Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

М.З.Мамиргов. КНИГА ИСЛАМСКИХ СЕКТ И ВЕРОУЧЕНИЙ. - М.: ТВК "Исламский мир", 2007, - 472 с. ISBN 978-5-9901136-1-9


Недавно увидевшая свет работа молодого исследователя Мурада Мамиргова "Книга исламских сект и вероучений" почти уникальна для русскоязычной исламоведческой литературы и уникальна среди современных исламских изданий нашей страны. По сути,  полноценного описания на русском языке многочисленных разногласий по вероучительным вопросам, возникших и возникающих в исламской среде, причем сделанных не внешним по отношению к данной религии ученым-востоковедом, а практикующим современным мусульманином, до сих пор не было.

Автор книги, Мурад Мамиргов, - ни богослов, ни факих, а абсолютно светский специалист-юрист в области коммерции. И  можно сказать, что своей книгой он подтвердил то, что часто формально неспециалисты в различных областях гуманитарного знания, в том числе и в истории, оказываются более успешными, чем те, кто наделен специальным образованием и академическими степенями в данной области.

В основе труда - и этого автор не скрывает - лежит новое переложение труда известного мусульманского ученого Абд аль-Карима аш-Шахристани (1075-1153). Однако в тексте много пассажей, добавленных туда непосредственно М. Мамирговым (они набраны в тексте более мелким шрифтом). Кроме того, описание шиитских направлений взято автором из шиитских источников, а часть II о сектах и учениях, возникших в поздние времена, представляет собой оригинальный текст. Как очень интересную находку внешнего, стилистического плана следует отметить то, что все повествование ведется красивым языком средневекового мусульманского вероучительного трактата, что делает книгу легко читаемой людьми самого разного уровня подготовки.

Автор указывает, что в описании различных учений и сект существует два подхода. "При первом из них описание учений основано на беспристрастном обзоре и систематизации имеющегося фактического материала, при втором - на разоблачении ошибок и заблуждений оппонентов в противовес многочисленным достоинствам собственного учения, и это подразумевает определенные манипуляции с фактами, их сознательную или неосознанную фальсификацию" (c.3)

Автор формулирует и методологическую предпосылку своего исследования. Согласно этому посылу, люди, живущие на земле, бывают двух видов: последователи религий, а также сторонники собственных мнений, - и сектанты. Последователями религий, по такой классификации, являются иудеи, христиане и мусульмане, а сторонниками собственных мнений и суждений - философы, дахриты, сабии, звездопоклонники, идолопоклонники и брахманы (с.8).

По мнению автора, разногласия, возникшие в исламе, сосредоточены вокруг четырех проблем. Первая касается Единобожия, атрибутов и качеств Аллаха, вторая -  представления о  предопределении и Божественной справедливости, третья -  проблем воздаяния, а четвертая связана с соотношением рационального и иррационального подходов к вере, проблемами пророчества, имамата, добра и зла, духовного водительства. По этим критериям число основных течений в исламе с его первых дней до нашего времени сводится к четырем: мутазалиты, сыфатиты, хариджиты и шииты.

Книга богато насыщена фактами, так что вполне может использоваться и как справочное пособие по истории ислама. Автору в целом удается выдерживать позицию беспристрастного аналитика, причем даже в описаниях таких современных движений,  как бахаи или ахмадийя, к которым большинство ортодоксальных суннитов не могут относиться беспристрастно.

Конечно, особенно в главах, посвященных шиизму, суфизму, а также салафизму, проявляется религиозная позиция автора, однако она никоим образом не связана с полнотой изложения или интерпретацией фактов. Автор просто в формате своеобразного комментария по ходу указывает, почему то или иное течение отклоняется, прежде всего, от главного принципа ислама таухида - строгого Единобожия и поклонения только Аллаху. В главе о шиизме, он между прочим, упоминает и мнение о нем как о совершенно отличной от ислама религиозной системе, высказанное несколько лет назад автором этих строк. Автор также указывает на распространенную в суннитской среде версию о том, что "шиизм изобрел еврей (речь идет о полулегендарном обращенном из иудаизма враче Хасане ас-Саба, которому и приписывается разработка мистического полуобожествления имамов, существующего в шиизме и по сей день), но при этом также подчеркивает ее малодостоверность - и более склоняется к тому, что разработка мистической доктрины принадлежит потомку пророка и имама Али пятому имаму Мухаммаду Бакиру. А при анализе суфизма автор отмечает, что такие черты этого учения, как строгое подчинение шейху и  чуть ли не молитвенное поклонение ему, а также культ могил или гробниц, не просто не соответствуют таухиду, но прямо противоречат ему.

Разбирая в отдельной главе концепцию ведущего суфийского философа  Ибн Араби, автор показывает, что его космология является по сути политеистической. Например, сформулированный Ибн Араби принцип единства бытия ("вахдат аль-вуджуд"), который гласит: "Не существует ничего, кроме Аллаха", - означает, по сути, призыв к противоречащему исламу пантеизму. При этом автор с совершенно определенной симпатией относится к салафитам и их духовному предтече Ибн Теймии, которого, в отличие, в том числе, и от многих мусульманских молодых исследователей, не связывает с суфизмом, но четко противопоставляет этому направлению в исламе. Вот как резюмирует М. Мамиргов свое мнение о салафизме: "На мой взгляд, салафизм - это та доктрина, которая даже потеряв большинство своих последователей и подвергаясь гонениям со стороны государства, всего на несколько лет может восстать из пепла и набрать множество сторонников. Для этого, помимо воли Аллаха, нужно немного: харизматичный образованный лидер, способный напомнить людям положения этой неустаревающей доктрины, и глубокий кризис исламского общества, способствующий стремлению людей вернуться к исламскому образу жизни"(c.400). Кстати, в следующей главе и идет речь об одном из таких лидеров - Мухаммаде ибн Абд аль-Ваххабе, чья лиxность и по сей день оказывает влияние на умы салафитов различного толка. А вот о "Хизб ут-тахрир" автор отзывается безо всякого пиетета, обоснованно считая, что из ислама эта партия взяла только политические призывы, да и те в искаженной форме.

В конце книги автор приводит расширенный вариант традиционной суннитской акыды (вероучения) в 105 пунктах, а также глоссарий, значительно облегчающий прочтение работы теми, кто далек от ислама и исламоведения. Заключительная фраза звучит весьма грустно: "Как ни печально это звучит, но на сегодняшний день нет, наверное, ни одного основного или второстепенного вопроса религии, относительно которого мусульмане не разделились бы, как минимум, на две части" (с.449). Автор призывает положиться на помощь со стороны Аллаха, чтобы Он наставил нас на путь истинный, и изучать религию. С первым можно согласиться, а вот со вторым сложнее. Ведь изучение религии - прежде всего Cунны - это в значительной мере изучение интерпретаций.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования