Книга председателя Совета муфтиев России, имама Московской соборной мечети Равиля Гайнутдина представляет собой цикл проповедей, прочитанных в 2006-2007 гг. И хотя она обращена, прежде всего, к мусульманам, ознакомиться с ней будет любопытно всем заинтересованным читателям.
"В основе представленных мной проповедей – почти двадцатилетний опыт служения исламу, встречи и беседы с верующими людьми, коллегами, общественными и государственными деятелями нашей страны и других государств, изучение мною богословской и научной литературы", – признается муфтий Равиль Гайнутдин В начале книги автор напоминает, что в Советском Союзе количество мечетей снизилось с 14 тыс. в 1917 году до 112 в конце 80-х годов прошлого века. В условиях государственного атеизма мусульмане все-таки соблюдали требования своей религии, но часто не задумывались о том, какие обязанности возлагает на них принадлежность к исламу. Постперестроечное время позволило мусульманам открыто исповедовать свою веру, но принесло множество проблем, связанных с глобализацией. Поэтому муфтий задается вопросами: легко ли быть мусульманином, сохранять верность исламу? Как соответствовать требованиям времени и оставаться верным Корану, жить по Корану? Ответы на них – в последующих главках, имеющих общее название "Умеренность во всем – главная черта ислама и образа жизни мусульман". Автор касается как ритуальной практики, так и мировоззренческих вопросов. Например, он говорит о принципе "Нет принуждения в религии" (сура 2 "Корова", аят 256). И напоминает, что, проповедуя свою веру, мусульмане с первых дней истории относились к язычникам как к своим людям, остающимся родными и близкими, несмотря на религиозные разногласия. Автор пишет о том, что арабы-мусульмане в свое время завоевали множество стран, но не обращали всех поголовно в свою веру: "Ислам требовал обращать людей в единобожие, проявляя умеренность, то есть неторопливо, без спешки, без ожидания быстрых результатов, помня о том, что людям требуется время для понимания единобожия". То есть, если экстраполировать сказанное на сегодняшний день, проект "Русский ислам" – долгоиграющая пластинка, к тому же не очень актуальная. Жаль, правда, что в своих размышлениях уважаемый муфтий не касается хадисов, служащих ориентирами для исламских фундаменталистов: например, "Убейте того, кто поменяет свою религию". Ученый Тауфик Ибрагим в своей книжке "На пути к коранической толерантности" (Н.Новгород, Медина, 2007) показывает, как нужно понимать эти утверждения. Но евроислам, видимо, не очень приживается на российской почве, и Равиль Гайнутдин не хочет прослыть модернистом. Возможно, с этим связан намек на конфронтационное богословие (или это только мне кажется, как православному христианину?) в высказывании: "Господь един. У Него нет ни партнера, ни сына. Он не родился и не был рожден". Христиане тоже верят в Единого Бога. И тайна Лиц Святой Троицы – не повод для полемики, можно только принимать это откровение или нет. Перед частями об умеренном исламе идут две главки о единстве мусульман и о пророке Мухаммаде. Единство исламской уммы – боль шейха Гайнутдина. Иначе бы он так подробно не говорил о том, что в исламе существует множество традиций, много богословско-правовых школ. "Самое главное – не считать тех, кто иначе молится, держится по-другому в мечети и в жизни, действующими вопреки исламу", – пишет он. В главке об основоположнике ислама Равиль Гайнутдин преподносит его как человека, с которого правоверные должны брать во всем пример. В его вере, в его терпении, в его жизнелюбии. Актуальным представляется обращение автора к теме бедности и нищеты. По его словам, пророк считал неприемлемыми лично для себя роскошь и богатство и своим примером учил других отказываться от сиюминутных удовольствий ради великой цели. В то же время Мухаммад подчеркивал, что "нищета – путь к неверию". Книга "Ислам в XXI веке, или Как жить мусульманину по Корану в России" появилась в издательстве "Исламская книга". Это новое издательство, оно возникло совсем недавно. И его приоритетами, как было заявлено на последней Московской международной книжной выставке-ярмарке, являются просвещение и образование. Что ж, работа Равиля Гайнутдина очевидным образом соответствует и тому, и другому. Борис Колымагин, для "Портала-Credo.Ru" |