Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
Распечатать

СВЯТОЙ, УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ, НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК... [А. Диесперов. Блаженный Иероним и его век. М. "Канон+", 2002]


А. Диесперов, Блаженный Иероним и его век. Приложение: Бл. Иероним. Избранные письма. Составление и комментарии А.А. Столярова. М., "Канон+", 2002. 400 с. (Серия: Православная библиотека)

Блаженного Иеронима Стридонского автор исследования о нем — А. Диесперов называет "необыкновенным человеком". Это очень точная характеристика. И Православные и Католики почитают Иеронима святым ("блаженный" в данном случае — это почетный титул, а не обозначение "святости второй степени, в каком значении это слово обычно используется у католиков), но в нем не было ничего от стандартного представления о святом — резкий, порой скандальный, яростный полемист, гневный обличитель всех, с кем разошелся на идейной или личной почве, едкий сатирик, в своих письмах "припечатывающий" тех, кто попался "на зубок" (не случайно — именно письма Иеронима представляют собой наиболее читаемую, но и наиболее "соблазнительную" для многих часть его творений). Если бы вопрос о канонизации Иеронима решали современники, то, наверное, скорее они пригвоздили бы этого невыносимого человека к позорному столбу, а не прославили его во святых. Однако спустя более чем полторы тысячи лет через его смерти Церковь воспевает ему: "Велика имеет тя предстателя, Богомудре, / православных собрание, / якоже убо преподобных еси собеседник / и Божественныя премудрости сопричастник, / тако, пречудне Иерониме, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость".

Автор исследования, опубликованного в 1914 году в журнале "София", вышедшего отдельной книгой в 1916 и переизданного издательством "Канон" в 2002, пытается нарисовать портрет одного из "последних римлян" — Иеронима, на фоне "ночи Рима". Иероним помещен автором не столько в житийный контекст, сколько в биографический и культурный. Иероним предстает как деятель позднеантичной литературы и филологической науки на ее переломе от языческого этапа к христианскому, и как живой и полный борющих его страстей человек своей эпохи. Огромное место Диесперов уделяет всегда ярким, сочным и красочным цитатам из писем Иеронима, а большую часть книги занимают приложенные составителем (известным современным патрологом А.А. Столяровым) к очерку Диесперова переводы писем Иеронима.

См. в нашей библиотеке: Блаженный Иероним Стридонский. Письмо к Паммахию о наилучшем способе перевода


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования