Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Л.Н.Бровко. ЦЕРКОВЬ И ТРЕТИЙ РЕЙХ.СПб.: Алетейя, 2009. – 472 с., Тир. 1000 экз., ISBN 978-5-91419-247-9


Книга историка-германиста Людмилы Бровко посвящена жизни христианских церквей в фашистской Германии и истории их сопротивления тоталитарному режиму. О противодействии католиков и протестантов нацистам советский человек знал немного, чаще всего его представления ограничивались образом пастора Шлага в легендарном телесериале "Семнадцать мгновений весны". Историки обычно обходили эту тему стороной или писали в том смысле, что "князья церкви устроили сговор с фашистами за спиной верующих трудящихся". И вот теперь появилась возможность подробно проследить за линией взаимоотношений христиан с гитлеровской диктатурой.

Все эти годы церкви (и Католическая, и Евангелическая) балансировали на грани компромисса и конфронтации. В самом начале правления нацистов католики заключили с государством конкордат, в котором прописывались права и обязанности сторон. Это соглашение оказалось выгодным нацистам, под шумок уничтожавшим католические объединения, профсоюзы, молодежные союзы и церковную прессу. В среде протестантов появились "немецкие христиане", ратовавшие за чистоту крови и во всем поддерживавшие фюрера. В монографии подробно показана история заигрывания режима с церквями и попытка создания лояльных режиму движений.

Однако многие христиане остались верными своему призванию и не побоялись пойти на мировоззренческую конфронтацию. Уже в декабре 1933 года в публичной проповеди перед Рождеством мюнхенский кардинал Михаэль Фаульхабер открыто выступил с критикой идеологии нацизма. За ней последовала проповедь епископа города Мюнстера графа Клеменса фон Галена. Именно он стал одним из самых бесстрашных обличителей режима, выступавшим перед верующими против гонений нацистов на Церковь, и преступлений режима против других категорий граждан страны. Именно благодаря его пламенным проповедям в сентябре 1941 года Гитлер был вынужден остановить чудовищную программу убийства душевнобольных.

В 30-х годах под влиянием идей Ролана Барта появляется протестантская Исповедническая церковь, которая оказывает серьезное нравственное сопротивление режиму. Один из ее лидеров, пастор из Берлина Мартин Нимеллер, вскоре попадает за решетку. Его судьба сложилась счастливо: он пережил диктатуру, и в 50-е годы приезжал с миротворческой миссией в Советский Союз. Чего не скажешь о многих других членах этого почти подпольного объединения, погибших в застенках.

Самым известным из них по-праву считается пастор и теолог Дитрих Бонхёффер, который принял активное участие в антифашистском сопротивлении. В церковных кругах его имя стало символом мученичества. Бонхёффер почувствовал угрозу фашизма уже в конце Веймарской республики, а после прихода нацистов к власти стал их жестким критиком. Вскоре всякая публичная деятельность пастора стала невозможной, но он продолжал вести тайные богословские семинары по всей стране. Друзья, желая спасти Бонхёффера, организовали ему командировку в США, где он читал курс лекций. Однако вскоре Бонхёффер возвращается в Германию и связывается с участниками антифашистского заговора, с главой заговорщиков Канарисом. Бонхёффер неоднократно выезжал за границу в поисках контактов с дружественными гражданскими и церковными кругами. Им и его соратниками велась большая работа по спасению евреев, по переправке их за кордон по подложным паспортам.

Весной 1943-го Бонхёффера арестовали, а 9 апреля 1945 года казнили. В тюрьме он не переставал размышлять над богословскими вопросами. Он считал, что Бог помогает не всесилием, а силой Своей слабости, Своего страдания.

В монографии говорится и о других участниках антифашистского сопротивления (А. Дельп, Р. Майер, А. Рёш), а также о проблеме переосмысления прошлого и переоценке ценностей внутри христианского сообщества.

В заключение отметим, что издание снабжено именным указателем и значительной по объему библиографией.

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования