Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Валерий Емельянов. Сборник "Христианство и ислам: пути реального взаимодействия".М. Фонд св. Андрея Первозванного, 2006, 80 стр.


Хотя слова "эта небольшая книжечка томов премногих тяжелей" были сказаны про другое издание, их можно с полным правом отнести и к рассматриваемому нами. Христиано-исламский диалог только в последнее время стал переходить из социальной плоскости в сферу теологически-религиоведческую, и в этом смысле размышления священнослужителей, занимающих высокие позиции в своих религиях, крайне важны для интересующегося читателя, тем более, когда они изложены в сжатой форме.

У книги "Христианство и ислам: пути реального взаимодействия" два автора – митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Яким) и ныне покойный верховный муфтий Сирии шейх Ахмад Куфтаро. Первой в книге помещена обширная статья православного иерарха под названием "Миф об угрозе ислама с точки зрения православного христианина". В ней автор касается, прежде всего, социальных аспектов исламо-христианского взаимодействия. Однако коротко он упоминает и главные точки сугубо догматических сходства и различия между двумя религиями. Это вера в одного и того же Всевышнего, творца всего сущего, почитание мусульманами Иисуса без придания ему, в отличие от христиан, Божественной сущности, отрицание мусульманами Троицы и признание христианами этого вопроса, прежде всего, вопросом сугубой веры, а не спекуляцией разума. Эти строки, наверное, любопытно прочесть неким бывшим и нынешним иереям, скрестившим пики в недавних дискуссиях в Москве. Не надо, отцы – архиерей уже все сказал.

Шейх Ахмад Куфтаро представлен в сборнике текстами пяти выступлений на различных мировых форумах: "Ислам и христианство: две веры – один Бог", "Монотеистические религии: единые корни и общая ответственность", "Международные перспективы Ислама и христианства", "Путь к преодолению религиозного экстремизма", "Диалог между мусульманами и христианами". Интересно, что последнее выступление было приурочено к 900- летию окончания крестовых походов.

Во всех этих главах шейх дает гораздо более развернутое изложение именно теологических стыковок и различий между двумя религиями. В статье "Международные перспективы для ислама и христианства" Ахмад Куфтаро, в частности, указывает: "Религия всегда помогала человеку удовлетворить его духовные и материальные потребности….Наша миссия как служителей культа, верующих в Бога и его апостолов, заключается в том, чтобы на практике выделять этот факт…, чтобы поднять факел и вести тех, кто заблуждается и избавить человечество от налипшей на него грязи. Не признавать поражение мы должны, а пересмотреть наши формы взаимоотношений с людьми, признав наши ошибки…
В целом те, кто отлучает себя от религии, делают это не в силу неприязни к Богу, к творцу, а, скорее из-за неудовлетворенности духовными лицами"

В докладе "Монотеистические религии: единые корни и общая ответственность" шейх демонстрирует не просто мусульманский, то есть связанный с одной религиозной системой, образ мысли, но своеобразный интегральный, авраамический подход. "Ислам не идентифицируется с каким-то одним человеком или одной расой, но является признанием Бога и покорностью Богу. Только одной веры в Мухаммада недостаточно. Ислам предполагает веру в плеяду пророков, первым из которых был Ибрагим (Авраам"), – указывает шейх.

Доклад о преодолении религиозного экстремизма, прочитанный на исламском саммите в Каире, единственный из опубликованных в книге, изначально обращен к мусульманской аудитории. В нем д-р Куфтаро отвечает на вопросы о том, какие проблемы социального плана, прежде всего, внутри мусульманского мира, препятствуют полноценной гармонии между исламом и христианством. Это нерелигиозный экстремизм, выражающийся в мусульманском мире резким недовольством существующими порядками, слепая приверженность Западу (заметим, что здесь так же говорится именно о внутренней проблеме мусульманского мира), сионизм и западный фундаментализм (при этом обе эти доктрины подробно не критикуются и не уничижаются) и, наконец, слабое руководство мусульманских стран.

Все вышесказанное, конечно, лишь крохотный реферат в извлечении, но сама книжка также не больше диссертационного реферата. Поэтому, не боясь повториться, скажу, ее могут прочесть и взять в руки даже те, кто считает, что вопросы богословия и религиоведения – скучный жанр.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования