Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

РАВ КУК - КАББАЛА И НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ИУДАИЗМА. Автор-составитель – р. Пинхас Полонский. Маханаим – Бейт ха Рав, Израиль, 2006 г. 570 с.


Имя раввина Абрахама-Ицхака Кука (1865-1935) мало известно нееврейской читающей публике. А между тем, его можно с полным правом назвать одной из центральных фигур в духовной истории человечества минувшего столетия. Своей жизнью и богословскими трудами рав Кук предпринял попытку соединить, казалось бы, несоединимое - гармонизировать в рамках ортодоксии иудаизма имеющиеся в нем прогрессистские, националистические и фундаменталистские тенденции. И с позиций сегодняшнего дня можно сказать, что это ему удалось. Сегодня идеи рава Кука определяют умонастроения значительной части израильтян и евреев в диаспоре, их видение религиозно-общественной перспективы. И это при том, что рав Кук не считал себя реформистом или кем-нибудь вроде этого. Он просто видел реально существующую действительность его эпохи как часть всеобщего Божественного замысла.

Вышедшая недавно книга "Рав Кук – каббала и новый этап в развитии иудаизма" (автор-составитель – последователь идей Кука, бывший наш соотечественник, ныне израильский раввин Пинхас Полонский) призвана познакомить самые широкие круги читателей со всем многообразием философских и религиозных взглядов рава Кука. В издание включены переведенные преимущественно с иврита выдержки из сочинений самого рава Кука (раздел D книги), а также фрагменты книги о нем израильского автора Бен-Шломо, где излагаются базовые концепции метафизики и каббалы в видении рава Кука (раздел C). Кроме того, автор-составитель рав Пинхас Полонский написал главы, посвященные концепции рава Кука о религиозном значении Израиля и о проблемах эволюции иудаизма (раздел B). Особый интерес, на наш взгляд, у неиудейской читательской аудитории должны вызвать главы о религиозном универсализме рава Кука (раздел F), поскольку в обществе уже давно существует устойчивое мнение, что ортодоксальный иудаизм и религиозный универсализм – две вещи несовместные.

Происхождение и биография раввина Абрахама-Ицхака ха-Коэн Кука в значительной степени объясняет дальнейшие пути формирования его взглядов. Он родился в 1865 году в местечке Грива (ныне в черте г. Даугавпилса, Латвия) в раввинской семье. В этом регионе – Латгалии в те годы как бы встречались три тенденции, бытующие среди тогдашнего еврейства – миснагетская (литвакская) антихасидская ортодоксия, хасиды (преимущественно движение ХаБаД). Кроме того, из немецко-лютеранской части Латвии проникали идеи Хаскалы – еврейского Просвещения, ставшего первоосновой для реформистских течений в иудаизме. Интересно, что отец будущего раввина принадлежал к миснагетскому направлению, в то время как мать происходила из хасидской семьи и пыталась воспитать сына в хасидском духе. Таким образом, уже в детском и подростковом возрасте будущий рав пережил на семейном уровне осознание необходимости гармонизации различных тенденций в иудейской среде. Большое значение для Абрахама Кука имело обучение в иешиве в Воложине, крупнейшем тогда учебном заведении "литовского" иудаизма, в котором не чурались и духа сионизма. В 1904 году рав Кук переехал в Палестину, в 1919 году стал главным раввином Иерусалима, а в 1921 году был избран на пост главного ашкеназского раввина страны Израиля (это понятие употреблялось уже до формального обретения независимости), на котором оставался вплоть до своей кончины в 1935 году.

Одним из краеугольных камней воззрений рава Кука, ставшего одновременно и вызовом современному ему религиозному сообществу, стало отношение к сионизму. Традиционные раввины враждебно относились к этому движению, считая его нерелигиозным, а то и антирелигиозным. Рав Кук смотрел на сионизм изнутри, и за его внешним атеистическим обликом видел глубокую приверженность библейским принципам. В создании и развитии государства Израиль рав Кук видел качественно новый этап в развитии иудейской религии, и даже развитие атеизма в определенный момент он рассматривал как этап, необходимый для очищения религии и потому, безусловно, имеющий положительное значение. Когда раввины-ортодоксы упрекали сионистов, что те не одевают тфиллин (коробочки с текстами из Торы) во время молитвы, рав Кук отвечал: "Зато они укладывают камни на строительстве еврейского государства". Эта фраза – символическое выражение того, что рав Кук видел в освоении страны Израиля, создания нового сообщества, не просто конкретно-исторический процесс, но качественно новый уровень исполнения религиозных заповедей, уровень коллективный более высокий, чем индивидуальное следование принципам религии, на котором, собственно, и базировался иудаизм диаспоры. Концепция "общенационального диалога с Богом" стала одной из центральных для рава Кука и для той части национального движения, которую принято обозначать как "религиозный сионизм".

В заглавии рассматриваемой книги есть слово "каббала". Рав Кук сегодня признан одним из ведущих каббалистов новейшего времени. При этом каббала для него - это не мистическая атрибутика. Рав Кук всегда, кстати, избегал злоупотребления каббалистической терминологией, которая, создавая иллюзию понимания, на самом деле уводит читателя и слушателя в сторону от сути проблемы. Каббала для рава Кука – это, прежде всего, методология, видение проблемы. Именно каббалистический подход позволил увидеть ему в частных событиях, таких, как еврейское национальное возрождение и создание государства Израиль, явление воистину космического масштаба, часть Божественного плана по тикуну ( исправлению) всего человечества, его великой тшуве – возвращению ко Всевышнему. И евреи призваны в этом процессе играть роль своеобразного духовного локомотива, служить всему человечеству.

Другой центральной и, в значительной степени, революционной мыслью рава Кука была идея о том, что познание Бога следует понимать не как познание сущности Бога, а как познание Божественного пути для человека. Именно это, по его мнению, является парадигмой религии для каждого человека. Именно это выводит в религии на первое место не исполнение обрядов и академическое изучение догматов религии, но, прежде всего, повседневную жизнь и деятельность в религиозном измерении. Отсюда то явление, которое в книге обозначается как религиозный универсализм рава Кука. Он понимал, прежде всего, аврамические религии ислам и христианство как варианты иудаизма, адаптированные для неевреев, считал, что эти религии имеют общие с иудаизмом этические принципы. Причем универсализм рава Кука не только базировался на достаточно расхожем принципе, что Истина одна. Он рассматривал эту идею в развитии, считая, что в каждой из религий есть такие проявления этой истины, которые уникальны только для этой религиозной системы, и потому изучение этого духовного богатства является поистине религиозным долгом каждого человека.

Конечно, даже достаточно объемистая книга в 570 страниц не охватывает всей глубины личности и значимости наследия рава Кука. Но это первое знакомство позволяет сделать два вывода. Первый – перед нами личность, значимость которой сегодня по достоинству оценивает еврейство и потому следующим шагом должна стать ее оценка мировым культурным сообществом в целом. Второй момент – о раве Куке в книге говорится не как о реформаторе, а как "реинтерпретаторе" окружающей религиозной и общественной действительности. И знакомство с идеями, видением этого человека невольно приводит к мысли, что матери-истории более ценен такой вот "реинтерпретатор", нежели легионы реформаторов и пламенных революционеров. У таких людей больше здоровой позитивности.

Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования