Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Валерий Емельянов. Маршалл Дж. С. Ходжсон. "Орден ассассинов", СПБ Евразия, 2004 г., 380 стр.


Общеизвестно, что слово " ассассин" и образованный от него глагол во многих европейских языках означает наемного убийцу. Изначальное значение этого слова в арабском и персидском языках не менее зловеще и обозначает обкуренного гашишем. За всеми этими, вызывающими не очень приятные ассоциации терминами, в исламе стоит течение, с самых ранних пор существования этой религии активно противопоставившее себя мэйнстриму этой религии. Речь идет о радикальном шиитском движении исмаилитов.

Исторические аспекты исмаилизма, надо отметить, довольно активно изучались в отечественном востоковедении советских времен, хотя результатом этих исследований были небольшие статьи в узкоакадемических журналах и сборниках. С некоторой долей условности к отечественной традиции изучения исмаилизма можно отнести труды русского по происхождению востоковеда Владимира Иванова, работавшего в Англии, а в конце жизни в Иране. Этого ученого можно назвать основоположником научного исследования исмаилизма.

Но до сих пор на русском языке нет обобщающего оригинального труда по исмаилизму. Вышедшая несколько лет назад переводная работа Фархада Дафтари " Краткая история исмаилизма" – труд исторический, в котором мало места уделяется сугубо религиозной специфике этого течения, да и фактологией, трудной для восприятия неспециалистом, книга перегружена весьма изрядно.

В этом смысле выход перевода книги Маршалла Ходжсона "Орден ассассинов", написанной еще в 1955 году, но до сих пор не утратившей своей актуальности, представляется очень необходимым.

В книге рассматривается история исмаилитов с VIII по XIII века, причем особенное внимание уделяется периоду X-XIII столетий. На это время приходится, во-первых, наибольшее количество источников, а во-вторых, именно в раннее средневековье сформировалась доктрина исмаилизма, на которую его последователи опираются и поныне. Важно также отметить, что труд Ходжсона можно назвать не столько историческим, сколько историософским, ибо основной акцент в нем делается на описание развития исмаилитской религиозно-философской мысли.

Изначальной целью написания своего труда автор провозгласил развенчание сложившегося, не без участия оппонентов исмаилитов, мифа (увы, дожившего и до третьего тысячелетия) о том, что исмаилиты – это всего лишь каста обкуренных наемных убийц, готовых безропотно выполнить самый жестокий приказ своих повелителей.

Отвергая утверждение о пристрастии к гашишу, как обязательном атрибуте исмаилитов, автор книги, тем не менее, в главе: "Исмаилитская политика: убийство" замечает, что исмаилиты, особенно в XII веке в борьбе против сельджуков активно используют, наряду с другими, и тактику убийств. В то же время Ходжсон пишет: "К сожалению, по вполне понятным причинам мы не можем дать сегодня адекватную оценку этой стороне низаритской истории (низариты – одна из ветвей исмаилизма, сохранившаяся до наших дней – В.Е). В общем и целом до нас дошли сведения лишь о наиболее выдающихся убийствах. Из-за этого мы не можем утверждать насколько представительной является выборка по источникам…" (с. 119). Как правило, указывается в книге, мотивами подобных убийств были два обстоятельства – самозащита, либо месть. А жертвами убийств обычно становились либо военачальники, либо "гражданские лица" из числа суннитских богословов и правоведов, пытавшихся восстановить народ против исмаилитов.

Но главная ценность рассматриваемой книги, безусловно, не в анализе " ассасинской легенды", а в развернутом описании теологии этого специфического направления в исламе.

Очень схематично суть этой теологии можно выразить так. Исмаилиты признают основные общеисламские положения, а также Коран – священное писание. При этом, если у суннитского большинства главной религиозной парадигмой является Богопоклонение, то у шиитов (к которым относятся и исмаилиты) – Богопознание. Однако только исмаилиты придали Богопознанию ведущее значение, став тем самым своеобразными мусульманскими гностиками. Именно в исмаилитской среде возникло учение о захир (внешней) и батин (внутренней, скрытой) стороне писаний и обрядов. Полноценная религиозность представлялась исмаилитам как осознание неразрывности этих двух начал, в том числе в религиозной жизни и практике.

Всевышний для исмаилитов – это не столько вечная и абсолютная личность, которому воздается поклонение и покорность (одно из толкований смысла арабского слова Аллах – Тот, которому все поклоняются), но некая абсолютная первоидея мира, принципиально непознаваемая. Однако ее частично можно узреть в различных явлениях и событиях этого мира, являющегося эманацией высшей истины, а также через историческую цепочку пророков и духовных руководителей – имамов. Причем, согласно исмаилитскому учению, развитие Откровения на пророке Мухаммаде не заканчивается, а продолжается в череде исмаилитских имамов. Последние наделяются не только особенной божественной благодатью, но считаются воплощением Всевышнего на земле. Имамы способны вводить или отменять шариат (божественное установление!), провозглашать День воскресенья и начало эсхатологической эпохи.

Именно эти два обстоятельства – тезис о продолжающемся Откровении, а также учение об имамах, стоящее на грани их обожествления – и обусловили враждебность к исмаилитам со стороны мусульманского большинства. Ведь основополагающими для ортодоксального ислама являются, во-первых, тезис о том, что на пророке Мухаммаде Откровение вплоть до последних дней человечества завершилось, а во-вторых, в исламе невозможно придание божественных качеств никакому, даже самому великому человеку, в том числе и последнему пророку.

Подробный и удобочитаемый разбор всех этих сюжетов можно найти на более чем 300 страницах рассматриваемой книги. Ее ценность очень повышает помещенный в приложении перевод части трактата XIII века "HaftBabi –i-Baba- Sayydi-na" – где популярно (для аудитории тех времен, конечно) излагается исмаилитское вероучение.

Несмотря на всю кажущуюся камерность и академичность вопроса он представляется имеющим значение для, как принято указывать в аннотациях к гуманитарной литературе, " специалистов и всех интересующихся…" Ведь во многом именно с исмаилитами связано то, что сегодня принято называть мусульманской наукой и культурой. Наконец, в наши дни в мире живет около 25 миллионов исмаилитов, возглавляемых имамом Каримом Ага Ханом IV, и представляющих собой наиболее образованную часть мусульманского сообщества.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования