Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Основы исламской культуры. 4–5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: "Просвещение", 2010. - 80 с.: илл.


Учебное пособие "Основы исламской культуры", на наш взгляд, является одним из лучших пособий по модулям ОРКСЭ, существующих в настоящее время. Высокое качество книги обусловлено удачным подбором авторского коллектива: Д.И.Латышина - педагог, профессор кафедры педагогики начального обучения факультета начальных классов Московского педагогического университета, М.Ф.Муртазин - исламовед, член президиума Центрального духовного управления мусульман Европейской части России, ректор Московского исламского университета.

Текстовый материал учебника содержит минимальное количество фактических ошибок, достаточно полон, разбивка на тематические блоки логична и способствует успешному освоению материала; подборка иллюстраций, а также формулировки вопросов и заданий могут быть сочтены удачными. Отдельные недоработки имеются, но могут быть устранены в процессе дальнейшей редакторской работы над книгой, без значительных изменений в её содержании и при сохранении нынешнего авторского коллектива. Книга может успешно использоваться для учебной и просветительской работы среди немусульман. Материалы учебника будут интересны и для взрослых. При преподавании модуля "Основы исламской культуры" учителю потребуется обращение к главе "Книги для учителя" [1], посвящённой исламу, но в качестве дополнительного материала, а не в качестве альтернативы данному учебнику.

Учебное пособие рассчитано на 30 уроков. Уроки 1 и 30 ("Россия — наша Родина" и "Любовь и уважение к Отечеству") написаны чл.-корр. РАО проф. А. Я. Данилюком и непосредственно с материалом остальных уроков не связаны. В учебник включены уроки по следующим темам: "Колыбель ислама", "Пророк Мухаммад - основатель ислама", "Начало пророчества", "Чудесное путешествие пророка", "Хиджра", "Коран и Сунна", "Вера в Аллаха", "Божественные Писания. Посланники Бога", "Вера в Судный день и судьбу", "Обязанности мусульман", "Поклонение Аллаху", "Пост в месяц рамадан", "Пожертвование во имя Всевышнего", "Паломничество в Мекку", "История ислама в России", "Нравственные ценности ислама", "Сотворение добра", "Дружба и взаимопомощь", "Семья в исламе", "Родители и дети", "Отношение к старшим", "Традиции гостеприимства", "Ценность и польза образования", "Ислам и наука", "Искусство ислама", "Праздники мусульман". Материал уроков 16–17 содержит творческие задания, которые учащиеся выполняют перед наступлением летних каникул, а также некоторые познавательные сведения из истории ислама.

При общем весьма хорошем впечатлении учебник содержит ряд важных концептуальных недостатков, которые в обязательном порядке должны быть устранены в ходе дальнейшей работы по его совершенствованию.

Прежде всего, книга Д.И.Латышиной и М.Ф.Муртазина не является учебником по "исламской культуре", хотя это и заявлено в его названии. Авторы вполне откровенно и сознательно написали учебник по основам ислама, т.е. исламского вероучения. Не спорю, что при нынешней ситуации, когда на фоне активизации исламского фактора в политической и культурной жизни России в обществе распространяются, зачастую осознанно и обдуманно, самые дикие и невежественные представления об исламе, широкий ликбез именно в этой области, в области исламской религиозной доктрины, является настоятельной необходимостью. И такой учебник был бы абсолютно уместен в религиозном учебном заведении, в рамках домашнего или общинного образования, но никак не в светской школе светского государства. Повышенное внимание к доктринальным элементам идёт в разрез с целью учебного курса ОРКСЭ: формировать "мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России" (выделено нами, — Д.Сах.). Несколько уроков, имеющих отношение именно к культуре ислама, носят характер беглого обзора и занимают явно подчинённое значение в общей концепции учебного пособия.

Во-вторых, недопустимо излагать содержание религиозных верований и легенд как несомненную реальность, без оговорок относительно конфессионального характера этих представлений. Авторы, увы, нередко этим грешат - ангелы, шайтаны и джинны, к примеру, описываются как реальные существа (с. 28–29) и т.п. Как реальность - без оговорок "по преданиям" или "по представлениям мусульман" - подаются разного рода рассказы о чудесах, не являющиеся даже частью исламской доктрины (например, рассказ о чудесах Пророка, с. 33, и др.).

В-третьих, складывается впечатление, что на манеру подачи материала оказала влияние конфессиональная принадлежность самих авторов к ханафитскому мазхабу суннизма: в учебнике нет ни слова о разделении мусульман на различные направления. Нет никаких упоминаний о шиизме (недопустимое умолчание). А ведь на территории России живут мусульмане - представители различных религиозных школ и направлений - ханафизма, шафиизма, суфизма, шиизма двенадцати имамов, наконец, весьма активно ведущие религиозную пропаганду в своём стиле последователи салафитского ислама (в просторечии "ваххабиты"), и уживаются они далеко не всегда бесконфликтно. Неужели авторы думают, что выбранная ими тактика умолчания о существующих в исламе разделениях действительно будет способствовать реализации целей и задач курса ОРКСЭ — прежде всего таких, как "формирование мотиваций… к диалогу с представителями других культур и мировоззрений" и "развитие способностей… к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия"?

Наконец, авторы учебника явно не рассчитывали на то, что учебник может быть использован для работы не только в среде т.н. "этнических мусульман", но и в немусульманской или поликультурной среде. В противном случае они, несомненно, уделили бы большее внимание тем особенностям исламского вероучения, культуры мусульманских народов, индивидуального поведения мусульман, которые вызывают наибольшее удивление и, может быть, непонимание среди немусульман.

Выражаем надежду, что авторы учебника, и коллектив издательства "Просвещение" уже в ближайшее время приступят к устранению отмеченных недостатков. Несмотря на то, что учебник получился в целом удачным, он всё же должен в обязательном порядке пройти экспертную оценку авторитетными и независимыми специалистами - религиоведами и этнографами. Это будет лишь способствовать его улучшению и совершенствованию.


[1] Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. - М.: "Просвещение", 2010. - 239 с.  ISBN 978-5-09-021286-1

Д.М.Сахарных, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, г. Ижевск

Опубликовано в издании: Педагогический родник. № 3 (38). Ижевск, 2010. С. 46-47.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования