Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

МОСКОВСКОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: точка невозврата. Выпуск 2, М.: 2009, - 301 с. ISBN 978-0-905978-59-B


Наверноe, странно, что рецензия на работа, посвященную сохранению московского архитектурного наследия с древности до наших дней, появляется на интернет-портале, посвященном вопросам религии. Хотя еще более странно, что она до сих пор там не появилась. Помимо того, что значительный сегмент мирового архитектурного наследия составляет сакральная архитектура, зодчество в целом как религиозное, так и секулярное, формирует то, что можно назвать аурой пространства, культурно-духовной средой, влияющей и на "религиозную составляющую".

Данный сборник представляет собой плод коллективного труда исследователей, журналистов, деятелей гражданского общества, посвященного исследованию и сохранению исторического наследия Москвы. Авторы исходят из предпосылки, что на нынешнем этапе коммерческое строительство резко ломает сложившуюся за девять веков общественно-архитектурную среду столицы. Кроме того, зачастую современная реставрация приводит к тому, что вместо восстановления аутентичного памятника сооружается новодел, ничего общего с первообразом не имеющий.

Для нас наибольший интерес представляет первая глава книги, посвященная церковной архитектуре Москвы. Ее автором является известный энтузиаст сохранения московского архитектурного наследия англичанин Эдмунд Харрис (камешек в огород профессиональных патриотов). В главе рассказывается, что, несмотря на изначальную антицерковную и антирелигиозную политику, советская власть относительно терпимо относилась к церковно-архитектурному наследию, даже был составлен перечень церквей, подлежащих сохранению в процессе реализации генплана города. Однако затем ситуация поменялась на противоположную. Были снесены такие ценные памятники, как церковь Спаса на Бору (XIV век), Успения на Покровке и др. Церковь Успения на Покровке автор выделяет особенно. По его мнению, это был замечательный образец нарышкинского барокко, и она до самого последнего момента, до 1935 года, находилась в охранных списках. Сейчас на ее месте - единственный на Покровке сквер.

На проблему сохранения церковно-архитектурного наследия автор смотрит и с точки зрения аутентичности проектов их реставрации. По его мнению, большие вопросы вызывает аутентичность восстановленного храма Христа Спасителя. Имеются планы восстановления и вышеупомянутой Церкви Успения на Покровке, однако этот процесс требует тщательного подхода и контроля. Ее чертежи и обмеры хорошо сохранились, и вполне можно проследить за тем, чтобы в облик церкви не попали элементы новодела. В статье приводятся примеры с иллюстрациями как удачных примеров сохранения церковной архитектуры, так и наоборот.

В статье сборника указывается на два основных проблемных момента, связанных с сохранением церковно-архитектурного наследия. Первая – Церковь является, по сути, государством в государстве, она находится вне юрисдикции органов охраны архитектурного наследия, и потому здесь наиболее часты вторжения в изначальный архитектурный облик храма. В такой ситуации все, в конечном итоге, зависит от позиции настоятеля. В качестве примера такого негативного вмешательства приводится церковь Ризоположения на Донской улице 20 ( нач. XVIII века). Хотя она и не закрывалась все прошедшие десятилетия, ее облик грубо искажен: традиционные окна заменили стеклопакетами, переделана стенная роспись. Еще более бесцеремонно обошлись с церковью Николы в Подкопаеве (XVIII века). Приходской священник возвел во дворе неоправданно высокую пристройку, которая разрушает зрительную связь со стоящим рядом Ивановским монастырем. Кроме того, стены украшены майоликой в стиле XVII века, что хронологически бессмысленно.

Второй момент: нынешний строительный бум лишает церкви их традиционного окружения.

В целом, как отмечается, церковной архитектурой Москвы иногда пренебрегают, когда пишут в СМИ об угрозах, нависших над архитектурным наследием города, поскольку ни одна церковь не находится под угрозой полного уничтожения, в отличие от зданий других типов. Автор статьи о сакральной архитектуре столицы предполагает, что активисты движений по охране наследия избегают острой критики в адрес Церкви, в отличие от светских девелоперов. Однако потенциальных угроз, нависших над церковно-архитектурным наследием, остается множество.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования