Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
Распечатать

Алексей Муравьев. ЖУРНАЛ ORIENS CHRISTIANUS, т. 85 (2001)


Из печати вышел очередной, 85-й, номер журнала "Oriens christianus" (=восток христианский), за 2001 г. Журнал был основан немецкими исследователями Христианского Востока Антоном Баумштарком и Георгом Графом в начале ХХ в., а сейчас издается Хубертом Кауфхольдом (Мюнхен) и Манфредом Кроппом (Бейрут). Журнал посвящен филологии, истории и богословию христианских народов Востока, сирийцев, армян, грузин, арабов-христиан, эфиопов и других. Отчасти в журнале освещается и смежная тематика: литургика, византийские сюжеты и др. Журнал имеет свой Интернет-сайт.

Очередной номер открывается некрологом недавно скончавшегося вуыдающегося ученого проф. Юлиуса Асфальга. Некролог описывет его жизненный путь, характеризует Асфальга как ученого, патриота и христианина-католика. Именно благодаря Асфальгу в Мюнхенском Университете открылась кафедра Христианского востока, до последнего дня он занимался в своей квартире со студентами греческим, сирийским и армянским.

Статьей Уве М. Ланга "Заметки о Иоанне Филопоне и тритеитских спорах в 6-м в." вновь поднимается вопрос о месте в истории богословия на Востоке Иоанна Филопона, знаменитого толкователя Аристотеля и монофизитского богослова, осужденного самими же мнофизитами за ересь троебожия (тритеизма). Автор статьи считает, что Филопон пал жертвой неправильной интерпретации. Пытаясь обосновать христологический язык Аскутцанга (явно еретический), Филопон попался в сети тринитарной проблемы. Автор своершенно справедливо замечает, что в интерпретации монофизитства вообще и внутримонофизитских споров в частности именно триадология имеет первостепенное значение.

Вторым номером напечатана статья Кристель и Флоренс Юллиен, посвященная "Арбельской хронике", документу столь же загадочному, сколь и дисукссионному. Достаточно сказать, что в последние годы большинство ученых считало ее подделкой известного собирателя христианско-восточных древностей Альфонса Минганы. Авторы, тщательно анализируя историчность данных, сообщаемых в "Хронике", приходят к выводу, что довольно значительный массив исторической информации, сообщаемой в "Хронике" довольно достоверен, восходит (или поверяется) к историческим источникам первой руки.

Статья китайской исследовательницы Дуан Кин (Duan Kin) "Bericht über ein neuentdecktes syrisches Dokument aus Dunhuang" посвящена новооткрытому документу из Дуньяна (Восточный Туркестан).Тамошние пещеры еще довольно плохо обследованы, но в пещере В53 был найден сирийский бумажный документ, содержащий фрагмент из несторианского чинопоследования с текстами Псалтыря. На первой и шестнадцатых страницах находится уйгурский текст также богослужебного характера, отождествить который китайская исследовательница даже не попыталась. Он начинается словами "чего ради ведут три собирателя (нем. drei Sammler) тихую беседу? Когда поймет [это] человек, быть ему на небесех…".

Статья гл. редактора журнала Х. Кауфхольда „Kirchliche Gemeinschaft und Schismaim Spiegel syrischer Schreibervermerke" посвящена заметкам сирийских чтецов на полях рукописей, отражающих их понимание схизмы и церковного общения. Внимание исследователя сосредоточено на упоминании имен патриархов. Автор делает вывод, что употребление датировок ркпп. По правлениям патриархов не очень распространенная вещь. С другой стороны, копиисты часто демонстрируют поверхностное понимание церковного общения, фразы типа "Александрия и Антиохия еджиную веру имеют" могут иметь место в моменты споров между кафедрами и т.д.

Статья Дж. Коукли исследует сочинение халдейского (униатского) епископа мар Илии Абуны (1862–1955) "Справочник для начинающих по истриям сирийских патриархов", посвященное истории несторианского патриархата. История самого мар Абуны, который переходил из халдейской (униатской) Церкви в Церковь Востока и обратно до некоторой степени объясняет фокус книги. Мар Абуна проливает свет на некоторые важные фигуры церковной истории несториан в XVI–XVII вв., такие как католикос Шимун бар Мама и Хнаниша. Проф. Коакли призывает внимательно заняться изучением этого важного памятника по истории несториан и халдеев в темные века.

Замечатекльно интересная статья Вальтера В. Мюллера, "Antike und mittelalterliche Quellen als Zeugnisse über Soqotra, eine einstmals christliche Insel" посвящена источникам по истории средневековой Сокотры (острова в Аденском море). Автор разбирает различные исторические свидетельства об этом острове, на котором некогда обитали христиане, возводящие себя к апостолу Фоме, с которым также связывают себя обитатели Малабарского побережья Индостана. Интересно, что впоследствии христианство на Сокотре пришло в явный упадок, а обитатели острова были известны христианским и мусульманским географам и путешественникам как колдуны и ведьмы.

Арменоведческая статья о. Мишеля Ван Эсбрука "L'encyclique de Komitas et la réponse de Mar Maroutha (617)" как всегда выводит исследование на широкий простор позднеантичных церковных и богословских коллизий и споров. Давно опубликованная, но малоисследованная переписка известного патриарха армян Комитаса и сирийского патриарха Мар Маруфы. В результате этой переписки между кафедрами было установлено общение и предстоятели обсудили вопросы, связанные с политикой Сасанидского Ирана. Исповедание веры, представленное Комитасом, по мнению проф. Ван Эсбрука, восходит к армянской рецепции "Энотикона" имп. Зинона и дополнено "Агафангелом".

Петер Хальфтер в своей статье "Die Beschreibung des armenischen Königreiches Kilikiens durch den Hildesheimer Domherren Wilbrand von Oldenburg" анализирует описание Киликии у гильдесгаймского настоятеля Вильбранда Ольденбургского. Этот средневековый латинский источник предоставляет своеобразные и интересные сведения о средневековом армянском государстве.

И наконец статья тбилисской исследовательницы Анны Харанаули "Das Chanmeti-Fragment aus Jeremia - Fragen seiner Entstehungunds einer Übersetzungstechnik" посвящена картвелологической (т.е. грузиноведческой) проблематике –древнему фрагменту из книги пророка Иеремии. Автор исследует переводческую технику древнего ханметного перевода, отражающего древнейшие грузинские переводы.

Как и все прежние выпуски журнала том 85 содержит на СС. 238–297 богатый библиографический раздел, в котором рецензируются и аннотируются новые книги по тематике христианского Востока.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования