Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Александр Гуревич. Гудавичус Эдвардас. История Литвы. Т. 1. С древнейших времен до 1569 года. – М.: Фонд им. И. Д. Сытина; BALTRUS, 2005. – 679 с.


В рамках издательского проекта посольства Литовской республики в Российской Федерации, посвященного предстоящему через четыре года празднованию 1000-летия образования Литовского государства, вышел в свет первый том фундаментальной истории Литвы.

Как отмечается в предисловии к русскому изданию книги, "Русь и Литва – ближайшие соседи, и это определяло их многовековые политические, экономические и культурные отношения в разные исторические периоды". Еще с древности русские и литовские князья породнились. Нередко представители знатных русских семейств переходили на службу в Литву, а литовцы, наоборот, - в Россию. В частности, в русской генеалогии известна княжеская ветвь гедиминовичей, ведущих свое происхождение от литовского князя Гедимина. К ним относятся, в частности, князья Голицыны, Куракины, Хованские, Патрикеевы, Мстиславские и Трубецкие, сыгравшие значительную роль в истории Российского государства.

Монография известного литовского историка, профессора Э. Гудавичуса является одной из первых фундаментальных работ, изданных на русском языке, в которой дается комплексное и всеобъемлющее описание истории Литвы.

Эдвардас Гудавичус родился в 1929 г. в Каунасе. Он окончил Каунасский политехнический институт (1953) и исторический факультет Вильнюсского университета (1968). В 1972 г. защитил кандидатскую, а в 1990 г. – докторскую диссертацию по истории. Работал старшим научным сотрудником Института истории АН Литвы. С 1975 г. преподает в Вильнюсском университете. Основная сфера интересов – исследования по истории Средних веков. Автор ряда книг и монографий на литовском языке: "Меты и знаки в Литве в XII-XX вв." (1980), "Первый Литовский статут" (совместно с С. Лазуткой, два тома, 1983-1985), "Крестовые войны в Прибалтике и Литва в XIII в." (1989), "Возникновение городов в Литве" (1991), "Миндовг" (1998) и др.

Работа "История Литвы" была впервые опубликована на литовском языке в 1999 г. Автор начинает свое исследование с древнейших времен – с археологических находок времен палеолита на территории современной Литвы. Однако посетителей портала www.portal-credo.ru и нас, в первую очередь, интересуют религиозные аспекты становления и развития литовского общества.

Как отмечает Э. Гудавичус, первое упоминание о Литве относится в 1009 г. в немецких Кведлинбургских анналах, где говорится о том, что здесь был убит миссионер – святой Брунон (Бруно) Бонифаций (стр. 29).

Особый интерес, по нашему мнению, представляет специальная глава, посвященная культуре языческой Литвы (стр. 183-194). Однако вызывает некоторое недоумение, что эта глава помещена автором почти в середине тома.

Автор справедливо подчеркивает, что литовское христианство сформировалось под влиянием двух тенденций – давления германских католических рыцарских орденов с запада, и православного Российского государства с востока. При этом воздействие германцев и их экспансия приобретала, по выражению автора, "брутальный характер". Начиная с XII век, один за другим следовали Крестовые походы (стр. 37).

С XIIIвека балтийские земли стали целью планомерной немецкой колонизации. Особенно активно действовал Орден меченосцев, а впоследствии Ливонский орден. В свою очередь, литовцы совершают набеги на Русь, разоренную татаро-монголами. Так, литовский князь Миндовг (скончался в 1263 г.) стал посылать своих подданных княжить на занимаемых русских землях (например, на Смоленщине), а сам пытался присваивать их владения. Однако великий князь Владимирский Ярослав и его сын Александр Невский успешно отражали набеги литовцев.

Опасаясь Крестовых походов и угрожавшей стране междоусобицы, литовский князь Миндовг после переговоров с представителем Ливонского ордена Андреасом Штирландом в начале 1251 г. принял крещение.

Летописные источники показывают, что Миндовг принял католичество скорее не по убеждению, а из-за неблагоприятной дляЛитвы политической обстановки. "Крещение же его льстиво бысть", - написано в Ипатьевской летописи. Впоследствии Миндовг отошел от католичества. Католицизация Литвы при Миндовге подвигалась медленно.

Весьма интересен образ Войшелка (сына Миндовга), о котором в исследовании Э. Гудавичуса, к сожалению, говорится недостаточно подробно. О жизни Войшелка, в частности, свидетельствует Ипатьевская летопись. В ней говорится, что он вначале был язычником: "Бяше же у него сын Воишелк же и дъчи. Дщерь же отда за Шварна за Даниловича до Холма. Boишелк же нача княжити в Новегородце, в поганстве буда, и нача проливати крови много. Убивашеть бо на всяк день по три, по четыре. Которого же днн не убьяшеть кого, печаловашеть тогда; коли же убьяшеть кого, тогда весел бяшеть". Впоследствии "вниде страх Божии во сердце его". Войшелк крестился в православную веру, принял монашеский сан (вероятно в Галицкой земле у известного своим благочестием инока Григория и живет в монастыре три года, "держаще правую веру крестьяньскую, преизлиха любяще веру и нищая").

Затем он отправляется на Святую Гору, но, не дойдя, возвращается, основывает монастырь на Немане и живет в нем.

Православие Войшелка сочетается с литовским патриотизмом. Через некоторое время после смерти отца он был приглашен на княжение в Литву и стал князем всей Литвы. Впоследствии он передал свое княжение Шварну, вернулся в монашество и поселился в монастыре святого Даниила в Угровске. По свидетельству летописей, Войшелк был убит во второй половине 1260-х гг.

Православное монашество принял также Римонт, сын литовского князя Тройдена. Под именем Елисей он подвизался в Лавришевском монастыре.

К середине XIV в. Великое княжество литовское занимало значительные территории. В его состав входили многие исконно русские земли - Полоцк, Витебск, Смоленск, так называемая Черная Русь, Северная земля, Волынь, Подолия и Киев. При этом русские оказывали значительное влияние на духовную и культурную жизнь Литвы. Так, великие князья Литовские Гедимин и Ольгерд были женаты на русских княжнах. Из семи сыновей Гедимина четыре были крещены в православие. Православными были и все двенадцать сыновей Ольгерда.

В XIV столетии обостряются отношения между Литвой и Москвой, и, наоборот, намечается сближение Литвы с католической Польшей. Это сближение нашло свое окончательное выражение в женитьбе великого князя Литовского Ягайла на польской королеве Ядвиге. Следствием этой женитьбы стало политическое соединение Литвы с Польшей в середине 1380-х гг. С этого времени начинается активная католизация Литвы и притеснение на ее территории православной веры.

Объединение с Польшей привело, как пишет автор, к значительному усилению влияния Польши на Литву. Практически сразу после объединения началось движение за сохранение суверенитета Литвы, которое возглавил князь Витовт. Ко времени его княжения относится начало церковной унии.

Первый том фундаментального исследования Э. Гудавичуса завершается 1569 годом, когда состоялся Люблинский сейм, закрепивший союз (унию) королевства Польского и Великого княжества Литовского. Автор называет решение этого сейма "люблинской трагедией". Он отмечает, что государственность Литвы была спасена, однако страна в рамках дуалистической концепции оказалась прикована к куда более сильному партнеру… Литва осталась политическим субъектом, но на ее развитие и судьбу решающее влияние стала оказывать Польша" (стр. 658).

В заключение необходимо сказать, что книга Э. Гудавичуса прекрасно иллюстрирована и снабжена в приложении картами Великого княжества Литовского. Особый интерес для читателей представляет цветная карта Литвы в XVIвеке.

Итак, будем ожидать появления русского издания очередного тома этого замечательного исторического исследования.

См. далее:

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=8386

В.А.Беднов. Православная Церковь в Литве и Галицкой Руси до Кревской Унии


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования