Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

С. Григорьев, Л. Ивасько, Д. Пирбари. СВЯТОЙ ЛАЛЫШ. Екатеринбург, "Баско", 2008. 207 с. Тир. 1000 экз. На рус., англ. и курманджи языках. ISBN 978-5-91356-048-3


Книга-альбом "Святой Лалыш" обречена стать библиографической редкостью. В этом издании органично слилось качественное полиграфическое исполнение, изобразительное начало, знакомящее (и это следует подчеркнуть) широкого читателя с художественной и материальной культурой древнего ираноязычного народа курдов, и - главное­ - здесь фактически впервые дается в общедоступной форме описание древней религии курдов.

Среднестатистический читатель, скорее всего, кое-что слышал о курдах. Это довольно многочисленный народ, живущий вплоть до сего дня на своих исконных территориях, но при этом никогда не имевший своей государственности в современном смысле этого понятия. О религии курдов, если что-то и известно, то очень отрывочно. Можно согласиться с утверждением, что большинство курдов - мусульмане, однако часть их называется иезидами (езидами) - по наименованию религии, ими исповедуемой. В небольших работах академического характера, вышедших на русском языке преимущественно еще до революции, утверждается, что иезидизм­ - традиционная языческая религия, содержащая в своем учении элементы зороастризма.

Авторы данного альбома, русские по происхождению историки и археологи Станислав Григорьев, Лада Ивасько и их молодой курдский коллега Дмитрий Пирабари (представитель династии курдских духовных авторитетов-пиров), предлагают в данной книге абсолютно новую трактовку религии иезидизма (самоназвание - "эзидати"). По их мнению, иезидизм - это монотеистическая религия, никоим образом не восходящая к зороастризму, но имеющая, несмотря на некоторые общие элементы, даже противоположности с последним. Иезиды верят в Единого Бога-Творца (Худе или Эзида), Который создал мир, и семь Его ангелов. Согласно иезидским представлениям, Бог вездесущ, и все подвластно Его воле. В священных текстах этой религии говорится, что добро и зло являются частью единого целого. Считается, что все в мироздании имеет свою противоположность. Бог создал солнце и луну, свет и тьму, потому что сущность всего в этом мире познается через его противоположность. И в этом смысле иезидизм абсолютно разнится с зороастризмом, утверждающим жесткий антагонизм противоположностей, противостояние добра и зла.

Центральной фигурой в иезидской космогонии является ангел-павлин Малак-Таус, созданный Богом до творения мира и поставленный во главе других ангелов. Кроме Бога-Творца и Его ангелов, иезиды верят в загробную жизнь, рай и ад, переселение душ, в конец света и воскресение мертвых, а также в эсхатологического Спасителя-мессию, которого курды называют Шарафадин. Авторы книги делают обоснованный вывод, что курдская религия представляет собой, пожалуй, единственный сохранившийся отголосок древних праиндоевропейских культов, средоточием которых был именно иранский (арийский) этнокультурный ареал. Факты, приведенные в книге, подводят авторов к подтверждению ранее сделанных выводов о том, что индоевропейцам также свойственен монотеизм, что первоначалом этой монотеистической системы является солнце, или, в более широком смысле, свет. Именно культ света (нур) в иезидской традиции является ключевым элементом всей системы верований, как зримое проявление изначально невидимого и абсолютно непознаваемого Бога. Источником всех истин является Всепроникающий Свет (Ронаи Нур), сокрытый в сердце каждого человека. Свет - ­это источник и основа души человека. Поэтому каждый иезид, вставая на заре, обращает свой взор на восток, чтобы приветствовать сияние, исходящее от первоисточника света и любви, которым является Изначальный Бог-Хода.

Книга рассказывает и о том, что свои современные формы иезидская религия приняла после реформ жившего в XII веке и прожившего более 90 лет шейха Ади. Он пришел в Курдистан откуда-то из района Ливанских гор (близ нынешнего исторического города Баальбек). Неизвестно, кем он был - арабом или курдом, но факты, изложенные в книге, дают основания полагать, что он принадлежал к одной из ветвей исламского суфизма. Именно благодаря реформам шейха Ади, иезидская религия как вероисповедная и ритуальная традиция представляет собой уникальный симбиоз древних арийских верований и ислама (точнее исламского суфизма). Это определение сформулировано автором этих строк на основе приведенных в книге фактов. У суфизма заимствованы такие семитические понятия как "мюрид" ("ученик"), "тарикат", "фарз" ("религиозная обязанность"), "хадж" (паломничеству к храму Лалыш). Интересно, что возле храма есть источник, почитаемый за святой и называющийся "Каниа Земзем" - точно так же, как и святой источник в мусульманской Мекке. Наконец, в традиции иезидизма есть легенда о том, что семитические пророки Мусса-Моисей и Сулейман-Соломон посещали храм Лалыш.

Значительное место в книге занимают этнографическое повествование о иезидском обществе и его обычаях, а также историко-архитектурный и археологический очерки о главной святыне иезидов. Авторы книги в ходе презентации альбома в апреле 2009 года согласились с тем, что история и культы иезидов рассматриваются ими только на археологическом материале, чего самого по себе недостаточно. В их планах­ выпуск отдельного исследования, посвященного религии иезидов. Это будет еще одним шагом в дальнейшем изучении такой малоисследованной у нас традиции как иезидизм.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования