Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Борис Колымагин. Прот. Александр Шабанов. «Голубь Церкви» святой Коламба Айонский просветитель Шотландии. – Тверь; ФВПК «Миссия», 2004. – 364 с.


Книга священника из Твери Александра Шабанова посвящена просветителю Шотландии св. Коламбе – одному из самых почитаемых святых Кельтской Церкви. В основе ее лежит вольный пересказ "Жития", написанного преп. Адамнаном около 698 г.

Житийный рассказ перемежается комментариями и размышлениями автора о событиях того времени, о феномене кельтской святости. Постепенно эти замечания разрастаются в самостоятельные очерки, в которых прослеживается судьба кельтского христианства вплоть до последних десятилетий ХХ века.

Кельтская тема для многих современных читателей (в том числе и для автора этих строк) является новой, таящей в себе множество открытий. Поэтому издание можно рассматривать как своеобразное приглашение к путешествию на Северо-Запад Европы. Тем более что книга богато иллюстрирована черно-белыми фотографиями, помогающими увидеть красоту и величие тех мест, почувствовать визуальный контекст повествования.

Кельтские святые принадлежат эпохе неразделенной Церкви, и их жизнь, их поступки позволяют понять, чем жила Церковь в то время. А жила она любовью и внутренней свободой. Как замечает Шабанов, верующие почитали епископа Рима, как наследника апостола Петра, но они не предполагали, что такое почитание означает обязательное выполнение папских указаний. Поэтому они избегали унифицированного богослужения и не боялись вступать в долгий спор с Римом по поводу дня празднования Пасхи. Интересно, что у кельтов не было жестко организованных епархий, и вообще они были слабыми администраторами. Зато их святые писали стихи и много странствовали. Св. Коламба совершил немало миссионерских путешествий. Мы видим его то идущим с посохом из Ирландии в Британию, то плывущим в коракле – суденышке, сплетенном из ивняка и обтянутым кожей – к неизвестным островам.

Мир, в котором жил преподобный, был жестким, жестоким. Насилие, разбой являлись нормой. Так, на глазах у святого копьем убили женщину, а княжеский потомок ограбил дом бедняка. Но в то же время кельтская знать старалась придерживаться принятых в то время представлений о благородстве, гостеприимстве и покровительстве. Все это, в целом, сдерживало произвол. Сильные семейные связи имели свое продолжение в Церкви: священники, иеромонахи окормляли отдельные кланы. "Прихода" в нашем смысле просто не существовало.

Автор почти не касается общинного измерения жизни Кельтской Церкви, видимо, эта тема ему совсем не близка. Зато подробно пишет о чудесах Коламбы. Здесь мы встречаем и повествование о благословении воинов, одержавших решающую победу над врагами, и трогательный рассказ о ячмене, который, хотя и был посеян не вовремя, по слову святого, взошел.

По преданию, за свою долгую жизнь св. Коламба написал 300 книг и основал 300 монастырей. Главным из них считается обитель на острове Айона, рядом с Шотландией. Здесь сохранилась келья преподобного, хотя монастырь много раз за свою пятнадцативековую историю подвергался разорению, и от древних построек практически ничего не осталось. Монахи на острове занимались молитвенными подвигами и, так сказать, воцерковляли хозяйство. Но главным был, конечно, миссионерский посыл: сюда за словом Истины ехали и богатые и бедные, и знатные и простолюдины, отсюда звучала Благая весть.

Интересно, что Айона и сегодня остается центром паломничества. Автор книги вместе с поэтом, священником Российской Православной Церкви заграницей под омофором митрополита Виталия Станиславом Красовицким посетил эти места и подробно описал эту поездку в последней главе. На последних страницах своих очерков о. Александр пишет: "Быть может, наступит время, когда русские гиды станут водить экскурсии паломников по острову, рассказывая о святых Коламбе, Брендане, Колумбане и многих других миссионерах, монахах, шедших на огромный риск и неудобства во имя Христа. Они станут цитировать отрывки из "Жития" или стихи самого Коламбы, например, вот эти:
Славен в битве воин,
Наводящий страх;
Более прекрасен
В плаванье монах.
Путь его опасен
И в молитве труд
День и ночь в кораклах
По морю гребут"
(пер. С. Красовицкого).

На этом, наверное, можно было бы и поставить точку. Но события последнего времени заставляют нас сделать одно замечание. Недавно информационные агентства сообщили о создании Всероссийской противосектантской ассоциации. Вице-президентом ее стал о. Александр Шабанов, автор рецензируемой книги. Здесь не место углубляться в то, почему контрмиссионерство мешает миссионерской деятельности Церкви, почему вместо того, чтобы нести людям евангельское откровение, его деятели (всерьез считающие себя миссионерами) насаждают в обществе страх и закрытость. Мы просто констатируем этот факт. Внутри у человека есть разные комнаты, и часто они между собой имеют глухие перегородки. Определенно: "Голубь Церкви" не имеет отношения к заслуженному сектоборцу.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования