Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Александр Гуревич. Фудель С.И. Собрание сочинений: В 3 томах / Сост., подгот. текста и коммент. прот. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной. - М.: "Русский путь", 2001-2005


Сергей Иосифович Фудель родился 13 января 1900 г. (31 декабря 1899 г.) в Москве в семье священника Иосифа Фуделя. В молодости ему довелось общаться со старцами Оптиной пустыни, Зосимовой пустыни, с отцом Алексием Мечевым. Сергей Иосифович поступил на философское отделение Московского университета, но в 1922 г., после окончания первого курса, был арестован. За Бутырской тюрьмой последовала ссылка в Усть-Сысольск Зырянского края (ныне Сыктывкар – столица Республики Коми). В лагерях и ссылках он встречался с митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым), епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым), архиепископом Фаддеем (Успенским). В течение всей последующей жизни С.И. Фудель духовно следовал за этими великими подвижниками XX века.

В 1932 г. последовал новый арест, лагерь и ссылка в Вологодскую область. После окончания второй ссылки Сергей Иосифович жил в Загорске (ныне Сергиев Посад), где скрывал у себя дома "непоминающего" архимандрита Серафима (Битюгова) и других опальных священников. Затем последовали война, фронт, а после возвращения в 1946 г. – третий арест и ссылка в Красноярский край.

Последнюю часть жизни Сергей Иосифович Фудель прожил в г. Покрове Владимирской области. Он так и не был реабилитирован, и стокилометровый рубеж сохранял свою силу для него до конца жизни. Из-за этого С.И. Фудель не смог вернуться в Москву или хотя бы приблизиться к ней. Именно к этому периоду относятся его наиболее важные религиозные произведения и воспоминания.

Жизнь Сергея Иосифовича Фуделя представляла собой тяжелый исповеднический путь. Сам С.И. Фудель, как духовный наставник, и его труды, "ходившие" в свое время в "самиздате", оказали большое влияние на духовное становление многих православных христиан.

В первый том собрания сочинений С.И. Фуделя вошли его "Воспоминания", собрание заметок и материалов "У стен Церкви", а также примыкающая по жанру к воспоминаниям работа "Моим детям и друзьям". Впервые собраны, прокомментированы и опубликованы письма С.И. Фуделя за последние 30 лет его жизни.

Работу над "Воспоминаниями" Фудель продолжал около 20 лет, постоянно добавляя новые главы и изменяя текст. "Воспоминания" С.И. Фуделя – это духовный документ эпохи. Они охватывают значительный период от начала XX века до середины 70-х годов. Немало страниц своих воспоминаний Сергей Иосифович посвятил своему отцу – протоиерею Иосифу Фуделю, последним оптинским старцам, которых С.И. Фудель знал лично, епископу Афанасию (Сахарову), протоиерею Валентину Свенцицкому, С.Н. Дурылину и другим. Последняя, восьмая глава, написанная позднее, повествует о годах, проведенных С.И. Фуделем в тюрьмах и ссылках, и о встречах там с верующими людьми.

Первые пять глав "Воспоминаний" С.И. Фуделя (в несколько иной редакции) ранее публиковались под псевдонимом Ф. Уделов в журнале "Вестник РХД" (1976, № 117; 1977, № 121, 123). Полностью "Воспоминания" были впервые опубликованы в 1991 г. в журнале "Новый мир" (№ 3, 4).

Произведение С.И. Фуделя "У стен Церкви" состоит из различных выписок и заметок, сделанных автором в разные годы. В этой работе историко-философское завещание "Воспоминаний" получает богословское наполнение. "Жизнь определенно кончается, а в душе еще много невысказанного. Сил на что-то цельное и большое у меня совсем нет, а поэтому решил записать то, что успею, в надежде, что и это может кому-нибудь пригодиться", – с присущими ему скромностью и смирением отмечает С.И. Фудель (т. 1, стр. 111). В этой книге С.И. Фудель с особой теплотой вспоминает своих духовных наставников и предшественников – епископа Фаддея (Успенского), архимандрита Серафима (Битюгова), протоиереев Николая Голубцова и Валентина Свенцицкого и многих других исповедников и мучеников за веру, с которыми С.И. Фуделя свела жизнь.

Выписки Фуделя, вошедшие в собрание "У стен Церкви", одновременно трогательны и духовно поучительны. Вот как, например, Сергей Иосифович описывает свои отношения со старцем Серафимом (Битюговым): "Около тепла святой души тает лед сердца. Мне трудно в каком-то смысле быть рядом со старцем, и в то же время, около него я снова, словно в материнском лоне. Может быть, и в лоне младенцы не всегда чувствуют себя уютно. Бесконечность человеческой заботы о всяком, кто к нему подходит, или кто нуждается в духовной помощи, в сочетании с уже не человеческой, но сверхчеловеческой силой, много духовного зрения, – вот как можно было бы приблизительно определить обаяние всякого истинного старца" (т. 1, стр. 113). Теплые, невыдуманные слова С.И. Фуделя могут помочь многим людям обрести тот духовный свет, который так трудно разглядеть в современной церковной действительности.

Книга С.И. Фуделя "У стен Церкви" – одно из наиболее известных его произведений, была широко распространена в самиздате. Впервые полностью она была опубликована в сборнике "Надежда" (вып. 2), подготовленном З.А. Крахмальниковой (Франкфурт-на-Майне, 1979). Отдельным изданием она была издана впервые в 1997 г. в издательстве Макариев-Решемской обители, а на английском языке – в 1989 г. в переводе С.С. Куломзиной.

Отдельными статьями представлены в собрании сочинений С.И. Фуделя воспоминания об отце Николае Голубцове, написанные автором, по всей вероятности, вскоре после смерти о. Николая в середине 1960-х гг., а также духовные заметки "Моим детям и друзьям", датированные 1955-1956 гг.

Первый том собрания сочинений завершается публикацией 194 писем С.И. Фуделя, написанных в 1946-1976 гг. и адресованных супруге В.М. Сытиной, сыну Н.С. Фуделю, дочери М.С. Желноваковой (Фудель), внучке М.Н. Казаковой (Фудель), а также друзьям и другим лицам. Это на сегодня наиболее полное собрание писем С.И. Фуделя, многие из которых имеют непреходящую духовную ценность.

Основу второго тома составляет подобранная и прокомментированная автором антология святоотеческих текстов "Путь Отцов". Первоначальная редакция этой антологии была завершена в Усмани (Липецкая область) 23 марта 1957 г., в Крестопоклонную субботу. В сентябре 1958 года пришел отзыв на неё от старца-епископа Афанасия (Сахарова): "Милость Божия буди с Вами, милый и дорогой мой Сереженька... Господь да поможет Вам шествовать "путем отцов"... Идея "монастыря в миру" для меня особенно дорога, и пропаганду ее я считаю совершенно необходимой... Ваша книга – прекраснейшее богословское обоснование возможности "монастыря в миру", – что писания отцов-аскетов могут быть полезны не только монахам, но и мирянам… Я очень бы хотел, чтобы ваша книга была напечатана. Знаю, что теперь это нелегко. Но если вы разрешите, я попытаюсь нащупать почву… С любовью обнимаю Вас и лобызаю, и паки прошу прощения. Спасайтесь о Господе. С любовью, богомолец Ваш, епископ Афанасий".

Книга "Путь отцов" состоит из 7 глав: 1) Первоисточная сила (о вере и памяти Божией), 2) О страхе Божием, 3) О духовном подвиге и благодати, 4) О воздержании и молитве, 5) О любви, 6) О молитве, 7) Осуществление ожидаемого (о плодах веры). В книге довольно мало авторских рассуждений. В основном она содержит отрывки из писаний святых и подвижников благочестия – авторов "Добротолюбия", Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Никодима Святогорца, Нила Сорского, Серафима Саровского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского и многих других.

Первая глава антологии начинается со слов святителя Игнатия (Брянчанинова): "Пребудьте в любви Моей (Ин. 15, 9), – сказал [Господь] ученикам Своим. Что значит пребывать в любви к Господу? – Значит непрестанно памятовать о Нем, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу". Сам Сергей Иосифович всей душой стремился идти "путем отцов", неукоснительно воплощать в своей жизни те заветы святых и подвижников, о которых он повествует в своей книге.

Впервые книга "Путь отцов" была издана в 1997 г. в издательстве Сретенского монастыря.

По времени написания (1959 г.) и по содержанию работа С.И. Фуделя "Церковь верных" примыкает к книге "Путь отцов". Первоначально эта работа считалась одним из приложений к книге "Путь отцов", но, по совету епископа Афанасия (Сахарова), автор выделил ее в отдельное произведение.

В основе еще одной работы С.И. Фуделя "Причастие вечной жизни", опубликованной во втором томе собрания сочинений, лежит статья Сергея Иосифовича "Об ощущении благодати", написанная в 1957-1959 гг. и первоначально также представлявшая собой приложение к книге "Путь отцов".

Здесь же опубликовано еще одно замечательное произведение С.И. Фуделя "Записки о литургии и Церкви", завершенное в период с 1972-го по 1976 г. Работа печатается по машинописной копии из собрания А.А. Бармина, сверенной с черновой рукописью из архива Д.М. Шаховского. Ранний вариант текста впервые был опубликован отдельной книгой в 1996 г. в издательстве Православного Свято-Тихоновского богословского института с комментарием Ю.С. Терентьева.

"Христианство, – пишет Сергей Иосифович в этой работе, – обрело свою постоянную духовную форму на Тайной вечере, и можно сказать, что христианство – это Тайная вечеря. Все христианство – в этом окружении учениками своего Учителя за бессмертной трапезой таинства: "Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь". Он – в центре, предающий Себя на распятие и уже предваряющий это распятие в том, что именно тут, за этим столом вечери Он отдает Свои тело и кровь на непостижимое сверхъестественное питание верующих. "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое". Узкий путь, на который повел за Собой Христос человечество после этой ночи, так явно превышает естественные склонности греховного человечества, что начало пути необходимо открылось сверхъестественным укреплением" (т. 2, стр. 287).

Второй том собрания сочинений завершается рядом меньших по объему статей богословской и церковной тематики: "Свет Церкви", "Соборность Церкви и экуменизм", "Священное предание", "Приступающему к крещению", "О церковном пении", "Записи об апостольских посланиях", "Итог всего".

В последней работе, написанной в конце 1976 г. или в начале 1977 г. и представляющей собой как бы духовное завещание С.И. Фуделя, автор еще раз свидетельствует о необходимости обретения каждым христианином любви Божией и "познания по действию Духа, во внутреннем своем человеке, Божественных тайн" (т. 2, стр. 399).

Только что вышедший из печати третий том собрания сочинений включает в себя работы, посвященные творчеству Ф.М. Достоевского, славянофилов (А.С. Хомякова и И.В. Киреевского), о. Павла Флоренского. В этот том вошли работы С.И. Фуделя "Наследство Достоевского", "Славянофильство и Церковь", "Оптинское издание аскетической литературы и семейство Киреевских", "Начало познания Церкви (Об отце Павле Флоренском)". Большинство указанных произведений опубликовано в новой редакции, на основе архивных материалов, черновиков и авторских автографов.

Произведение С.И. Фуделя "Наследство Достоевского" было издано отдельной книгой в 1998 г. в издательстве "Русский путь", "Славянофильство и Церковь" было опубликовано в журнале "Вестник РХД" (1978, № 125), а труд "Начало познания Церкви" впервые вышел отдельным изданием еще при жизни автора, в 1972 г., в Париже, в издательстве "YMCA-Press", под псевдонимом Ф.И. Уделов.

Собрание сочинений С.И. Фуделя готовилось к печати в течение около пяти лет (первый том вышел в 2001 г., а последний, третий, – в 2005 г.). Это, в значительной степени, было связано с тем, что за время подготовки рукописей к изданию был найден чрезвычайно богатый и интересный личный архив писателя, который позволил дополнить и существенно пересмотреть имевшиеся до этого тексты. Подробные комментарии, подготовленные протоиереем Николаем Балашовым и доктором филологических наук Л.И. Сараскиной, имеют значительную научную и практическую ценность.

Хочется надеяться, что прекрасно составленное и изданное трехтомное собрание сочинений Сергея Иосифовича Фуделя найдет своих благодарных читателей и во многом послужит их духовному становлению в наше, как всегда нелегкое и полное искушений и соблазнов, время.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования