Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Владимир Петрунин. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСИХАЗМ И ЕГО ТРАДИЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА. Серия «Богословская и церковно-историческая библиотека». СПб.: Алетейя, 2009. – 164с. Тир. 1000 экз.


Книга молодого ученого Владимира Петрунина посвящена политическим аспектам исихазма в Византии и влиянию этого учения на социальную концепцию Русской Православной Церкви. Несмотря на пропатриархийный тон повествования, издание содержит внятное послание государству: "Будьте бдительны! Неосторожное обращение с Церковью приведет к массовым актам неповиновения и, в перспективе, к гибели страны".

Монография, изданная по благословению нового главы ОВЦС МП Илариона (Алфеева), состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе "Политический исихазм в социальной системе поздней Византии" автор подробно говорит о традициях исихазма и различных его модусах. Не будучи богословом, автор, тем не менее, решается на довольно спорное утверждение, что история исихазма начинается с истории монашества, то есть с конца III – начала IV веков. Вслед за своим учителем Гелианом Прохоровым он обращается к понятию "политический исихазм", приводит мнения ученых, допускающих употребление этого термина. В частности, у священника Иоанна Мейендорфа "политический исихазм" рассматривается как "социальная, культурная и политическая программа, проводимая в XIV веке видными византийскими деятелями и широко распространившая свое влияние в славянских странах".

Владимир Петрунин считает нужным дать новое понятие – "социальный исихазм", который "является общим понятием, характеризующим общественную ситуацию в Византии в последние 100 лет ее существования". Танцуя вокруг этого словосочетания, он пишет о влиянии исихазма на все сферы жизни и, прежде всего, на культуру Византии и Руси. В контексте своих размышлений автор говорит о паламизме исключительно в положительном смысле. И не замечает (или не хочет замечать) его темных сторон, о которых высказывался, например, Владимир Бибихин. В современной церковной жизни паламистские тенденции связаны с индивидуализмом и психушкой (известны многочисленные случаи попадания туда неофитов, творящих непрерывную Иисусову молитву). Это некий бренд православности. Возможно, таким брендом он стал уже в поздней Византии. Но в таком случае не имеет смысла расширять это понятие до "социального исихазма". Вместо "социального исихазма" есть смысл говорить о простой ортодоксии в социальном аспекте. Впрочем, увлеченный своими построениями автор во всем готов видеть деяния исихастов, даже в том факте, что многие дееспособные мужчины не участвовали в защите Константинополя от войск турок. Этим самым автор хочет сказать, что пункт о неповиновении государству в социальной концепции РПЦ МП напрямую связан с гибелью империи ромеев.

Конечно, между ортодоксальной и латинствующей партиями накануне гибели Константинополя кипели нешуточные страсти. Но это не значит, что одна из сторон пошла на прямое предательство кесаря. Нешуточные страсти кипели и раньше, в связи со Вселенскими Соборами, скажем. Многие факты можно объяснить чисто прагматически. Византийцы прекрасно понимали, почему рушится Империя, видели механизмы этого разрушения, но ничего поделать не могли.

Вторая глава петрунинского исследования названа "Традиции политического исихазма в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви". Здесь он говорит о Церкви в современной России, о политике и, прежде всего, о принципе неповиновения. Этот несчастный абзац из концепции стал притчей во языцех. Известно, что его приняли с оглядкой на Украину. И, собственно, вся его соль сводится к возможности показать фигу Ющенко-Тимошенко и другим западенцам. Но автор в своем историческом экскурсе уводит нас во второй Рим, пишет о цивилизационном разломе и фактически предостерегает Медведева-Путина: будете слишком заглядываться на Запад – берегитесь! Иными словами, "дальнейшее движение России по пути секуляризации может создать опасный прецедент для применения Церковью своего права призвать народ к гражданскому неповиновению".

Впрочем, это послание растворяется в правильных, хотя и вяло звучащих словах о том, "что социальное учение Церкви необходимо рассматривать в единстве со всем евангельским учением".

"Нынешнее, оформленное политическое учение Православия" по сути дела совпадает в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" с концепцией староверов о гражданском неповиновении государству, когда повиновение ему угрожает делу спасения. И эта духовная свобода нашей Церкви, гарантирует и ей жизнь, не зависящую от страстей, вожделений и превратностей бытия государства", – пишет в предисловии Г.М. Прохоров, комментируя соответствующую главу В.В. Петрунина. Если бы это было так! Но, увы, движение в сторону слияния Церкви и государства оборачивается духовными потерями. Да, vip-чиновники и олигархи не лезут в догматические сферы. Но они кардинальнейшим образом стремятся исказить духовные основы жизни. Достаточно напомнить здесь деяния главного железнодорожника Владимира Якунина и созданного им Фонда Андрея Первозванного. Он не только способствует тиражированию суеверий вокруг Благодатного огня, но и переформатирует жизнь верующих совсем не в духе православия. В этой связи достаточно напомнить судьбу матушки Елизаветы (Крючковой) и выгнанных фактически на улицу из Марфо-Мариинской обители ее воспитанниц. Как может Церковь в этой ситуации жесткой завязки на финансовые потоки проявить неповиновение? Это вопрос. Владимир Петрунин, хотя и говорит о том, что народ Божий может не подчиниться безбожным приказам власть предержащих, никаких конкретных сценариев не предлагает.

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования