Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
Распечатать

Вера Земскова. ЖУРНАЛ АФОНСКИХ ЗИЛОТОВ «ВОАНЕРГЕС», июль-август 2002 г.


Эсфигменский монастырь - единственный из 20 крупных монастырей Святой Горы Афон, находящийся вне общения с Константинопольским патриархатом, - продолжил издание своего журнала "Воанергес" ("Сыны громовы") ("Портал-Credo.Ru" уже рецензировал первый номер этого журнала). Второй его выпуск (июль-август 2002) несколько изменился: журнал по-прежнему обращается к широкой публике, но стал несколько более интеллектуальным.

Номер открывается словом настоятеля монастыря архимандрита Мефодия на праздник Вознесения (с. 3-13). Слово содержит весь набор топосов современной православной зилотской мифологии: о. Мефодий обрушивается на экуменизм и эллинизм (букв. "эвгрецизм", вариант греческого шовинизма на национально-религиозной основе), "теорию ветвей", возмущается высказыванием предстоятеля греческой (новостильной) Церкви в Америке, что учение о Троице - "греческие басни" и приглашением Римского Папы в Грецию, бомбёжками Сербии и др. По словам архим. Мефодия, Православие в Греции уже настолько стеснено исламом и сектами, а потеря веры в народе так велика, что уместно уже говорить о необходимости новой евангелизации греков. Мрачно звучит сравнение насельников Эсфигменского монастыря с тремя отроками в пещи огненной.

На с. 15-17 помещена подборка цитат об Успении Божией Матери на средневековом греческом языке с параллельным переводом на новогреческий (после реформы языка 1974 г., когда из школьных программ был изъят древнегреческий язык, рядовые греки с трудом могут читать свою литературу даже XIX в.).

Материал "Из современной истории" (с. 18-21) предлагает пересказ книги "Якорь Православия", вышедшей в 1926 г. и посвященной гонениям на Афоне после принятия старого стиля. 19 монахов из скитов св. Пантелеимона и св. Димитрия, не пожелавших покинуть Св. Гору, нашли, в конце концов, в 1930 г. приют в Эсфигменском монастыре.

Далее помещён рассказ старца из Эсфигмену Адриана о себе и о своем взгляде на сегодняшнее положение Православия (с. 22-25).

Этот выпуск украшает очень простоте и доступное изложение истории Лионской унии 1274 г. (с. 26-32). Его сопровождает музейная фотография папских туфель XIII в. с вышитым крестом (на каждой туфле) (с. 31).

На с. 33-35 предлагается подборка коротких рассказов из церковной и священной истории (о конфликте царицы Евдоксии и св. Иоанна Златоуста, о том, как были в Венецию вывезены из Египта мощи евангелиста Марка (на них сверху положили свинину и арабы на таможне не стали проверять ящик); что св. отцы говорили о древнем змии и др.).

Далее помещены "Нравоучительные и практические главы" (с. 36-37), автора которых определить затруднительно.

На с. 38-40 расположен обязательный для этого издания материал в защиту греческого языка. В порче греческого языка авторы винят английские оккупационные власти и учителей "родом с Ионических островов", которые им помогали.

Обширный материал о таинстве Крещения с объяснением его смысла и правил совершения и фотографиями крещения младенца (обряд совершал игумен Эсфигмену Мефодий) на с. 41-47.

Далее следует тоже, пожалуй, непременная тема этого издания - о противостоянии эллинизма и семитизма (с. 48-49). На этот раз сказано нечто новое (со ссылкой на некую книгу 1905 г.) об истории письменности. Оказывается, финикийцы заимствовали свой алфавит (от которого, как известно, произошел и греческий, и, позже, прочие европейские алфавиты) от филистимлян, "людей моря", пришедших на территорию будущей Палестины (отсюда ее название) в 1800-1500 гг. до н. э. Филистимляне происходили, скоре всего, с Балканского полуострова, т.е. были предками греков.

Ещё одна обязательная тема для "Воанергеса" - разоблачение клеветы на греческую историю (с. 50-52). На этот раз критике подвергся школьный учебник, из которого выпущено упоминание о том, что общегреческое восстание против турок в 1821 г. началось в праздник Благовещения.

Далее следует прекрасная проповедь "Отговорки греха" (с. 53-55) - о фарисее и мытаре, о том, как часто под пустыми предлогами человек отказывается от необходимых усилий для совершения христианского подвига.

Несколько страниц номера отведено анализу восточных единоборств (с. 58-61), которые "не являются безобидными упражнениями в самозащите, но серьезной религиозной практикой".

Статья "Греческое образование в США" (с. 63-65) посвящена высшим школам, организованным в Америке под эгидой Константинопольского патриархата. Патриархат возражает против обучения на английском языке и вообще употребления английского языка, так как это грозит потерей контроля над паствой. Такое понимание вопроса, по мнению редакции "Воанергеса", является проявлением греческого шовинизма и мешает распространению православия.

Очень интересен материал "Лествица добродетелей через брак" (с. 67-69). Бог, воплотившись, положил преграду между составом человека и удовольствием; и это никакая не случайность, ибо тем самым Господь снял подозрение в том, что Он является причиной и создателем страстного удовольствия. Брак есть "уступка Бога", брак был главным заветом Бога падшему человеку. Природа человека включает в себя плотское удовольствие, но это результат греха и падения человека в раю.

Далее следует статья о фирме по замораживанию людей, обещающей размораживание в будущем (с. 70-72). Возможно, это очередная шутка, взятая в Интернете, в которую поверили апокалиптически настроенные издатели.

На с. 73-74 забавный список военных и прочих представительств Турции на территории Греции под названием "Знай своего врага".

На с. 75 объявление о ещё одной фирме - по продаже участков под строительство вне пределов Земли (в частности, на Луне; фирма называется "Lunarembassy")

Собрание новостей о клонировании, саентологии, экспериментах, извращающих природу (выведение кур без перьев), трансляции матчей в церквах в Англии во время футбольного чемпионата мира, и пр. опубликовано на с. 76 -80.

Журнал "Воанергес" красочно иллюстрирован.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования