Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Наталья Черных. УРОКИ СВЯТОСТИ: КАК СТАНОВЯТСЯ СВЯТЫМИ. – М.: Эксмо, 2008. 408 с. Тир. 3000 экз.


Актуальный поэт, победитель Филаретовского конкурса религиозной поэзии Наталья Черных написала книгу о святости. Это не собрание цитат и не пересказ патериков, а живой разговор о путях Любви и Креста в этом мире.

По мнению автора, сегодня христианство выполняет роль библиотеки и больницы одновременно. "Потому что Богом и Его святыми учитывается каждая история болезни, каждая история человеческой души. Зрение святого наблюдает, как за каждую невосполнимую утрату даруется человеку приобретение, во много раз превосходящее эту утрату. Но часто люди не видят этих приобретений. Только потому, что не признают жертвенного пути. Часто молитва человека звучит, как дай и пошли мне! Но очень редко, когда говорится: слава Тебе, Боже!"

Книга состоит из двух основных разделов. В первом, "Святые Древней Церкви", говорится о подвижниках неразделенного на конфессиональные перегородки христианства. Мы вместе с автором вчитываемся в Писание, следуем по стопам апостола Павла и апостола Иоанна, обращаемся к визионерству Ермы. Иоанн Златоуст, Антоний Великий, Николай Чудотворец и другие мужи проходят перед нашим внутренним взором. Автор, как женщина, особое внимание обращает на женскую святость. Это видно даже по названию главок: "Диаконисы", "Книга для мудрых женщин", "О святителе и двух девах". При этом, следуя святоотеческой традиции, автор пишет о преимуществах девства перед замужеством: "Супружество святитель Григорий Богослов называет украшением земли, а девство – достоянием неба. Девство, неуместное с точки зрения земного мира, есть отражение мира небесного, оно вечно и славно в мире святых".

Размышляя о целомудрии, Черных напоминает, что это одна из самых любимых добродетелей святых: "В целомудрие входит и самое разнообразное воздержание: в пище, в питье, в одежде, во сне, в общении и в поведении, в речи и даже в мыслях. Входит в него и соблюдение телесной чистоты. Увенчивают его рассудительность и любовь. Если бы возможно было провести параллель в наше время, то это диковинное старинное слово – целомудрие – отражало бы то, что теперь называется здравым смыслом".

Второй раздел, "Святые Нового времени", посвящен разделенному христианству. Мы встречаем здесь православного Максима Грека, католичку Терезу из Лизье, протестанта Лютера. Наталья Черных не скрывает, что она православная верующая. Но дух конфронтационного богословия ее явно не вдохновляет. Она предпочитает писать о святых западных Церквей в культурологическом плане. Много цитирует Монтеня и Паскаля, рассказывает о переводчике Библии Джоне Уилкифе, медитирует на тему "Музыка Страстей Христовых". Не обходит автор вниманием и первую святую русской литературы – канонизированную во Вселенском патриархате мать Марию (Скобцову). При этом большая часть раздела посвящена русской святости. Тут и Ксения Блаженная, и батюшка Серафим, и о. Алексей Мечев, и благословенная Оптина пустынь.

При всем многообразии палитры, книга оставляет цельное впечатление. При этом она имеет скорее популяризаторское, чем научное значение. Это сборник очерков, в которых автор может позволить себе "дальние" сравнения, отступления, но никогда – научный дискурс. В этом смысле поразительно, что в книге Черных нет даже намеков на интонации Г.П. Федотова, аллюзий к его работе "Святые Древней Руси". Так, описывая судьбу Максима Грека, Черных ни словом не говорит о трагедии русской святости, о расколе на "нестяжателей" и "иосифлян". Автор сознательно ориентируется на неконфликтную, "житийную" стратегию. Может быть, для того, чтобы у новоначальных (современное популяризаторство чаще всего имеет в виду тех читателей, кто стоит у порога церковной ограды или только перешагнул его) не возникало каверзныхвопросов. В этом смысле о книге можно говорить как о труде, имеющем миссионерскую направленность. Книга вводит в пространство "просто христианства". В центре повествования – традиционные ценности неразделенной Церкви, а не богословские споры и исторические неправды.

"Добро не может быть популярным, оно всегда как бы ручной работы. И всегда несет отпечаток той личности, которая его творит. Именно личностной окраской и отличается поступок верующего во Христа от поступка, совершенного агностиком. Агностик одновременно имеет в виду оба качества: и хорошо, и плохо; он подвергает сомнению само существование истины. О каком-либо личностном начале и речи нет. И потому любой поступок агностика лишен какого бы то ни было четкого акцента. Как будто его и не было. Таково и добро, творимое без веры во Христа. Оно ни с чем не связано, это перекати-поле", – утверждает Наталья Черных.

Книга оставляет светлое впечатление, несмотря на то, что история святости – это история борьбы и страданий.

Святость всегда гонима. Об этом лишний раз вспоминаешь, когда читаешь труд Натальи Черных. Этот труд, повторю, написан поэтом. И это важно. В каком-то смысле путь творческого человека близок святому. Потому что автору, несущему в мир новое слово, от многого приходится отказываться, многим жертвовать, проходить через страдание. Но свет светит во тьме – через творчество и через святость. "Уроки святости" тому наглядное подтверждение.

Борис Колымагин,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования