин. И тут, конечно, можно долго рассуждать о том, что перегородки между конфессиями до неба не доходят, что Дух Господень веет, где хочет, и т.д. Однако подобный знак равенства между взаимоисключающими религиями – на наш взгляд, слишком рискованное богословие.

Впрочем, не это главное. С точки зрения религиозной пропаганды "Мир Полуночиня" действительно очень удобен: можно показать, как религиозные соображения приводили людей в подполье, помогали не сломаться на допросах, и т.д. Однако авторы пошли другим путем, превратив крест и причастие в своего рода "теургическое оружие". И этим нарушили важное предостережение одного еврейского мудреца, справедливое, на наш взгляд, для любой религии: "Не делай из Торы лопату, чтобы копать". Ибо религия как инструмент решения сугубо земных задач, как нам кажется, не имеет с подлинной верой ничего общего.

Разумеется, желание современных верующих авторов приспособить религию к решению хоть каких-то земных задач вполне понятно. В прошлом церковь не только указывала путь в Царствие Небесное, но и успешно помогала своей пастве в самых разных земных делах, начиная с организации хоть какой-то системы соцобеспечения и заканчивая психологическим утешением и созданием стройной картины мира. Сегодня все это в прошлом – ученые, психологи и собес справляются с этими задачами куда эффективнее, так что религия фактически стала набором умозрительных доктрин и ритуалов. Психологически это может быть весьма некомфортно - и вызывает естественное желание приспособить свою веру хоть к какому-нибудь конкретному делу. Однако другой реальности, к сожалению или к счастью, у нас нет, поэтому если уж браться за защиту религии, то делать это нужно применительно к тому, что есть – как, кстати, и поступал создатель отца Брауна, принципиально не использовавший какую-либо мистику или теургию.

В общем, если собственных платонов и быстрых разумом невтонов земля российская рожать научилась, то с собственными честертонами пока обстоит хуже. Впрочем, "Партизаны Луны" задуманы как первая книга многотомной эпопеи. Так что еще есть надежда на то, что дальше пойдет лучше. 

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"
 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования