Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Архимандрит Августин (Никитин). ЦЕРКОВЬ ПЛЕНЕННАЯ. Митрополит Никодим (1929 – 1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. 676 с. Тир. 2000 экз. ISBN 978-5-288-04772-5


Архимандрит Августин (Никитин) написал книгу о митрополите Ленинградском и Новгородском Никодиме (Ротове) – одной из самых ярких и спорных фигур Русской Православной Церкви в советскую эпоху.

Он умер относительно молодым – пятидесяти лет не исполнилось. И как умер – в Ватикане, во время приема у Папы Римского, у его ног! А до этого были годы напряженной работы во внешнеполитическом церковном ведомстве – Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС), экуменические молитвы, труды епархиального архиерея, борьба за спасение Церкви.

Сам автор был иподьяконом у митрополита. С любовью и теплотой вспоминает он о первой встрече с владыкой, о разговорах с ним, о богослужениях, которые архипастырь так любил.

Одной из болезненных проблем, преследовавших Никодима всю жизнь, был вопрос взаимодействия Церкви и власти. Он вынужден был, выполняя указания Совета по делам религии и других властных структур, участвовать в миротворческих конгрессах и прочих акциях, произносить длинные речи, в которых оправдывались любые, даже самые одиозные, действия советского правительства. Но митрополитвсе-таки старался не нарушать заповедь "не лги" и говорить правду, хотя далеко и не всю правду, какую мог сказать. В книге приводится такой пример. Западные журналисты задают иерарху каверзный вопрос о гонениях на Церковь в России. Сказать "да" невозможно. И владыка начинает почти дословно пересказывать статьи Конституции, из которых ясно, что пропаганда атеизма в СССР поощряется, а пропаганда религии запрещена. Но журналистам все это не интересно, им подавай жареное.

Рассказывая о мелочах архиерейской жизни, автор не обходит и смешные случаи. Скажем, в одном из православных храмов в Хельсинки владыка преподал прихожанам благословение на финском языке: "Мир (рауха) всем!". Но звук "у" был произнесен нечетко, и получилось: "Деньги (раха) всем!".

Автор приводит высказывания и воспоминания о митрополите многих знавших его современников. И идет дальше – рассказывает о судьбах людей, современников Никодима – церковных деятелей, диссидентов, партийных работников. Мы встречаем на страницах издания заместителя ОВЦС протопресвитера Виталия Борового и старца о. Павла Груздева, профессора-протоиерея Ливерия Воронова и "отсидента" о. Михаила Елагина, сына генерала Кутепова Павла и молодого искусствоведа Александра Копировского, ныне известного преподавателя Свято-Филаретовского института.

Книга подана как своеобразная инсталляция из газетных вырезок, архивных материалов, наблюдений, шуток и событий – мировых и локальных, церковных и политических. В каком-то смысле она сама является документом, фиксирующим ментальность москвича-ленинградца 70-х годов.

Ее чтение – это путешествие во времени, возвращение к тем реалиям, вокруг которых сегодня возникает немало мифов. Один из них связан с "рыцарем революции" Дзержинским и с деяниями органов госбезопасности. Опираясь на многочисленные источники, архимандрит Августин показывает, как в разные годы действовали эти "славные" органы, как давили, душили, создавали нездоровую атмосферу стукачества. В этом ряду впечатляюще звучит почти детективная история о "лобовом" столкновении молодого Августина – тогда студента второго курса Ленинградской Духовной Академии, с комитетчиками. Об обыске в его квартире на предмет изъятия контрреволюционной литературы (Евангелие, изданное на Западе, Бердяев, Булгаков etc). Об уходе от слежки, марш-броске в Москву, встрече с Никодимом. ("Он обнимает меня и шепчет на ухо: "Молись! Крепись!"). Августина не посадили, может быть, благодаря заступничеству Никодима. Многим другим даже в брежневские "вегетарианские" времена это с рук не сходило.

Автор довольно подробно пишет о том, какие события в сталинской империи являлись как бы продолжением событий в фашистской Германии. И наоборот. Тут и искоренение религии. И превращение человека в послушную марионетку режима. И партийные заморочки. Получился такой трехслойный пирог. Вот Никодим и его жизнь, его окружение. Вот "работа" КГБ. А вот "работа" нацистов.

При этом автор приводит множество интересных подробностей, малоизвестных фактов. Например, говорит о том, что Маркс был русофобом. По Августину выходит (не только, конечно, по Августину), что коммунизм и национал-социализм - "близнецы-братья".

Цитата из Маяковского в предыдущей фразе появилась не случайно. На нее провоцирует сама книга. У автора, надо заметить, отменный литературный вкус. Он цитирует немало хороших поэтов. И, прежде всего, "агитатора, горлана, главаря", которого, как ни крути, из русской поэзии никуда не выкинешь.

Приводит он и множество смешных историй, полузабытых анекдотов. Вот один из них. Диссидента задержали на Красной площади – разбрасывал листовки. Доставили в отделение; смотрят, а бумага чистая.

– Почему ничего не написано?

– А зачем писать, и так все ясно!

Ритуальный смех, звучавший в советские годы на московско-питерских кухнях, был близок людям Церкви. Он помогал стряхнуть морок "совка", обрести внутреннюю свободу. Хотя, объективности ради, стоит заметить, что из этого смеха вырос постмодерн российского извода со всеми его плюсами и минусами.

В заключение отметим филологический аппарат издания. В книге есть именной указатель, точные ссылки на все источники и список публикаций трудов митрополита Никодима (Ротова).

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования