Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Rabbi Dr. Benyamin Lau. THE SAGES. The Second Temple Period v. 1. - Publisher: Toby Press Ltd, London, United Kingdom, 2010, - ISBN-10:1592642454


Существует два подхода к изучению Талмуда: традиционный, "иешивный", и "академический". В соответствии с первым  талмудический текст - это, в первую очередь, Устная Тора, из которой иудей узнает, как ему жить и во что верить. Для приверженцев второго Талмуд — один из источников, позволяющий судить о той или иной эпохе. Соответственно, достоверность любого талмудического утверждения подлежит верификации, как и любой другой текст.

Возьмем, к примеру, первую мишну из трактата "Авот":

"Моше принял <Устную> Тору на Синае и передал ее Иегошуа, Иегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию…"

С точки зрения традиционного иудаизма данное утверждение доказывает божественное происхождение Устной Торы. А для университетского ученого, напротив, это говорит лишь о том, какие средства использовали фарисеи и их духовные наследники, дабы укрепить авторитет своей религиозной традиции.

Сборник доктора-раввина Беньямина Лау "Мудрецы" - своего рода попытка синтеза вышеозначенных подходов. С одной стороны, Беньямин Лау, раввин иерусалимской синагоги "Рамбан" и племянник бывшего главного раввина Израиля Исраэля-Меира Лау, не покушается открыто ни на один из религиозных догматов. А с другой стороны — широко использует весь арсенал академической иудаики, хорошо знакомый ему по ученым штудиям в израильских университетах.

Насколько этот синтез оказался "кошерным", судить не беремся. Однако сам р. Лау, похоже, догадывался, что для некоторых религиозных читателей академические методы будут непривычны и даже могут показаться опасным "обновленчеством", а потому целую главу посвятил разъяснениям, что такое иудаика, какие методы она использует и почему это не только "не противоречит Торе", но и может трактоваться ей на пользу.

Структурно книга р. Лау — биографический комментарий к уже упоминавшемуся трактату "Авот": справка о каждом мудреце, краткое изложение его основных идей и мнений, исторический и религиозный контекст его жизни и деятельности. В результате книга сочетает в себе биографический справочник, краткое пособие по еврейской истории эпохи Второго храма и Талмуда и краткое изложение основных идей Устной Традиции, историю ее развития и постепенной канонизации.

Книга р. Лау охватывает эпоху от конца IV века до н.э. до разрушения II Храма. Поэтому ее первым героем стал первосвященник Шимон Праведник, приветствовавший Александра Македонского, а последними – р. Йоханан бен Закай и р. Цадок, ставшие свидетелями падения Иерусалима. Отдельной главы так же удостоился рабан Гамлиэль (Гамалиил) – тот самый,  чьим учеником был в молодости будущий апостол Павел, которого тогда еще звали Савлом из Тарса.

Впрочем, христианскому читателю книга может быть интересна не только этим. О том, насколько взгляды не только Павла, но и Иисуса были близки мировоззрению талмудистов, написано уже немало.

Просто в качестве иллюстрации можно привести известное свидетельство Льва Толстого: "Я недавно с еврейским раввином читал V главу Матфея. Почти при всяком изречении раввин говорил: это есть в Библии, это есть в Талмуде, и указывал мне в Библии и Талмуде весьма близкие изречения к изречениям Нагорной проповеди".

Поэтому знакомствo с наследием еврейских мудрецов эпохи II Храма, несомненно, позволит лучше понять внутренний мир и отдельные высказывания основателей христианства.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования