Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Тагиева Т.Ю. О СВОБОДЕ СОВЕСТИ, ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ДОСТОИНСТВЕ. Екатеринбург, «Открытое общество», 2008. С. 302. ISBN 9901639-1-1-5


Очевидный недостаток правовой литературы, которая бы разъясняла в подробностях основы международного и российского восприятия свободы совести, восполнен еще одной квалифицированной книгой. Это монография Татьяны Тагиевой – известного юриста и правозащитницы из Екатеринбурга, руководителя Центра поддержки гражданских инициатив "Открытое общество".

Одно из основных достоинств этой книги – ее понятная структура и доступный язык, а также широкий мировоззренческий подход автора, позволяющий рассматривать исследование в контексте как религиозного права, так и социологии религии и религиоведения.

Монография разделена на ряд глав: "Теоретические основы свободы совести", "Свобода совести как правовое образование (институт)", "Становление и развитие современной российской модели свободы совести", "Законодательство о свободе совести в контексте новых российских реалий". Весьма ценно, что в качестве приложений читателям предложены "Краткий самоучитель по правам человека" и "Словарь терминов".

Основные тенденции в сфере свободы совести со второй половины 1990-х годов, по мнению Тагиевой, таковы:

1) Православие становится значимой составляющей слабеющей государственной власти, нередко определяя идеологические посылы последней;

2) Нормативно-правовое регулирование сферы свободы совести постепенно подменяется внеконституционным (договорным) регулированием мировоззренческой сферы, основу которого составляет система соглашений отдельных религиозных объединений с государственными и муниципальными структурами, а также с основными политическими партиями;

3) Значительное влияние на ситуацию в мировоззренческой сфере оказывает национал-патриотический фактор;

4) Развивается процесс принудительной маргинализации (отторжения от основного социума) значительной части религиозных объединений под флагом борьбы с "сектантством" и "религиозным экстремизмом".

В этой ситуации, как отмечает Тагиева, писать и говорить о свободе совести в России – значит рисковать получить обвинения в экстремизме и антипатриотизме, тем более что обнищание населения и коррупция отодвигают вопрос о толерантности на второй план.

В процессе анализа различных законопроектов, которые предлагались правительством РФ и Госдумой, Тагиева подчеркивает, что основное направление реформирования российского законодательства в сфере свободы совести в последние годы – это усиление государственного контроля за сферой религиозной активности. При чем это направление не соответствует тенденциям в международном праве. Особой критике Тагиева подвергла борьбу властей с экстремизмом. По мнению исследовательницы, тактика противодействия экстремизму, заданная российскими политиками, через развитие системы ограничительных мер для недоминирующих религиозных объединений и существенное сужение масштаба государственного диалога с ними не снижает уровень экстремизма, а ведет к росту уровня ксенофобии.

Татьяна Тагиева является принципиальным противником любых "специальных" ограничительных режимов и системы "специального" правового регулирования деятельности религиозных объединений. Это касается не только разного рода законопроектов, но и возможного создания какого-либо контролирующего органа, такого как "Совет по делам религий", или же института религиоведческой экспертизы. Наряду с этим, Тагиева замечает, что отсутствие в органах власти профессионально подготовленных кадров для работы в сфере церковно-государственных (церковно-конфессиональных) отношений отнюдь не способствует позитивным сдвигам в становлении социального партнерства между государством и религиозными объединениями.

Противоречивость и двойственность правовых норм, касающихся религии в России, резкое отличие того, что продекларировано в Конституции РФ и в Законе о свободе совести от правоприменительной практики, заставило Тагиеву поставить эпиграфом к одному из разделов книги перефразированные слова поэта: "Свобод российских не понять, Чужим аршином их не смерить, У них особенная стать, В свободы наши надо верить".

Правовое просвещение в религиозной сфере до сих пор остается дефицитом и мало востребовано на высоком государственном уровне. Для того, чтобы свобода совести соблюдалась, недостаточно только заявлять о том, что Россия всегда была многоконфессиональной страной. К сожалению, декларации о господствовавшей толерантности и взаимоуважении между религиями в России не соответствуют истине – об этом говорят тысячи сосланных в Сибирь и бежавших на Дальний Восток баптистов, евангельских христиан, старообрядцев, католиков и лютеран. Книга Татьяны Тагиевой начинается с констатации печального факта: "Свобода совести никогда не относилась Российским государством к числу приоритетных ценностей, что отражало отсутствие интереса и уважения к человеку как таковому безотносительно его положения в общественной системе, его причастности к значимым социальным процессам". И книга Тагиевой, и ее деятельность по защите прав верующих, свидетельствуют о том, что изменение ситуации в сторону увеличения влияния гражданского общества в России зависит только от нас самих.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования