Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

С.Г. Антоненко. МОРМОНЫ В РОССИИ. ПУТЬ ДЛИНОЙ В СТОЛЕТИЕ. Опыт историко-культурного исследования. М., ООО "Родина", 2007. 304 с., с иллюстрациями


Огонь живой веры

Кардинальные изменения последнего десятилетия в социально-экономической, политической и духовной сферах российского общества сопровождаются значительным ростом религиозного фактора в нашей стране. Расширился диапазон деятельности религиозных организаций, выросло количество верующих людей, появился и получил юридический статус ряд "новых" для России религиозных конфессий.

Процессы, происходящие в религиозных институтах России, привлекают внимание федеральных государственных структур, представителей органов местной власти, политических партий и движений, ученых, журналистов, широкой общественности. Нельзя сказать, что особенности религиозной ситуации в современной России, включая как государственно-религиозные отношения, так и ситуацию, сложившуюся внутри, или, скорее, вокруг отдельных конфессиях, не освещаются в средствах массовой информации. Однако авторы этих публикаций зачастую пользуются недостоверными, а иногда и просто ложными сведениями, кочующими из одного "литературного" источника в другой или же, исполняя некий заказ, извращают различные аспекты вероучения, практики, социальной деятельности ряда конфессий, тем самым навязывая как властным структурам, так и широким слоям населения, "образ врага" и создавая почву для негативного восприятия представителей тех или иных конфессий.

К сожалению, не избежала подобной участи и такая известная христианская религиозная организация, как Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны). Поэтому представляется важным появление книги, посвященной данной христианской конфессии. В ней представлено независимое, свободное от "мировоззренческих пристрастий" её описание, история, церковная организация, основы вероучения, место на "конфессиональной карте" современной России и в общественном сознании россиян, а также исследования российских религиоведов, посвященных мормонам. "Эта книга посвящена истории и сегодняшнему дню религиозной общины мормонов, а также причудливой траектории восприятия их загадочной веры российским обществом", - этими словами открывается книга религиоведа, редактора отдела истории религии Российского исторического журнала "Родина" Сергея Георгиевича Антоненко[1]. Книга "Мормоны в России" привлекает внимание своей очевидной неангажированностью. Автор ведет изложение в спокойном объективном тоне, дает целостное и непредвзятое представление о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.

Первая глава "Мы верим в дар пророчества" посвящена возникновению и начальным этапам развития Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, ее пророку-основателю Джозефу Смиту и его окружению, основам вероучения мормонов. Во второй главе "Вот это место" описывается переход мормонов на запад, в сторону Скалистых гор, под руководством Бригама Янга – преемника Джозефа Смита, построение мормонами города и третьего Мормонского Храма в долине Соленого озера, становлению церковной организации в штате Юта, взаимоотношениям Церкви Иисуса Христа Святых последних дней с государственной властью. Основное внимание в третьей главе "Самодержавие личности" посвящено восприятию мормонов в Российской империи, что нашло отражение в работах А.И. Бенни, Ф.М. Достоевского, П.Л. Лаврова, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого. Четвертая глава "Бог в зародыше" посвящена новейшей истории Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в СССР и затем – в Российской Федерации. Наконец, пятая глава рассматривает в различных аспектах современное положение Церкви в России и мире в целом, ее организационные структуры, мистериальную практику, социальную жизнь общин.

Существенный позитивный вклад в восприятие книги Сергея Антоненко внесло послесловие Льва Аннинского "Русский Мормониум", ключевая идея которого, на мой взгляд, выражена следующими его словами: "Нам легче соблюдать православный канон и теплить свечки в пальцах, еще не отмытых от партбилетов, думать же при этом – о своем, неповторимом, сокровенно-личном – чем отдаться неведомой и причудливой мормонской доктрине – там ведь дело не обойдется теплом свечки, там душу надо будет метнуть в огонь живой веры!"[2]

Необходимо отметить, что автор использует метод изложения и подачи материала, при котором историческое подчиняется логическому, а не наоборот. С. Антоненко строит изложение материала по "проблемам", а не вслед за описываемыми событиями или воспоминаниями отдельных людей, что неизбежно приводило бы к повторам. Понятно, что изложение по "проблемам" сделать сложнее, чем изложение "по людям". Однако автору это в целом удалось. И хотя книга не может претендовать на серьезное концептуальное, научное исследование Церкви Иисуса Христа Святых последний дней, и написана, скорее, в публицистическом стиле, изложенные в ней факты подтверждены ссылками на многочисленные источники и вполне логично "прописаны". С другой стороны, подобный стиль изложения делает книгу С.Г. Антоненко доступной не только для узкого круга ученых-религиоведов, но и для широкой читательской аудитории. И, видимо, именно эту цель автор перед собой и поставил.

В целом книга Сергея Антоненко представляется очень интересной, впервые в столь систематизированном и в то же время доступном для "непосвященных" виде излагающий все ключевые моменты истории и современного состояния Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Актуальность публикации подобной книги в России сомнений не вызывает, особенно с учетом того идеологического прессинга, который получил в последнее время развитие и разрастание под влиянием антикультистских кругов, близки Русской Православной Церкви Московского патриархата. Эти круги создают из мормонов (и некоторых других религиозных организаций) "образ врага" и прочие мифологемы, базирующиеся на усиливавшемся антиамериканизме, как в странах Западной Европы, так и в России.

Россия во многом остается страной с неустоявшейся системой ценностей и все еще обществом трансформационного типа, в котором сосуществует ряд различных разнородных тенденций. Современная социально-экономическая ситуация в стране по-разному отразилась в массовом сознании россиян. С одной стороны, процесс атомизации общества проник глубоко даже в относительно устойчивые социальные группы. С другой стороны, устойчивыми остаются патерналистски-традиционалистские тенденции. Отсюда вытекает и неоднозначное отношение населения к различным религиям. Большая его часть ориентируется на православие, ставит знак равенства между этнической (русские) и религиозной (православные) принадлежностью. С преданием забвению понятия "советский народ", многие россияне утратили свою прежнюю самоидентификацию, на смену которой пришла этнически-национальная, тесно увязываемая с религиозной. Эта группа населения – опора РПЦ МП – ратует за ее полное фактическое и юридическое огосударствление. В свою очередь, рассматривая взаимоотношение РПЦ МП с другими христианскими конфессиями, существующими на территории современной России, становится очевидным, что они переносятся православием в плоскость прозелитической деятельности других религий на его "канонической территории", а не в плоскость цивилизованного диалога и сосуществования, как это имеет место в странах западной демократии. Неумение и нежелание иных лидеров РПЦ МП мыслить по-новому подталкивает их к решению проблемы административным, авторитарным путем. Остается надеяться, что подобные факты все-таки носят ситуативно-временный характер и что в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе отношение местных органов власти, во многом находящихся под влиянием РПЦ МП и различных христианских организаций, в том числе и Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, преодолев трудный путь становления, разовьются в цивилизованную разумную модель юридического и гражданского согласия, не допускающего приоритета той или иной конфессии. Недаром еще либеральная российская интеллигенция начала XX в., в целом, негативно оценивала сложившиеся в Российской империи государственно-церковные отношения[3], выступала за секуляризацию общественных отношений, на основе которой могло бы возродиться истинное христианство, к которому верующие обратились бы не по принуждению, а по зову своего сердца. "...Человек не свободный в совести не есть христианин", – говорил протоиерей Соллертинский на Религиозно-философских собраниях в Санкт-Петербурге сто лет назад[4]. С.Н. Булгаков замечал в этой связи: "Вековые преступления против свободы совести тяжелым свинцом лежат на исторической совести русской церкви"[5]. С точки зрения Н.А. Бердяева, "окончательно отделение Церкви от государства должно быть неизбежным и повсеместным результатом дифференцирующего процесса новой истории. Это отделение признают благом и искренние друзья церкви, и искренние ее враги, так как ни искренняя вера, ни искреннее безверие не могут стоять за лицемерную и лживую связь, унаследованную от старых грехов папоцезаризма и цезарепапизма"[6]. И с точки зрения интересов Церкви и религии вообще, и с позиций государственных интересов, государственно-церковный союз в России начала ХХ в. был противоестественным, и это не могли не замечать те представители интеллигенции, которые искренне переживали за судьбу своей Родины, за будущее своей религии. Замечают ли подобную противоестественную тенденцию нынешние лидеры православия и руководители государства? Хватил ли у них мудрости учесть исторический опыт и не повторять в XXI веке ошибок предыдущих столетий? Ответ на эти вопросы даст только время, но остается надежда, что в обществе возобладают разумные силы и будет достигнуто необходимое единство, в основе которого будут лежать подлинная свобода совести, уважение и равноправие всех конфесий, ибо "всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф. 12:26).

Доктор философских наук Е.С. Элбакян,
для "Портала–Credo.Ru"


[1] Антоненко С.Г. Мормоны в России. Путь длиной в столетие. М., 2007. С.3.

[2] Анненский Л.Русский Мормониум // Антоненко С.Г. Мормоны в России. Путь длиной в столетие. М., 2007. С.300.

[3] "Смирение" высшего руководящего слоя русского (черного) духовенства перед верховной властью и ее представителем обер-прокурором Синода осталось характерной чертой русского строя вплоть до революции 1917 г.", - замечает П.Н.Милюков (Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 1994. - Т.2. - Ч.I. - С.173).

[4] Записки Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге//Новый путь. Приложение. - 1903. - № 4. - С.164.

[5] Булгаков С.Н. Христианский социализм. - М., 1991. - С.28. См. также: Вопросы жизни. - 1905. - № 5. - С.504.

[6] Бердяев Н.А. Распря церкви и государства в России//Вопросы религии. - М., 1908. - Вып. II. - С.116.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования