Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Борис Колымагин. Протопресвитер Виталий Боровой. Быть свидетелями Христа. Проповеди.М.: Свято-Сергиевское братство, 2006. – 248 с. Тир. 2000 экз.


Протопресвитер Виталий Боровой – старейший священник Русской Православной Церкви. Ему недавно исполнилось девяносто лет. Опытный дипломат, представлявший РПЦ МП во Всемирном Совете Церквей и на II Ватиканском Соборе, он в то же время – замечательный проповедник и ученый, доктор богословия, долгое время преподававший церковную историю в Ленинградской и Московской духовных академиях. О. Виталий неоднократно печатался в разных журналах. Но только сейчас вышла в свет его первая книжка.

"Быть свидетелями Христа" – это сборник проповедей, большинство из которых были произнесены в Москве в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, где Боровой настоятельствовал в 70-е годы. Их можно рассматривать как настоящий учебник христианской жизни. Недаром кто-то в шутку назвал о. Виталия академиком церковного опыта.

"Он являет собой непрерывность церковной традиции. Таких людей крайне мало. Мы сейчас страдаем чаще всего от "ревнителей", которые стали церковными без году неделя и воюют за традицию, не будучи приобщены к ней. О. Виталий является живым носителем традиции, он никогда не прерывал ее ни в чем", - говорит духовный ученик старца священник Георгий Кочетков.

О. Георгий вспоминает один духовно значимый эпизод тех лет: "Каждый год пятого мая мы собирались днем перед вечерней службой, чтобы поздравить о. Виталия с именинами, и он каждый раз старался переключить внимание с себя на именинников завтрашних, то есть на Анатолия и меня, Георгия. И вот однажды во время такого полушутливого поздравления он сказал мне: "Желаю вам быть рыцарем" (само собой разумеется, в связи с образом Георгия Победоносца). Сначала я даже не понял – о чем это. Но уже тогда я привык очень серьезно относиться ко всему, что о. Виталий говорил, и я это запомнил. И вот, чем более проходило лет, тем более я оценивал его совет".

О чем бы ни говорил в проповедях о. Виталий – а говорит он о многом: об истории чудотворных икон и праздников, о святых и "богословских добродетелях" – он всегда имеет в виду не обряд, не внешнее благочестие (хотя и его значение до определенных границ им не отрицается), а полноту христианской жизни в Духе Святом. Он говорит о воцерковлении ценностного ядра личности, о пути к Богу и в Церковь, о стоянии в правде Божией.

"Формы жизни церкви, ее историческое влияние в лице ее епископов, архиепископов, митрополитов, патриархов, - в лице ее внешней организации – меняются. На протяжении веков церковь претерпевала разные в этом отношении изменения. Но не меняется только благодать Божия, не меняется только народ Божий, не меняется только тело Церкви. Когда тело Церкви есть, когда народ Божий есть, то тогда совершенно безразлично все остальное, тогда Церковь стоит и во веки будет стоять", - учит он.

Очень важная тема для о. Виталия – церковная община. Он говорит об этом постоянно: прямо и по касательной, в историческом и в жизнетворческом ключе. "Характер спаянной общины, взаимной как бы поруки и солидарности, взаимной ответственности и общего пути – вот это есть характерная черта христианства", - утверждает он.

И в то же время он настаивает на открытом характере общины (закрытость всегда грозит сектантством), на открытости христианина: "Задача, обязанность каждого верующего не состоит в том, чтобы он чувствовал себя праведником, избранником, а задача состоит в том, чтобы он проповедовал, свидетельствовал Божию истину, Божие наследие, Божие бытие, Божие спасение пред всеми людьми. Нет общины христианской, нет церкви христианской, если нет проповеди, если нет миссионеров, если нет распространения учения Христова по лицу земли".

Конечно, в застойные советские годы о. Виталий обходил многие острые темы, и делал главный акцент на внутреннем собирании народа Божия, на его духовном возрастании. В постсоветские годы круг тем, естественно, расширился.

Редакторы сборника – преподаватели Свято-Филаретовского института Виктор Котт и Семен Зайденберг – сделали акцент на миссионерском и учительском звучании книги. При этом ряд тем, в частности, проблемы межконфессиональных отношений, они вывели за скобки. Об этом приходится немного пожалеть. Потому что православно-католические разборки, увы, тоже часть христианской жизни. Интересно в этой связи мнение о. Георгия Кочеткова: "Протопресвитер Виталий всегда шел, что называется, с открытым забралом. Это не значит, что он был прост, он умел разбираться в людях и тонко чувствовал, с кем и о чем можно говорить. Господь хранит Своих людей: о. Виталий в начале пути, во время учебы в виленской семинарии, потом в Варшаве, на богословском факультете, видел как работает пусть не советский, но все-таки идеологический пресс националистически-католической Польши – при всех красивых словах. Этим объясняется его, иногда очень резкое, отношение к иноконфессиональному давлению".

В заключении хотелось бы выразить надежду, что сборник "Быть свидетелями Христа" окажется не единственной прижизненной книгой автора. И вслед за ним появятся другие книжки пастыря доброго.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования