Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

По страницам журнала “Минарет” (2004-2008 гг.). Учредители - Духовные управления мусульман европейской части России, Татарстана и Нижегородской области, Нижний Новгород – Москва, ИД «Медина», 84 с., Тир. 10 000


Спектр российской исламской периодики не очень балует разнообразием. В основном, это информационные листки отдельных духовных управлений или даже общин с маленькими вкраплениями материалов по истории и учению ислама. Поэтому журнал "Минарет", издаваемый нижегородским ИД " Медина" c 2004, - явление во многом уникальное в российской религиозной периодике в целом. Учредителями издания выступили Духовные управления мусульман европейской части России, Татарстана и Нижегородской области.

Долгое время с момента основания издателем и редактором журнала был имам мечети Ярославля Рустам Батыр (Батров), ученик известного российского исламского философа и религиоведа Тауфика Ибрагима. Последний считается представителем реформистских и даже крайне реформистских взглядов на многие положения ислама.

Долгое время "Минарет" носил подзаголовок "Российский журнал исламской доктрины". Понятие доктрины предполагает, что в данном случае здесь идет речь об исламском взгляде на самый широкий круг проблем - от богословия до проблем политики, культуры и быта.

В качестве двух наиболее интересных тематических составляющих издания можно выделить статьи уже вышеупомянутого Тауфика Ибрагима, представляющие весьма оригинальный взгляд на многие основополагающие проблемы ислама и статьи о суфизме.

Из первых наиболее интересны "Вероотступникам – смерть?" (№4, 2005 г.), "О вечности ада" (№2, 2006 г.), "Какой перевод Корана нам нужен?" (№4, 2007 г.) и другие.

Интересующимся суфизмом и желающим получить как можно более насыщенный и одновременно компактный источник информации по этому явлению рекомендуем обратиться к № 2-3 за 2007 год, практически целиком посвященному суфизму. Ведь для многих посторонних суфизм – очень отдаленное и сложное явление, в то время как для адептов суфизма и многих мусульман оно чрезвычайно простое. Итак, для того, чтобы читателю было легче войти в тему с помощью именно вышеупомянутого номера журнала, рекомендуем прочесть помещенные в нем статьи о суфизме в следующем порядке: "Классический суфизм" (Т. Ибрагим), "Суфизм: единство знания и действия (И. Насыров), "Суфизм и исламская психология" (Д. Хайретдинов), "Вирдовые братства на Северо-Восточном Кавказе" (Г. Хизреева). Для читателей татарского и башкирского происхождения, принадлежащих к богословской школе Абу Ханифы дополнительно будет интересен материал Р. Батыра " К вопросу о принадлежности Абу-Ханифы к суфийскому движению".

Особенность практически всех выпусков журнала – обилие материалов по культуре и искусству, так или иначе связанных с исламом. Правда, литература и история представлены в меньшей степени. В этом смысле интересным и показательным можно назвать № 1 за 2007 год, тема которого – "Изобразительное искусство мусульман". Как известно, многие мусульмане полагают, что эти искусства в их религии чуть ли не запрещены. На этот вопрос довольно подробно отвечаетпервый материал - "Рукотворный образ; от запрета к ограничению", содержащий цитаты из средневековых и современных исламских богословов об отношении к изобразительным и пластическим искусствам. В ней демонстрируется, как это отношение эволюционировало от полного неприятия к разумному подходу к рисованию и скульптуре, возможности заниматься этими видами искусства, если только их произведения не становятся предметами поклонения. Статьи номера рассказывают о различных видах искусства, прежде всего наиболее характерных для ислама, а также художниках-мусульманах.

Последний по времени выхода номер журнала №1-2, 2008, вышедший под редакторством Али Вячеслава Полосина, посвящен проблеме диалога ислама с другими религиями. Здесь собраны документы известной экуменической переписки исламских и христианских богословов: "Письмо 138", ответы на него Папы Римского Бенедикта XVIи Патриарха Алексия II, статьи-комментарии авторов журнала, ответ ста католических и протестантских богословов на письмо мусульманских улемов "Просим прощения у всего мусульманского мира" и другие материалы, среди которых обращает на себя внимание статья Али Вячеслава Полосина "Кто больше любит создателя? Об ответе Патриарха на письмо мусульманских ученых". Автор считает, что письмо, несмотря на некоторую политкорректность, все же носит полемический характер, поскольку Патриарх использует этот ответ исключительно для обоснования христианского учения о любви (c. 55).

С этого номера в подзаголовке издания произошли изменения. Теперь он именуется "евразийский журнал мусульманской общественной мысли". Понятно, что любое издание должно развиваться содержательно и концептуально. Издатели "Минарета" указали на то, что "евразийский" характер нового издания обусловлен налаженными связями с учеными и религиозными деятелями Казахстана и Узбекистана. Что же касается сведения содержания журнала именно к общественной мысли, то тут хотелось бы заметить следующее. Во-первых, материалов именно на общественную и общественно-политическую проблематику в мусульманской прессе достаточно. Во-вторых, несмотря на то, что общественная жизнь – это неотъемлемая составная часть религии ислама, это понятие по смыслу своему все-таки уже, чем "доктрина". И есть опасение, что подобного рода сужение негативно скажется на единственном в России мусульманском интеллектуальном издании, серьезно обеднив его богословское и культурологическое содержание.

Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования