Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

РЕЛИГИИ МИРА: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ВЕРОУЧЕНИЕ. Учебное пособие для 10-11 классов средней школы под общей редакцией академиков РАН А.О.Чубарьяна и Г.М.Бонгард-Левина. - М., ОЛМА Медиа Групп, 2006


Похоже, что в решении проблемы ликвидации религиозной безграмотности молодого поколения наметился, наконец, вполне конструктивный прорыв. Об этом недвусмысленно свидетельствует выход в свет учебного пособия для старшеклассников "Религии мира: история, культура, вероучение", давно обещанного российскими религиоведами в качестве альтернативы моноконфессиональной программе Аллы Бородиной "Основы православной культуры" (ОПК). Как известно, та программа лоббировалась Русской Православной Церковью Московского патриархата и была ориентирована на обучение детей основам православия в его современной российской интерпретации с привитием им соответствующего конфессионального взгляда на историю и другие общественные и гуманитарные дисциплины. Курс "Религии мира", в отличие от перспективы конфессионального обучения в светской школе, сомнительного с точки зрения закона и этики, и в самом деле подчеркнуто культурологичен. Более того, это не учебник, предполагающий по российской традиции обязательность усвоения какого-либо предмета в его нормативном объеме, а именно учебное пособие. То есть, материал не столько для традиционного советского, "кафедрального", сколько для "тьюторского" образования, принятого в Оксфорде и Кембридже, которое опирается на личную заинтересованность учащегося и особое внимание к обнаруженному им интересу со стороны педагогов. Поэтому и преподавание его предполагает не внедрение в сетку обязательной программы, а факультативность в приложение к курсу истории.

Сравнивать с чем-либо новое издание совершенно бессмысленно, потому что ничего подобного в России до сих пор не предлагалось. В отличие от пресловутого ОПК, смахивающего на идеологическую разработку "краткого курса православия в версии РПЦ МП", учебное пособие для ознакомления с основными верованиями мира являет собой достаточно удачный опыт объективного анализа феномена религии во всем многообразии ее форм. На фоне купированных представлений большинства россиян о сущности религии, где знания о ней исчерпываются формальными понятиями об обрядовой стороне нескольких православных и мусульманских религиозных последований, в данном пособии предмет исследований представлен гораздо шире. Но главное в том, что феномен религии предлагается не в виде описания наиболее известных мировых конфессий, а прослеживается в своем развитии, начиная с реконструкции религиозных представлений дописьменной эпохи - палеолита и неолита, через древнейшие формы религии - религиозной магии, тотемизма, шаманизма, к развитым системам древних цивилизаций, а далее - к становлению религиозных доктрин и институций вплоть до нашего времени. В издании наряду с религиями Востока, древней Европы и доколумбовой Америки в процессе своей эволюции представлены учения, которые вылились в наши дни в крупнейшие религиозные направления - буддизм, иудаизм, христианство и ислам с их специфическими ветвлениями нового и новейшего времени.

Будучи феноменом духовного и мистического порядка, религия в своем "земном" институциональном проявлении оказывала и оказывает крайне серьезное влияние на формирование нашей цивилизации. Ее активное участие в становлении культуры и одновременно живая принадлежность к общечеловеческой культуре, особая связь и взаимопроникновение религии и реалий светского мира - всему этому в пособии для школьников уделяется немалое внимание, важность чего, судя по всему, оценена и российским религиозным сообществом. Редакторы издания отмечают, что на него "получены положительные отзывы от церковно-научного центра "Православная энциклопедия" (на главу "Христианство"), Института европейской цивилизации ("Католическая энциклопедия", на главы "Религии древних и дописьменных обществ" и "Христианство"), Совета муфтиев России (на главу "Ислам")". Кстати то, что творческий коллектив издания со стороны религиозных организаций консультировали ученые богословы и историки, а не конфессиональные чиновники, по результатам труда авторов очень заметно. Учебное пособие выдержано в ровном, несколько упрощенном, но научном стиле, который не предполагает каких-либо идеологических предпочтений ни для одного из религиозных направлений или институтов. Но это ни в коей мере не мешало уделить больше внимания наиболее значимым в России конфессиям - православию и исламу.

Православие, например, в отличие от других мировых религий, в течение всей своей истории было одним из самых заметных факторов в жизни российского общества в политическом, социальном и идеологическом планах. Поэтому, ограничиться при ознакомлении с этой конфессией одними лишь особенностями вероучения и богослужения, разумеется, было нельзя, и повествование о ней начинается с возникновения и распространения христианства, эпохи Вселенских Соборов, Византии и древних христианских церквей. Русское православие авторы рассматривают, начиная с Х века - периода крещения Руси, делая акценты на всех наиболее значимых фазах его развития. С момента избрания первого Патриарха Московского и всея Руси Иова  в издании уделяется особое внимание ключевым моментам в истории Российской Православной Церкви, а затем и Русской Православной Церкви Московского патриархата советского и постсоветского периодов. Кроме того, учащиеся могут уяснить для себя, что такое церковные таинства и обряды, что означают церковные праздники, как выстраивались взаимоотношения между Церковью и властью, в чем заключаются различия между православием и католичеством и так далее.

То же самое можно сказать и по поводу ислама, который рассматривается в историко-культурологическом контексте в других странах и в России. Ведь "первые письменные сведения на Руси об исламе, - сообщают авторы, - относятся к Х веку", то есть, восходят к периоду крещения Руси, в то время, как "на территории современной России ислам появился еще в VII - VIII вв. в связи с арабскими завоеваниями на Кавказе". После приходя к власти большевиков ислам в нашей стране разделил участь православия и остальных конфессий, в отношении которых были предприняты жесточайшие репрессии. Возможности для возрождения ислама и других религий открылись лишь в начале 1990-х годов после прекращения жестокого государственного контроля.

Естественно, что отдельно в издании рассматриваются история и особенности других направлений христианства - католичества и протестантизма. Благодаря сжатой, но очень конкретной и фактологичной форме изложения их доктринальных особенностей, учащиеся получают гарантию того, что сумеют узнать о том, в чем заключается различие и сходство разных ветвей христианства, в отличие от абсолютного большинства представителей старшего поколения, воспитанного при советской власти. В частности, не обойдена вниманием и такая тема, как репрессии по этно-религиозному признаку в СССР, в отношении которой в последнее время снова появляется тенденция к затушевыванию.

Заключительная глава учебного пособия, посвященная религиям в современном мире, наиболее лаконична, и о таком явлении, например, как новые религиозные движения ХХ века, в ней только упоминается. Впрочем, это нетрудно объяснить тем, что вопрос о природе новых религий, который стоит в этом смысле особо, требовал бы специального внимания и довольно больших объемов текста, сравнимых со всем изданием. Феномен появления новых религий совпадает по времени с принципиально новыми историческими условиями и процессами XIX - XX вв., что выделяет его в отдельный ряд. То же самое касается краткости изложения основных признаков современной секуляризации, религиозного фундаментализма и радикализма, участия религии в процессе глобализации, в светской политике.

В целом издание отвечает на вопросы, которые могут возникнуть у молодых людей, интересующихся религией. Однако первый опыт разработки учебного пособия в этом направлении нельзя считать окончательным решением проблемы преподавания знаний о религии в средней школе. Принцип, по которому разрабатывалось издание, не вызывает никаких сомнений в своей корректности, но предназначенность пособия для учащихся 10-11 классов, например, вызывает вопрос: а почему бы не 6-7 классов? Ведь, ориентируясь на представления о предыдущих поколениях, мы не учитываем, что средний интеллектуальный уровень нынешних старшеклассников, которые могут заинтересоваться данным предметом, заведомо потребует гораздо более углубленных знаний. В конце каждого раздела, правда, учащимся предлагаются вопросы, ответы на которые можно почерпнуть в специальной литературе, обширным списком которой заканчивается учебное пособие. Но и сам норматив явно нуждается в дальнейшем совершенствовании и адаптации его к требованиям новых поколений, что и предполагается религиоведческим сообществом России в его планах на ближайшее будущее.

Надо сказать, что база для подобных проектов нашей стране уже существует и успешно совершенствуется. В 2006 году в издательстве "Академический проект" вышло первое издание Энциклопедического словаря "Религиоведение", ориентированного на специалистов, а в настоящее время коллектив ученых закончил работу над Энциклопедией "Религии", предназначенной для более широкого круга читателей. В этой, направленной на просвещение программе впервые в России был использован принципиально новый для нашего общества подход к представлениям о религии и религиозных традициях разных конфессий, где полностью исключается какая-либо идеологическая и политическая составляющая. Религия рассматривается в комплексе научных представлений, одинаково объективных для всех конфессий, верующих и неверующих граждан. Принцип, по которому создавалось учебное пособие "Религии мира" вполне укладывается в эту универсальную концепцию. Поэтому от российского научного мира, вероятно, следует ожидать дальнейших разработок по ознакомлению молодого поколения с теми ценностями российской и мировой религиозной культуры, которая в силу исторических пертурбаций ХХ века для старших поколений россиян оказалась преимущественно недоступна.

Михаил Ситников
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования