Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Георгий Трубников. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА + ОБЩЕСТВО-ЗНАНИЕ. Конспект интегрированного курса. – СПб.: Росток, 2010. - 192 с. Тираж: 500 экз. ISBN 978-5-94668-074-5


В книге предпринята попытка объединить в школьном курсе привычный курс "Обществознание" и совсем новую для российской школы дисциплину "Духовно-нравственная культура". Уже во введении автором декларируется замысел протоучебника:

"Мы будем говорить о духовной сфере вполне сознательно как о сфере, где доминирует религия. Более того, мы будем излагать ХРИСТИАНСКОЕ НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ.

Мы постараемся научить одновременно изучать общество и бытие человеческой души, исходя из предположения о существовании Бога. При этом мы не скрываем, что существование Бога для авторов книги не предположение, которое можно отбросить, а глубокое убеждение, без которого всё теряет свой смысл.  Тот же из читателей, кто сейчас сомневается в существовании Бога, пусть сделает это предположение и, призвав всё свое воображение, погрузится в него. Договорившись хотя бы временно по этому главному вопросу, мы вместе пройдем этот путь".

Книга состоит из 23 глав, объединенных в три части. Первая часть - "Духовная сфера" - открывается главой "Главный вопрос". Атеисты требуют от теистов прямых доказательств существования Бога. На взгляд теистов, наука ХХ века, произведя величайшие открытия, предъявила человечеству убедительнейшие свидетельства.

Открытие физиками расширения вселенной и факта Большого взрыва опровергает материалистическое понимание бесконечности вселенной и случайное происхождение светил и планет из хаоса. Невероятно также случайное образование круговых орбит планет солнечной системы, без которых невозможна жизнь на Земле.

Открытие дискретности генома объясняет бесконечно малую вероятность происхождения новых биологических видов путем мутаций. Это, в свою очередь, объясняет давно наблюдаемое уменьшение количества биологических видов на Земле и приводит к непреложному выводу об их сотворении в доисторический период.

Чем глубже наука постигает законы природы, тем чаще образованные люди приходят к выводу о беспомощности материализма и о наличии Сверхчувственной Субстанции, Актуальной Бесконечности, бесконечно мудрого Слова, Творца.

Сотворив материю и жизнь, Бог не перестал интересоваться дальнейшим. Бог делал все последовательно: вначале создал вселенную, затем жизнь, по крайней мере, на одной из планет, затем растения и животных, притом огромное количество видов. Всё это требовало "Его личного участия". Наконец, Он создал человека, и наделил его, в отличие от обезьян,  даром творчества. Так что Бог следит за развитием Его творения, вмешивается в него. Так рассуждающий человек, верящий в единого Бога,  – монотеист, в отличие от язычника, политеиста.

На этой развилке духовного пути человека подстерегает соблазн не присоединяться к какой-либо религии, идти своим путем, понимать Бога по-своему. За этим может стоять боязнь подвергнуть свою веру гласному испытанию, взять на себя ответственность перед людьми. Но это может быть и самонадеянностью, неверием в авторитеты, уверенностью в том, что ты понимаешь замысел Божий лучше своих предшественников.

Христианином монотеист становится, когда поверит в то, что произошло две тысячи лет назад, когда Бог послал нам своего Сына. В этот момент мировой истории Богу снова потребовалось вмешаться в ее ход.

Глава 3 рассказывает о религиях и проповедуемых ими понятиях о нравственности. Подчеркивается принципиально важная роль появления первой монотеистической религии – иудаизма, рассказывается о Ветхом Завете, прежде всего о сотворении мира, первородном грехе, десяти заповедях. В рассказе о Новом Завете раскрывается главное отличие и вечный признак христианства – любовь как основа вероучения и нравственности. Обильно цитируется Евангелие, раскрывается смысл Символа веры, говорится о грехах.  В основе каждого греха лежит нелюбовь, ненависть. Борьба с грехом – это уменьшение в душе ненависти и увеличение доли любви в ней. Мстительность и ксенофобия греховны, это установление отличает христианство от других религий.

В четвертой главе излагается история христианской Церкви, начиная с Тайной вечери, с деяний Петра и Павла. Постоянная борьба между двумя тенденциями – единения и разъединения - вызвана внутренне противоречивой задачей Церкви – научить вере народы с разными культурами, не теряя истинность. Большая схизма, Флорентийский собор, Реформация, экуменизм – главные вехи истории христианства. Та же тенденция существует и в истории Русской Православной Церкви: Крещение Руси, отделение от Византии, раскол, синодальный период, собор 1917 года, разделения гонимой большевиками Церкви.

Вторая часть книги посвящена проникновению духовной сферы в социальную и материальные сферы жизнедеятельности общества. Проблемно изложены вопросы  природного начала в человеке, использования и сохранения природы, выживания человечества, самоидентификации и социализации личности, расширения круга общностей, широкого понимания культуры, соотношения экономики и этики, богатства и бедности в евангельском понимании, протестантской этики и духа капитализма.

Третья часть книги - "Введение в политологию" - отличается от соответствующих стандартных учебников тем, что в  ней сквозной нитью проходит мысль о возможности и желательности нравственной политики. Критически рассматриваются идеологии либерализма, патриотизма и коммунизма. Как идеал рассматривается христианская идеология.

Владимир Петров,
для "Портала-Credo.Ru"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования