Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Евгений Пазухин. СВЯТОЙ ХОСЕМАРИЯ ЭСКРИВА. ОСНОВАТЕЛЬ OPUS DEI. - СПб, изд. «Белый камень», 2009


Книга Евгения Пазухина, философа и эссеиста, православного по вероисповеданию, является биографией основателя "таинственной" католической организации. Но назвать ее только биографией будет слишком просто. Это нечто большее. Во-первых, книга содержит подробное изложение мыслей и проповедей самого Хосемарии Эскрива, по-новому открывающихся в контексте его жизненного пути, через его отношения с родными и близкими людьми, переписку и общение с духовными детьми. Ведь многие мысли, которые мы находим в трудах Хосемарии Эскрива, рождены были, прежде всего, жизненным и духовным опытом этого человека. Во-вторых, речь идет собственно об основанной им организации неравнодушных мирян.

Слова "Opus Dei" наверняка вызовут у российских читателей ассоциации с организацией, причем у "понимающих" эти ассоциации едва ли будут положительными. Наверняка для большинства наших читателей, особенно знакомых с писаниями американского беллетриста, ставшего в силу особенностей нашего времени даже подобием властителя дум, "Opus Dei" – это некая организация наподобие масонских лож, таинственная и страшная. Но такое отношение порождено исключительно одним – незнанием, как со стороны читателей, так и "писателей". И книга Евгения Пазухина, в которой едва ли не большую часть текста составляют выдержки из написанного и сказанного самим католическим святым Хосемарией, очень хорошо и аргументировано подводит читателя к пониманию того, что "Opus Dei" – это духовный путь, открывшийся Хосемарии Эскрива 2 октября 1928 года, путь не просто благочестия, но святости христианской жизни в повседневном труде, каким бы этот труд ни был – работой дворника или главы государства.

В книге очень хорошо показывается, через какие трудности пришлось пройти Хосемарии и его сподвижникам, прежде чем идеи "Opus Dei" овладели умами множества католиков. В первую очередь, это жестокие преследования со стороны подкармливаемых Коминтерном "республиканцев" во время гражданской войны в Испании и, мягко говоря, неприятие и непонимание со стороны франкистской фаланги (кстати, некоторые отечественные "специалисты" до самого последнего времени утверждали, что "Opus Dei" – это духовная основа франкистов).

В книге - и это ее большой плюс - не сглаживаются, а очень подробно и обстоятельно излагаются "проблемные" страницы биографии Хосемарии Эскрива и истории "Opus Dei". Рассказывается о том, как в первые десятилетия откровение Хосемарии и его духовный путь встретили жесткую оппозицию внутри Католической Церкви. Действительно тогда очень многим казалось, что уравнять по духовной ценности жизнь и путь мирянина c призванием священника или монашествующего – это если и не ересь, то, по крайней мере, вызов традиционным принципам устроения Церкви. Но одновременно показывается, что идеи Хосемарии Эскрива поддерживались многими иерархами, и самое главное – Римскими Папами, начиная с Пия XII. По сути дела, соборное учение II Ватиканского Собора о мирянах в Церкви практически целиком основано на принципах духовности, сформулированных основателем "Opus Dei".

Конечно, и это также показывается в книге, "Opus Dei" имеет определенные признаки организации, института, - такие, как определенная структура или каноническо-правовой статус, которые попросту необходимы, хотя бы для того, чтобы последователи этого духовного пути могли полноценно жить, работать и действовать в соответствии со своими воззрениями. Однако "Opus Dei" – это все же духовный путь, ведущий через повседневную жизнь к святости, путь, открытый не в результате логических размышлений Хосемарии Эскрива, но и Божественным Провидением.

Наверное, у потенциального читателя возникнет вопрос - а насколько в России актуально знакомство с одним из образцов духовности Католической Церкви, зарожденным в западной, "латинской" части христианской ойкумены, во многом далекой по религиозной ментальности и культуре от русской и российской. Действительно, жизнь и труды святого Хосемарии Эскрива, особенно стиль изложения мыслей, несут в себе отпечаток своего рода "иберийской ментальности" с ее прямотой, ясностью и горячей экспрессивностью одновременно. Но "Opus Dei" уже давно преобразовал сугубо "испанское" лицо своего основателя в лицо космополитическое, в самом хорошем и позитивном смысле этого понятия. Именно в России идеи Хосемарии Эскрива важны и потому, что нечто подобное, в весьма извращенном и перевернутом с ног на голову виде, провозглашалось коммунистами.

В книге показывается существенное и принципиальное отличие пути христианской святости "в миру" от того, что провозглашалось коммуно-материалистами. Для последних труд сам по себе возводился в культ, в результате чего эффект оказался самым негативным - как в экономическом, так и в духовном плане. Для "Opus Dei" повседневный труд и жизнь, а также этот мир – есть форма молитвы, богопоклонение, путь к тому, чтобы стать ближе к Господу в качестве Его друга и соработника.

И, наконец, духовность "Opus Dei" особенно в ее практической плоскости, стремится не замыкаться рамками католической Церкви. Она стремится приобщить к себя христиан других конфессий, последователей других религий и даже неверующих, если их взглядам и принципам соответствует провозглашаемое Хосемарией Эскрива. В каком-то смысле это актерские курсы для начинающих, где первое, что должны освоить студенты, - это техника речи, а духовное делание последует.

Несомненно, что эта работа Евгения Пазухина вызовет множество мнений и размышлений у людей, с ней ознакомившихся. А это и есть то, что в наше "нечитающее" время делает книгу важной и ценной.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования